Что ждать от налоговых новшеств
03.07.2015 152 0 1
С 1 июля вступили в силу нововведения в Налоговый кодекс. Законодатели приравняли пиво к алкоголю, ввели налог на авто, а также новые акцизы на алкоголь и табак; запустили систему электронного администрирования НДС. Forbes разбирался, чем обернутся новшества для украинского бизнеса.
Главной обсуждаемой темой стало приравнивание пива к алкоголю. Авторы законопроекта уже стали легендарными личностями в демотиваторах в интернете, так же, как и новость о запрете продажи алкоголя в киосках.
К алкогольным напиткам теперь приравниваются продукты спиртового брожения с содержанием спирта свыше 0,5%. Цель изменений – дополнительно пополнить местные бюджеты благодаря сбору средств от лицензий на оптовую и розничную продажу пива. Была запрещена и реклама этого продукта.
Производителям пива теперь предстоит лицензирование производства пива. Будут устанавливаться минимальные оптовые и розничные цены на пиво, изменились требования к месту хранения этилового спирта, введена обязательная сертификация импортной и украинской продукции, лицензирование производства, импорта и экспорта пива.
«Нововведение не вовремя. Оно напрямую отразится на крафтовых пивоварнях – небольших производствах, которые только начали активно развиваться в Украине. Также это серьезно скажется на ресторанах с пивоварнями. Они не смогут оплатить новую сумму для пивоваров – полмиллиона гривен за лицензию», – предупреждает ресторатор Дима Борисов. По его словам, на обычных ресторанах нововведение не отразится, поскольку они и так покупают ежегодно общую лицензию на торговлю алкоголем.
К тому же пивоварам запрещено рекламировать пиво – использовать товарные знаки на торговом оборудовании, расположенном внутри торговой точки. А еще нельзя, чтобы были брендированные стулья, столики, тенты и зонты. Изыматься не будут только брендированные бокалы и пепельницы.
«Отрасль на протяжении последних лет вложила в торговое оборудование около $520 млн. Теперь данные инвестиции могут быть в один миг потеряны, а индустрия ХоРеКа (отели; рестораны; кафе) вернется на несколько десятилетий назад. Результатом станет не только сокращение «цивилизованных» каналов продажи пива, но и рабочих мест в ХоРеКа, которые во многом зависят от продаж нашей продукции», – прогнозирует Денис Хренов, и.о. генерального директора «САН ИнБев Украина».
Изменяются и требования к информации на упаковке продукции. Часть ее следует обязательно указывать на лицевой стороне этикетки.
По словам Дениса Хренова, такое незначительное изменение приведет к тому, что производители пива с июля с.г. должны будут просто утилизировать все имеющиеся в запасах этикетки и прочую упаковку на сумму более 200 млн гривен.
Отныне запрещена телевизионная реклама в дневное время и спонсорство спортивных мероприятий и команд. Пивоваренные компании уже длительное время являются партнерами и спонсорами Федерации футбола Украины, Национальной сборной Украины по футболу, ячеек Олимпийской сборной и других спортивных и культурных организаций.
«Нам не известны примеры запрета спонсирования производителями пива спортивных команд в Европе. Наоборот, это постоянная практика, а пивоваренные компании – надежные партнеры для спортивных команд со всего мира», – подчеркивает Денис Хренов.
Продаваться пиво будет также на общих условиях продажи алкоголя – в учреждениях организованной торговли, которые занимают площадь не меньше 20 кв. м.
Вопрос новых авто
Согласно нововведениям, налогом облагаются легковые автомобили не старше пяти лет, объем двигателя которых превышает 3000 куб. см. Если автомобилем владеют в течение года, налог составит 25 000 гривен. За месяц владения таким авто нужно будет заплатить 2083 гривны. Для нового владельца налог начисляется с того месяца, когда к нему перешло право собственности.
«В Украине таких автомобилей не более 5500», – говорит генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.
По его словам, с 1 января украинцы практически перестали покупать новые авто, и вряд ли начнут снова. Сейчас налогом облагается 20% авто, но постепенно это число сократится, и года через четыре облагать налогом будет некого.
Рада пошла навстречу предпринимателям
02.07.2015 Верховная рада также проголосовала во втором чтении и в целом законопроект №1088 «Овнесении изменений в закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций (РРО) в сфере торговли, общественного питания и услуг» (относительно государственных гарантий субъектам хозяйствования в применении ими регистраторов)».
Кассовые аппараты не должны устанавливать предприниматели первой группы и предприниматели-физлица второй и третьей групп, доход которых составляет менее 1 млн гривен.
Если же бизнес стал приносить больше миллиона гривен, кассовые аппараты должны применяться с первого числа месяца, следующего за кварталом, в котором достигнуто превышение такого размера дохода.
Как ранее писала в Forbes заместитель министра финансов Елена Макеева: «В 2010 году применение кассовых аппаратов было обязательным в 43% стран ЕС, сегодня эта цифра значительно выше. Европейские эксперты в 70% случаев говорят об эффективности такого инструмента в стимулировании соблюдения правил налогообложения бизнесом».«Это тот случай, когда лучше поздно, чем никогда. Определенно, что вопрос с РРО для третьей и второй групп единоналожников необходимо было решать раньше, чтобы не возникло напряжение в бизнес-среде. Основная часть сознательного бизнеса и так уже давно использует кассовые аппараты. А вот те, кто использовал единщиков для оптимизации финансовых потоков и получения наличности, будут активно пересматривать налоговое планирование», – уверен Андрей Фомичев, адвокат, руководитель практики налогового права АО «Юскутум».
По его словам, единственным вопросом во всей этой эпопее с РРО остается (или возникнет в ближайшее время) оборот в 1 млн гривен, превышая который, необходимо включать кассовые аппараты. Это, конечно же, количественный вопрос. Однако с нашей инфляцией, курсом валют и т.д., данный порог слишком мал.
Согласно данным Государственной регуляторной службы Украины, стоимость внедрения РРО для 3-й группы составит 4 млрд гривен, а для 2-й – 370 млрд гривен
Применение закона поможет снизить долю теневого рынка, который, по оценкам опрошенных Forbes экспертов, составляет более 60% ВВП, а также ужесточит контроль над обращением наличной гривны, позволит сократить объемы нелегального товара.
«Данное нововведение является попыткой компромисса между законодателями и малым бизнесом. Если бы этот закон приняли в его первоначальной редакции, он вызвал бы значительно больший резонанс, учитывая многочисленные обращения общественных организаций и жесткую дискуссию по данному вопросу в бизнес-среде. Исключение из сферы применения РРО плательщиков единого налога – физических лиц второй и третьей групп независимо от выбранного вида деятельности, у которых на протяжении календарного года объем дохода не превышает 1 млн гривен, снимает дополнительное фискальное бремя по внедрению РРО с наиболее многочисленного слоя предпринимателей», – объясняет директор налогового департамента аудиторской компании Baker Tilly Ukraine Татьяна Стретович.
По ее словам, ввиду отсутствия действенного механизма контроля за полнотой оприходования выручки плательщиками единого налога, можно ожидать вывода части дохода в «тень» теми предпринимателями, чья выручка окажется выше установленного порога.
Система электронного администрирования НДС
На постоянной основе, после тестового режима, начала работать система электронного администрирования налога на добавленную стоимость.
Государственная фискальная служба отмечает, что по состоянию на 1 июля в формулу добавлен показатель «сумма среднемесячного размера сумм налога, задекларированных плательщиком к уплате налога в бюджет и погашенных за последние 12 отчетных (налоговых) месяцев» на сумму 7,35 млрд гривен по 153 000 плательщиков.
На сегодня зарегистрированы в системе 71 000 налоговых накладных и 2500 расчетов корректировки на 435 млн гривен и 16,8 млн гривен, а также 51 таможенная декларация на 3,6 млн гривен.
Предприниматели, которые платят НДС, еще с начала года отправляют на специальные казначейские электронные счета в автоматическом режиме налоговые платежи. Затем они списываются в бюджет.
Эксперты отказались Forbes комментировать нововведение, объясняя это тем, что предстоит еще много изменений в системе электронного администрирования НДС.
«Однозначно надо автоматизировать процессы, которые возможно автоматизировать, и все больше уменьшать субъективную роль чиновника. Несомненно, даже при разных новых схемах и проблемах, с которыми придется бороться, путь правильный», – подчеркивает исполнительный директор Украинской ассоциации венчурного капитала и прямых инвестиций (UVCA) Яника Мерило.
Новый акциз на алкоголь и табак
С 1 июля введены акцизы на алкоголь и сигареты – на продукцию как украинского, так и импортного производства, согласно постановлению Кабинета министров Украины №296
В Минфине объяснили, что акциз повышается, потому что минимальные цены на алкоголь, которые были утверждены еще летом 2014-го, уже ниже его себестоимости. Поэтому есть риск роста производства контрафактной продукции.
Подорожание алкоголя пройдет в два этапа: до 31 августа минимальная оптовая цена на водку и ликеро-водочные изделия за 1 л 100%-ного спирта с 133 гривен вырастет до 159,94 гривны, а с 1 сентября – до 175,96 гривны.
Как можно обойти нововведения
Для того чтобы не устанавливать регистраторы расчетных операций, бизнес искал любую возможность уйти от наличной формы расчетов. «Среди таких способов наиболее распространенные – это перевод покупателей на оплату через кассу ближайшего отделения банка, установка платежных терминалов и т.п. Также вполне прогнозируемо, что наличные если и будут брать, то только от проверенных временем покупателей», – отмечает управляющий партнер аудиторской компании PSP Audit (Midsnell Group International)Дмитрий Сушко.
По его словам, основной риск для бизнеса – это проверки через контрольные закупки. Чтобы уйти из-под контроля в 2015-2016 годах, некоторые поспешили до 30 июня этого года купить и поставить на учет свой кассовый аппарат. Однако последними изменениями в законодательстве предусмотрено, что вторая и третья группы единого налога не должны иметь кассовые аппараты при доходе до 1 млн гривен. Это позволит бизнесу переносить обороты с одного предпринимателя на нескольких и уходить от необходимости применения кассового аппарата.
Избежать электронного администрирования НДС могут только те налогоплательщики, обороты у которых за последние 12 месяцев не превышают 1 млн гривен.
Дмитрий Сушко предупреждает, что в этом случае предприниматели банально могут покинуть ряды плательщиков НДС. Если же такой оборот превысит указанный лимит, наступает обязательство регистрации плательщиком НДС.
Единственная альтернатива уйти от НДС – это переход на упрощенную систему налогообложения с уплатой единого налога по ставке 4% и без уплаты НДС. Однако здесь следует учитывать существующие ограничения применения упрощенной системы для определенных видов деятельности, а также есть требования к учредителям и общей сумме дохода, которая не должна превышать 20 млн гривен за год.
Источник: http://forbes.ua/business/1397531-den...
Комментарии к материалу