Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Три основные направления, способные сдвинуть с места земельную реформу

Редакция

18.04.2017 129 0 0

В последнее время вновь набирает обороты дискуссия относительно земельной реформы. Ведь в Украине до сих пор не существует рынка земель (Верховная Рада в очередной раз продлила мораторий на продажу сельскохозяйственных угодий), а рынок аренды земли частично находится в тени. Стоит ли ожидать подвижек в этом вопросе в ближайшее время?

Отмена моратория

Целесообразно напомнить, что согласно меморандуму об экономической и финансовой политике между Украиной и Международным валютным фондом от 1.09.2016 наша страна обязалась принять закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения до конца мая 2017 г. При этом мораторий на продажу земли должен утратить силу с конца этого же года.

Вопрос отмены запрета представляется одним из ключевых и наиболее спорных. Основные аргументы оппонентов заключаются в том, что отмена моратория якобы приведет к «хищение» земель по низкой стартовой цене, их скупке иностранцами, обнищание крестьян, которые не смогут конкурировать с крупными агрохолдингами и тому подобное. Вместе с тем почему-то «забывают» о целесообразности создания конкурентной среды аграриев и, соответственно, о возможности для владельцев паев получать больше средств за аренду или продажу, доступ к кредитованию, рост объемов инвестиций и преодоления ряда коррупционных схем, связанных с изменением целевого назначения участков и операций с государственной землей.

Эти, а также другие вопросы, связанные с продажей сельскохозяйственных угодий, призван урегулировать закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который пока существует в виде проекта №5535. Он предусматривает поэтапное формирование рынка земель и предоставления иностранцам дальнейшего доступа к их приобретению в Украине. Также устанавливаются определенные ограничения на владение — 500 га для физических лиц и до 33% сельскохозяйственных полей объединенной территориальной общины и/или района — для юридических.

Конечно, проект имеет определенные недостатки и нуждается в дополнительном обсуждении и доработке.

Отдельного внимания заслуживают положения, согласно которым лица, которые приобрели сельскохозяйственные земли в собственность, однако не могут иметь их в собственности в соответствии с требованиями закона, обязаны отчуждать такое имущество в течение года с даты приобретения права собственности. При этом не совсем понятно, кто и как будет проверять правомерность завладения такими угодьями.

Спорным также представляется положение о возможности государства сдать участок в аренду несмотря на желание владельца в случае, если она не используется по целевому назначению.

Одновременно целесообразно было бы также урегулировать вопрос инфраструктуры при продаже земель государственной и коммунальной собственности. Если соответствующая инфраструктура после продажи остается в собственности громады, то надо решать вопрос по ее содержанию в надлежащем состоянии и порядке использования.

В общем снятие моратория и, соответственно, создания рынка земель не является слишком популярным решением с политической точки зрения. Однако законодатели вряд ли смогут долго откладывать этот вопрос, учитывая требования МВФ, а потому ожидаем, что закон будет принят уже этой весной.

Подробнее: http://zib.com.ua/

 

Комментарии к материалу

Лучшие материалы