Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Национальные особенности налоговой реформы: МВФ опубликовал отчет относительно Украины

Редакция

09.03.2016 214 0 0

Как Фонд видит налоговую реформу и готово ли украинское правительство выполнять его рекомендации.

Вчера МВФ опубликовал отчет об Украине, который содержит ряд рекомендаций от экспертов Фонда. Доклад основан на данных по состоянию на октябрь 2015 и посвящен уменьшению ЕСВ и гармонизации системы налогообложения предприятий и малого бизнеса. В предыдущем отчете (IMF, Restoring a Strategic Approach to Tax Reform ( "Восстановление стратегического подхода к налоговой реформы», март 2015-го. - Forbes) было отмечено, что социальные взносы в Украине очень высокие.

В то же время утверждают, что вполне обоснованно было бы предположить, что это связано с большим неформальным сектором, по борьбе с которым МВФ дает весьма неоднозначные советы. Например, либерализация законодательства в сфере банковской тайны. Несмотря на то что отчет носит рекомендательный характер, учитывая его содержание можно сделать вывод, что эти рекомендации существенно повлияли на формирование новой налоговой политики Министерства финансов. Некоторые рекомендации Минфин уже принял во внимание, а другие наверное внедрять в течение последующих лет.

«Отчет технической миссии - это отчет, с которым я работала каждый день в течение двух недель, и я его знаю хорошо. Для нас это было хорошим подспорьем на пути разработки налоговой реформы. Это дополнительный взгляд, который мы использовали при ее обсуждении », - объясняет заместитель министра финансов Елена Макеева.

Учитывая специфический ходе обсуждения налоговой реформы, можно сделать вывод, что советы Фонда оказали большое влияние на Минфин. В то же время для сторонников «либерального» варианта фискальных нововведений рекомендации Фонда «подспорьем» не были. Как видно из отчета, МВФ не уделяет особого внимания возможным вариантам стимулирования экономики страны, не переставая при этом говорить о расширении базы налогообложения.

В результате ряд рекомендаций Фонда уже было воплощено в налоговой реформе Минфина, а еще часть из них будет реализовываться в течение 2016 года. «Недавно министр финансов определила пять основных акцентов, которые мы для себя видим в KPI этого года. Один из них - завершение налоговой реформы », - отмечает Макеева.

Конец «упрощенки»

Одна из самых резонансных норм, которая в этом году может постичь украинский бизнес, - отмена упрощенной системы налогообложения для юрлиц. «Юридических лиц также должно быть лишено возможности использовать реформированный упрощенный режим налогообложения. [...] Практика большинства стран заключается в отказе от распространения режима упрощенного налогообложения на юридических лиц », - говорится в отчете МВФ.

В рекомендациях Фонда также указано, что право на применение «упрощенки» должны предоставлять только по-настоящему малым налогоплательщикам. Целью этих систем должно быть упрощение соблюдения законодательства малыми предприятиями, которые не в состоянии выполнять все требования к администрированию и бухгалтерского учета, обязательные для крупных налогоплательщиков.

Однако если эту норму в прошлом году так и не было зафиксировано в законе, то в этом году с большой долей вероятности ее все-таки попытаются ввести. «Упрощенная система налогообложения должна остаться, но ее нужно модифицировать, чтобы не дать крупному бизнесу дробиться и использовать упрощенную систему с целью оптимизации и минимизации налогов», - уточняет Макеева.

Битва с «тенью»

В целом оптимизации налогов в отчете МВФ уделено много внимания. И эксперты Фонда закономерно отмечают, что бороться с этим стоит не только снижением ЕСВ. «Неформальность - это многомерная проблема, и борьба с ней только путем снижения ставок ЕСВ может не принести никаких последствий», - говорится в документе.

Эксперты Международного валютного фонда отметили, что работодателям приходится оплачивать фальсифицированные счета, чтобы покрыть ту часть зарплат, которую выплачивают наличными. Инструменты, которые предлагает Фонд, довольно противоречивы. «Полномочия ДФС по расследованию операций такого типа компаний [практикующих оптимизации налогообложения] очень ограничены из-за строгость законодательства о банковской тайне», - говорится в отчете МВФ.

Эксперты Международного валютного фонда уточняют, что в настоящее время Государственная фискальная служба имеет возможность получить доступ к банковским выпискам только по решению суда, а полученная таким образом информация сводится, как правило, в данных об остатках средств на счетах. «Чтобы принять решительных шагов против расширения неформального сектора, необходимо будет смягчить законодательство о банковской тайне: например, сделать так, чтобы для получения информации нужно было только соответствующее решение Национального банка», - советуют аналитики.

Хотя такие рекомендации представляются логичными, Фонд почти игнорирует коррупционную составляющую в работе фискальной службы. На фоне того, что премьер-министр Арсений Яценюк признал: победить коррупцию в ДФС не удалось, такие рекомендации Фонда выглядят довольно противоречивыми.

«Что касается незарегистрированной части экономики - основной массы теневой экономики, здесь необходим подход, который я называю подходом« конверсии ». Когда конструктивную деятельность в этой сфере нужно максимально конвертировать в сферу прозрачных отношений. Для того чтобы эта конверсия состоялась, необходимо отсекать сферы, способствуют тенизации », - объясняет президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило. По его словам, речь идет прежде всего о коррупции, которая препятствует реформам и поглощает значительную часть необходимых для развития ресурсов. И особенно остро такие перекосы ощущаются в кризисное время.

«Надо меньше пить»

Немало внимания Фонд уделил и вопросу акцизов, отметив «очень низкий» уровень налоговой нагрузки на многие подакцизных товаров - вино, табачные изделия и пиво. Более того, по мнению Фонда, Украина имеет самый высокий в мире уровень потребления незарегистрированного алкоголя. «Такая ситуация влечет за собой двойные негативные последствия: повышает риски потребления алкоголя и способствует избежанию налогообложения», - говорится в отчете.

Эксперты МВФ уверены, что, кроме уменьшения налоговой базы, это приводит к значительным расходам на здравоохранение. «Огромные негативные последствия оправдывают применение агрессивного подхода к повышению ставок акцизов на алкогольные напитки», - отмечают специалисты Фонда. В итоге можно ожидать значительного повышения акцизов на алкоголь уже в ближайшем будущем. Что касается табака, акцизные сборы на товары этой категории Фонд рекомендует повысить до уровня стран ЕС в среднесрочной перспективе.

Выборочное взаимопонимания

Можно констатировать, что Минфин прислушался не до всех рекомендаций Фонда. Несмотря на снижение ставки ЕСВ, Фонд предлагал искать компенсаторы в разных налогам, одним из которых был НДС. По словам Макеевой, повышение НДС до 21% дало бы около 10 млрд гривен налогового дохода. «Мы эту идею обсуждали и просчитывали, но для себя поняли, что это непопулярная мера. В конце концов отказались от нее. Она не нашла поддержки ни в Минфине, ни в правительстве », - отмечает Макеева.

В целом же рекомендации МВФ типичные для кредитора, который навязывает Украине политику «санации». Большой проблемой остается то, что украинская экономика в нынешних условиях не в состоянии выбраться из рецессии. Налоговая система страны, по-прежнему несовершенна и никоим образом не способствует привлечению инвестиций. Более того, советы Фонда часто неактуальны для Украины, поскольку не учитывают коррупционных факторов, присущих госструктурам.

«Если мы говорим о борьбе с теневой экономикой за счет усиления фискальных процедур, это может противоречить задачам антикризисной политики. Антикризисная политика в наших условиях - это максимальное стимулирование предпринимательской деятельности, снижение издержек ее ведения, насколько это возможно », - указывает Жалило.

Это можно сделать с помощью налогового реформирования, за счет упрощения и автоматизации процедур, снижение субъективизма в налоговых процедурах. «К сожалению, в предложенных реформах Минфина в комплекте с бюджетом 2016 их почти не было», - резюмирует эксперт.

Источник: Forbes.ua

Комментарии к материалу

Лучшие материалы