Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

От частных фирм к коллективной собственности: как будет выглядеть новая бизнес-модель

Редакция

06.02.2017 133 0 0

До сих пор частные фирмы не являлись основным способом, чтобы сплотить людей для создания экономической ценности. Экономическая ценность – это единство экономической полезности блага и экономических затрат на его производство.

Фирмы нанимают людей, тем самым дают им возможность тесно сотрудничать. Пространства для развития собственных креативных идей здесь просто нет. Ими полностью управляют руководители, исполнительные директора и, в конечном счете, инвесторы. Как результат, прибыль этих частных фирм неравномерно распределяется между простыми работниками и руководящим составом (в пользу последних). А это еще раз акцентирует внимание на серьезной проблеме в обществе, речь идет о неравенстве.

Ключевое значение работы экономической системы было осознано благодаря статье Рональда Коуза «Природа фирмы» (1937 г.). Он показал, что нужно для того, чтобы свести к минимуму трансакционные издержки между участниками. Первоначально трансакционные издержки были определены как «издержки пользования рыночным механизмом». Позднее это понятие стало обозначать любые виды издержек, сопровождающих взаимодействие экономических агентов на рынке или внутри организаций, так как деловое сотрудничество в рамках иерархических структур (какими являются фирмы) также несвободно от трений и потерь.

В наше время Интернет напичкан всевозможными онлайн-инструментами: электронная почта, скайп, … – и это действительно обеспечивает среду, в которой сотрудничать с другими людьми стало намного проще.

Таким образом, сформировался вопрос: что такое фирма в современном мире? Есть ли необходимость до сих пор находиться в частной собственности? Как мы можем использовать Интернет, чтобы сформировать более сплоченные группы людей для создания экономической ценности?

Коллективная собственность

Возьмем, к примеру, Webpack – популярная программа для сборки проектов с более чем 230 участников по всему миру. Это открытый коллектив, где нет единого владельца. Каждый может присоединиться к команде и сделать свой вклад. Сейчас коллектив предоставляет платные услуги внешнему миру. И это только начало. В будущем любой участник сможет также предлагать платные услуги местным компаниям: мастер-классы, презентации, консультации, …, используя таким образом репутацию и одобрение коллектива.

В этой модели собственности нет босса и никакой иерархии. Решения и инициативы распространяются с помощью сети. Каждый человек имеет возможность обратиться к компаниям, которые он находит в своей персональной сети, с целью предоставить новые возможности для бизнеса. Также можно обратиться к кому-либо в обществе, чтобы найти помощь или объединить усилия с целью создания проекта.

Доступность информации обеспечивает доверительные отношения. Перед тем, как компания нанимает кого-то из коллектива для той или иной работы, они могут легко убедиться в том, что этот человек действительно является хорошим специалистом. Ведь есть возможность посмотреть результаты предыдущих проектов, и узнать поможет ли компания воплотить то, что вы задумали.

Когда вы сотрудничаете из представителем этого сообщества, то вы вовлекаете в работу гораздо больше, чем одного конкретного человека. Вы можете также извлечь выгоду из коллективного интеллекта общества, к которому он принадлежит. Коллектив, способный генерировать продуктивные идеи для развития бизнеса, будет иметь хорошую репутацию, тем самым он все чаще будет сотрудничать с заказчиками и развивать связи с внешним миром. В результате, коллектив будет получать прибыль, которая будет разделяться соответственно интеллектуальным вложениям каждого участника.

Эта модель не ограничивается открытыми сообществами. Любое сообщество, которое имеет общие задачи и общие ценности, могло бы использовать эту модель.

Успех заключается в том, чтобы разработать коллективную репутацию. Сделать это легко: нужно привлечь пользователей, показать всю заинтересованность в их проблеме и приложить максимально усилий для ее решения. Понятно, что преступить к разработке коллективного интеллекта – эта самая сложная задача, ведь нужно понять и выучить алгоритм действия. Для этого будет полезно посещать тренинги или форумы, где пользователи могут учиться друг у друга. Для начала важно знать, какие услуги выгодно предоставлять сторонним компаниям, а также как рекламировать эти услуги на коллективном уровне.

В такой модели собственности прибыль не находится исключительно на вершине пирамиды, наоборот, большая часть доходов распространяется по краям коллектива. Имеется в виду, что больший доход получают те, кто фактически выполняет работу. Часть прибыли идет на благо всего коллектива с целью улучшения условий работы для всех и для повышения коллективной репутации.

Для того, чтобы функционировать в течение долгого времени, коллектив также должен убедиться в том, что он может привлекать новых людей и обучать их должным образом, чтобы они могли, в свою очередь, также создавать экономическую ценность для себя и коллектива.

Таким образом, коллектив становится живым организмом. У него появляется цель и он позитивно влияет на окружающую среду. Люди (составляющие части коллектива) исполняют роль своеобразных клеток, которые помогают всему организму (коллективу) достичь поставленной цели.

Вот такие коллективные проекты могут полностью заменить частные фирмы в будущем. Возможно, такая модель поможет возобновить справедливость, и каждый работник будет получать прибыль в зависимости от собственных знаний и способностей, а не высоты занимаемой должности.

Источник: http://hyser.com.ua/

Комментарии к материалу

Лучшие материалы