Развитие конкурентного рынка теплоэнергии в Украине позволит снизить тарифы и улучшить качество услуг
21.11.2016 110 0 0
Внедрение в Украине конкурентного рынка тепловой энергии будет способствовать защите экономических интересов потребителей, оздоровлению коммунальной инфраструктуры и повышению энергоэффективности.
В Украине можно успешно реализовать модель конкурентного энергорынка, известную как модель «единого покупателя», наиболее распространенную в системах централизованного теплоснабжения стран Европы. Согласно данной модели, поставщик/оператор сети закупает тепловую энергию от всех производителей и продает ее потребителям по одинаковым ценам и на равных условиях.
Обязательным условием для создания и успешного развития в Украине конкурентного энергорынка является внедрение анбандлинга (финансового, юридического разделения/распределения собственности).
Минимальным необходимым требованием является внедрение финансового анбандлинга, предусматривающего распределенный учет доходов и затрат и установление соответствующих тарифов по каждому виду лицензированной деятельности.
При реализации рынка сеть централизованного теплоснабжения целесообразно будет сохранить в коммунальной собственности. В новой модели рынка регулятор получит возможность устанавливать только предельную цену товара или услуги, а лицензиаты смогут снижать цены по своему усмотрению на открытых торгах.
Деятельность независимых производителей, отпускающих не более 1/3 годового потребления тепловой энергии, предлагается сделать нерегулируемой, со свободным формированием цен на нее.
Предложенная авторами модель рынка предусматривает также использование рыночных инструментов для привлечения инвестиций.
С целью привлечения инвестиций необходимо внедрить рыночные механизмы и стимулирующее тарифообразование (RAB-регулирование) для тарифов на транспортировку тепловой энергии. Уровень доходности в секторе теплоснабжения должен быть сопоставим с другими секторами экономики и учитывать риски рынка. В среднем уровень доходности на инвестированный капитал в энергетике составляет 15%, что является более привлекательным как для инвесторов, так и для организаций, осуществляющих финансирование. Таким образом, должны быть созданы экономические предпосылки для появления новых производителей теплоэнергии и защиты их экономических интересов на период не меньший, чем период окупаемости реализуемых проектов.
В разных странах, где функционирует конкурентный рынок тепловой энергии, практикуются свои собственные подходы к формированию тарифов, защите инвестиций и коммунальных предприятий, которые также будут привлечены к рыночной конкуренции. Так, коммунальная собственность, которая используется неэффективно, сможет начать работать в интересах потребителей, которые перестанут страдать от высоких тарифов и некачественных услуг.
Поэтому на государственном уровне необходимо принять решение о том, продолжать ли защищать неэффективные, устаревшие и изношенные коммунальные предприятия теплоснабжения или же начать защищать экономические интересы потребителей.
Источник: http://zn.ua/
Комментарии к материалу