Об уплате туристического сбора
30.05.2016 671 0 0
ГУ ГФС в г. Киеве
ПИСЬМО
от 25.05.2016 № 11608/10 / 26-15-12-04-18
Главное управление ГФС в г. Киеве рассмотрело письмо .......... об уплате туристического сбора и в пределах своих полномочий сообщает.
Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов является НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ от 02.12.2010 года № 2755-VI, с изменениями и дополнениями (далее - Налоговый кодекс).
Согласно статье 10 Налогового кодекса туристический сбор относится к местным налогам и сборам.
Решением Киевского городского совета от 23.06.2011 года № 242/5629 «О местных налогах и сборах в г.. Киеве и акцизного налога» утверждено Положение о туристическом сборе в г. Киеве (далее - Положение).
Условия взимания туристического сбора определены статьей 268 раздела XII Налогового кодекса.
В соответствии с подпунктом 268.2.1 пункта 268.2 статьи 268 Налогового кодекса плательщиками туристического сбора являются граждане Украины, иностранцы, а также лица без гражданства, прибывающие на территорию административно-территориальной единицы, на которой действует решение сельского, поселкового и городского совета об установлении сбора и получают (потребляют) услуги по временному проживанию (ночевке) с обязательством покинуть место пребывания в указанный срок.
Наряду с этим, в соответствии с подпунктом 268.2.2 пункта 268.2 статьи 268 Налогового кодекса, плательщиками сбора не могут быть лица, которые:
а) постоянно проживают, в том числе на условиях договоров найма, в селе, поселке или городе, советами которых установлен такой сбор;
б) лица, прибывшие в командировку;
в) инвалиды, дети-инвалиды и лица, сопровождающие инвалидов I группы или детей-инвалидов (не более одного сопровождающего);
г) ветераны войны;
г) участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
д) лица, прибывшие по путевкам (курсовкам) на лечение, оздоровление, реабилитацию в лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждение, имеющие лицензию на медицинскую практику и аккредитацию центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере здравоохранения;
е) дети в возрасте до 18 лет;
е) детские лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждения.
В соответствии с подпунктом 5.1 пункта 5 Положения взимание сбора осуществляется:
а) администрациями гостиниц, кемпингов, мотелей, общежитий для приезжих и другими учреждениями гостиничного типа, санаторно-курортными учреждениями;
б) квартирно-посредническими организациями, которые направляют неорганизованных лиц на поселение в дома (квартиры), принадлежащие физическим лицам на праве собственности или на праве пользования по договору найма.
Налоговые агенты производят сбор во время предоставления услуг, связанных с временным проживанием (ночевкой), и указывают сумму уплаченного сбора отдельной строкой в счете (квитанции) на проживание (подпункта 6.1 пункта 6 Положения).
Статьей 3 Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» от 11.12.2003 № 1382-IV определено, что место пребывания - административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком менее шести месяцев в году; место жительства - жилье, расположенное на территории административно-территориальной единицы, в котором лицо проживает.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 раздела I Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за границу (с изменениями и дополнениями), утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 13.03.1998 № 59, установлено, что направление работника предприятия в командировку осуществляется руководителем этого предприятия или его заместителем и оформляется приказом (распоряжением) с указанием: пункта назначения, названия предприятия, куда командирован работник, срока и цели командировки.
Документами, подтверждающими связь такой командировки с основной деятельностью предприятия, являются, в частности (но не исключительно): приглашение принимающей стороны и деятельность которой совпадает с деятельностью предприятия, направляющего в командировку; заключенный договор или контракт; другие документы, устанавливающие или удостоверяющие желание установить гражданско-правовые отношения; документы, удостоверяющие участие командированного лица в переговорах, конференциях или симпозиумах, других мероприятиях, проводимых по тематике, совпадающей с деятельностью предприятия, направляет работника.
То есть, пребывание лица в командировке подтверждается приказом или распоряжением предприятия о направлении работника в командировку.
Учитывая указанное, освобождение от уплаты туристического сбора предусмотрено подпунктом 268.2.2 пункта 268.2 статьи 268 Налогового кодекса. С целью подтверждения правомерности предоставления льготы налоговый агент должен иметь копии соответствующих документов, подтверждающих принадлежность лица к льготной категории (путевки могут быть оригиналом). Лица, которые не предоставили соответствующих документов, удостоверяющих их принадлежность к льготной категории, являются плательщиками туристического сбора на общих основаниях.
Кроме этого, следует отметить, что статьей 36 Налогового кодекса установлено, что плательщики налога обязаны самостоятельно декларировать свои налоговые обязательства и определять соответствие проведения ими операций.
Оценка правомерности отражения в налоговом учете хозяйственных операций может быть осуществлена только в рамках налоговой проверки в соответствии с требованиями Налогового кодекса.
Согласно статье 52 Налогового кодекса налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена такая консультация.
Обращаем внимание, что письма ГУ ГФС в г. Киеве не являются нормативно-правовыми актами, а имеют только информационный характер и не устанавливают правовых норм и действуют до вступления в силу нормативно-правовых актов, изменяющих соответствующие правоотношения.
Заместитель начальника Е.М. Прудникова
Комментарии к материалу