Создание службы управления персоналом в государственных органах
09.09.2016 855 0 0
На замену кадровым службам госорганов должны прийти службы управления персоналом. Рассмотрим основные принципы и требования к организации таких служб Законом Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 № 889-VIII (далее - Закон № 889) предусмотрено требование о создании в госорганах службы управления персоналом.
Правовую основу деятельности служб управления персоналом составляют:
- cтатья 18 «Служба управления персоналом государственного органа» Закона № 889;
- типовое положение о службе управления персоналом государственного органа, утвержденное приказом Нацдержслужбы от 03.03.2016 № 47 (далее - Положение № 47).
Это, конечно, не исчерпывающий список. Некоторые нормы по различным вопросам функционирования госслужбы содержатся и в других статьях Закона № 889.
Основные принципы формирования службы управления персоналом Частью первой статьи 18 Закона № 889 и пунктом 1 раздела I Положения № 47 определены организационно-правовую форму и численность службы управления персоналом в госорганах.
Она формируется на следующих принципах:
- одна из двух форм организационно-правовых форм - самостоятельное структурное подразделение государственного органа или специалист по персоналу;
- организационно-правовая форма зависит от численности персонала в госоргане;
- обязанности службы управления персоналом могут быть возложены на одного из государственных служащих, если численность государственного органа составляет менее 10-ти человек.
Кабинет Министров Украины отдельно урегулировал вопросы функционирования службы управления персоналом в аппарате и структурных подразделениях местных государственных администраций. Постановлением от 22.07.2016 № 465 изложены в новой редакции абзац 1 пункта 20 Типового регламента местной государственной администрации, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 11.12.1999 № 2263.
Организацию кадровой работы в аппарате местной госадминистрации и в структурных подразделениях местной госадминистрации осуществляет служба управления персоналом, а в подразделениях, имеющих штатную численность до пяти человек, выполнения кадровой работы возлагается по решению их руководителей на одного из работников.
Количество работников при определении формы службы управления персоналом в госоргане Положением № 47 не установлено конкретных требований к тому, в каких случаях должен быть создан самостоятельное структурное подразделение, а в каких введено должность специалиста по вопросам персонала.
Несколько правил этого можно сформулировать, опираясь на установленное соотношение: до 20-ти человек на одного специалиста службы управления персоналом (абз. 3 п. 1 раздела I Положения № 47).
Итак, если численность государственного органа превышает 20 человек, в службе управления персоналом должно быть не менее 2 специалисты. В то же время Закон № 889 и Положение № 47 не предусматривают введение двух или более должностей специалистов по вопросам персонала. Из этого логически следует: в государственном органе с численностью работников 21 человек и более служба управления персоналом образуется исключительно в форме самостоятельного структурного подразделения.
В государственных органах, численностью до 20-ти человек включительно, руководствуемся общим правилом, установленным абзацем 1 пункта 1 раздела I Положения № 47: В государственном органе в зависимости от численности персонала образуется самостоятельное структурное подразделение или вводится должность специалиста по вопросам персонала. При этом в государственных органах с численностью персонала до 9-ти человек включительно обязанности службы управления персоналом могут быть возложены на одного из государственных служащих. Эту норму не следует рассматривать как единственно возможный вариант.
По решению уполномоченного субъекта в таких органах может быть введена должность специалиста по вопросам персонала.
Возможность образования в указанных государственных органах службы управления персоналом в качестве самостоятельного структурного подразделения составляет разве что теоретический интерес, однако юридически это также возможно.
Принадлежит к службе управления персоналом госслужащий, выполняет ее обязанности Государственного служащего, исполняющего обязанности службы управления персоналом, не идентифицированы со службой управления персоналом.
Поэтому, если в госоргане имеет самостоятельного структурного подразделения по вопросам персонала и не введено должность специалиста по вопросам персонала, можно констатировать, что службы управления персоналом в этом органе не создано.
Полномочия этой службы осуществляет один из государственных служащих, для которого они являются дополнением к основным должностных обязанностей.
Похожая ситуация имела место до вступления в силу Закона № 889 Однако существенная разница заключается в том, что согласно Порядку № 47 возложении полномочий службы управления персоналом одного из государственных служащих допускается только в государственных органах с численностью до 9-ти работников включительно.
Название должности для специалиста по вопросам персонала Изменением № 5 в Национальный классификатор Украины ДК 003: 2010 «Классификатор профессий», утвержденного приказом Госпотребстандарта Украины «Об утверждении, внесении изменений и отмене нормативных документов» от 28.07.2010 № 327, вместо названия «специалист по вопросам кадровой работы и государственной службы» введено «специалист по вопросам персонала государственной службы».
Источник: http://www.kadrovik01.com.ua/
Комментарии к материалу