Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Дерегуляция: О валюте

Редакция

07.03.2018 298 0 0

Законопроект «О валюте», разработанн Национальным банком, декларирует принцип «разрешено все, что не запрещено законом». Однако предусматривает право регулятора подзаконными актами. Следовательно, говорить об ослаблении рано.

Чрезмерный контроль

Сегодня основные валютные операции регулируются нормативным актом, принятым еще в 1993 году, - декретом Кабинета Министров «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.93 №15-93. Кроме того, правоотношения, связанные с валютными операциями, нормированы многочисленными постановлениями НБУ.

Начиная с февраля 2014 регулятор постоянно выдает новые акты. Но если предыдущие имели временный характер, то последнее постановление от 13.12.2016 №410 является бессрочной. Она запрещает досрочно погашать кредиты, займы в иностранной валюте по договорам с нерезидентами. Суммы операции по продаже наличной иностранной валюты или банковских металлов одному лицу в день не могут превышать 150 000 грн. в пределах одного финансового учреждения. Только в гривнах выдаются средства через банкоматы.

Покупка (перечисление) иностранной валюты с целью возврата за рубеж денег, полученных зарубежными инвесторами по операциям по продаже ценных бумаг, корпоративных прав, денежных средств, полученных в результате уменьшения уставных капиталов юридических лиц, выхода из хозяйственных обществ иностранных инвесторов осуществляется только в случае одновременного соблюдения целого ряда различных условий. Также постановление запрещает (с определенными оговорками) покупку, перечисление иностранной валюты с целью возврата за границу инвестору дивидендов и покупку, перевод иностранной валюты на основании индивидуальных лицензий Нацбанка.

Упомянутые ограничения затрудняют использование иностранной валюты. При этом с начала текущего года НБУ регулярно.

С чего начали

Основным достижением стало принятие регулятором 23.02.2016 постановления №14, которая позволила физическим лицам размещать за рубежом валюту источником происхождения за пределами Украины без лицензий. Сейчас наши граждане могут размещать на зарубежных счетах деньги, полученные ими за рубежом в виде зарплаты, стипендии, пенсии, алиментов, дивидендов и тому подобное. Кроме того, физлица без лицензий Нацбанка могут осуществлять инвестиции за рубежом за счет указанных средств. При этом оставлено в силе требование о необходимости получения индивидуальной лицензии НБУ для перевода денег с Украины с целью их инвестирования или размещения на зарубежных счетах.

Еще одним достижением можно считать постановление от 15.06.2017 №54, которая позволила выдавать физлицам-резидентам, которые не являются субъектами хозяйствования, индивидуальные лицензии в электронной форме. Они выдаются на сумму до $ 50 тыс., Включая и только для определенного вида операций.

Пока декларации

Регулятор неоднократно заявлял о намерениях дальнейшей либерализации валютных операций и разработки единого закона «О валюте». В начале августа этого года Нацбанк все же обнародовал свой законопроект для общественного обсуждения.

В соответствии с ним все расчеты, проводимые на территории Украины, осуществляются исключительно в национальнийвалюти, кроме операций:

• в отношении иностранных инвестиций и возвращения инвестору прибыли, доходов и других средств, полученных в результате осуществления иностранных инвестиций;

• о предоставлении банковских и других финансовых услуг на основании банковской лицензии;

• небанковских финучреждений и национального оператора почтовой связи по предоставлению финансовых услуг на основании лицензий на осуществление валютных операций;

• других случаев, определенных НБУ.

Декларируется, что трансграничный перевод средств будет осуществляться в национальной и иностранной валюте без ограничений, но только через уполномоченные.

Также в ст.9 проекта предлагается закрепить, что перемещение физическими лицами валютных ценностей на сумму, превышающую € 10 тыс., Подлежит письменному декларированию. Причем никакой информации о необходимости представления подтверждающих документов не потребуется. По юрлиц соответствующие нормы оставлено без изменений.

Агенты надзора

Предусмотрено, что валютный надзор, кроме Нацбанка, других уполномоченных органов, осуществляющих еще и агенты валютного надзора.

Они непосредственно следят за выполнением требований валютного законодательства и отчитываются перед НБУ. Агенты имеют право требовать документы, связанные с осуществлением таких сделок. Но никаких более-менее конкретных положений, определяющих, какие именно учреждения могут выступать агентами, и их полномочия законопроект не содержит.

В ст.13 проекта определены меры защиты, которые регулятор может применять при наличии признаков неустойчивого финансового состояния банковской системы, давления на платежный баланс Украины, возникновение обстоятельств, угрожающих стабильности банковской и / или финансовой системы страны. В частности, это продажа части поступлений в валюте, установление сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту, установление особенностей проведения операций, связанных с движением капитала.

О предоставлении лицензий НБУ для осуществления отдельных операций проект ничего не говорит. Но все же предусмотрено предоставление специальных разрешений, которые, к сожалению, никак не конкретизированы.

Меры воздействия

Проект не содержит четко определенных временных ограничений сроков расчетов по экспортным и импортным операциям резидентов, но определяет, что Нацбанк имеет право принимать меры защиты в виде ограничения срока таких расчетов.

Предусмотрена пеня (0,3%) за каждый день просрочки суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара) в иностранной валюте. При этом общий размер начисленной пени не может превышать сумму такого выручки.

В проекте также предусмотрено принятие центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики, порядке применения мер воздействия, но никаких конкретных мер или механизмов привлечения правонарушителей к ответственности не определено.

Как видим, документ не содержит четко определенных регуляторных норм и будто декларирует принцип «разрешено все, что не запрещено законом». И все же предполагается существование целого ряда подзаконных актов, которые на самом деле будут определять основные условия проведения валютных операций. Таким образом, ожидать после принятия этого акта каких-то существенных послаблений пока рано.

http://zib.com.ua/ua/130597-zmini_na_valyutnomu_rinku_liberalizaciya_chi_ruchne_keruvann.html

Комментарии к материалу

Лучшие материалы