Быть или не быть земельному налогу для «единщиков»?
21.04.2017 279 0 0
Законодательство устанавливает, что «единщик» должен уплачивать земельный налог только в одном случае — если не использует участок в хозяйственной деятельности. Вместе с тем судебная практика в этом вопросе неоднородна и требует особого внимания.
С 1.01.2015 вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, в частности в части определения местных налогов, к которым теперь относится и налог на имущество (пп.10.1.1 п.10.1 ст.10 ПК). Установление его размера (в части транспортного налога и платы за землю) отнесено к обязанности местных советов.
Согласно ст.269 НК плательщиками являются собственники участков, земельных долей (паев) и землепользователи. Статьей 270 НК определено, что объектами налогообложения являются участки, находящиеся в собственности или пользовании, и земельные доли (паи), находящиеся в собственности.
В п.287.1 ст.287 НК установлено, что собственники и пользователи вносят плату за землю со дня возникновения права собственности или права пользования участком (судебную практику относительно определения этой даты проанализированы на стр.11. — Прим. ред.).
Вместе с тем согласно п.291.2 ст.291 НК упрощенная система налогообложения — особый механизм, который заменяет уплату отдельных налогов и сборов, установленных п.297.1 ст.297 НК, на уплату единого налога с одновременным ведением упрощенного учета и отчетности.
В частности, предусмотрено, что «єдинщики» освобождаются от обязанности начисления, уплаты земельного налога и представления соответствующей отчетности, кроме платежей за участки, не используемые для ведения хозяйственной деятельности (пп.4 п.297.1 ст.297 НК).
Определение хозяйственной деятельности дано в п.1 ст.3 Хозяйственного кодекса: это деятельность в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг стоимостного характера. Зато в соответствии с пп.14.1.36 п.14.1 ст.14 НК хозяйственная деятельность — деятельность лица, связанная с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, направленная на получение дохода и проводится таким лицом самостоятельно и/или через свои обособленные подразделения, а также через любой-которую другую лицо, действующего на пользу первой лица, в частности по договорам комиссии, поручения и агентским договорам.
Вместе с тем в постановлении Верховного Суда Украины от 24.11.2015 (дело №21-2352а/15) указано, что в понимании НК плательщиком земельного налога является собственник участка или землепользователь, которым может быть физическое или юридическое лицо. При этом правовое отношение между собственностью на участок или пользования ею и обязанностью уплаты земельного налога не прекращается в случае приобретения собственником или пользователем статуса субъекта хозяйствования и избрания им вида экономической деятельности и системы налогообложения, не предусматривающие использование участка при хозяйствовании. То есть с приобретением признаков (качества) такого субъекта физическое лицо не перестает быть собственником участка и не освобождается от обязанности уплаты земельного налога.
Поэтому, несмотря на неоднородную судебную практику, законодатель определяет единственное основание для уплаты «единщиком» земельного налога — неиспользование участка в хозяйственной деятельности. В такой формулировке проявляется принцип правовой определенности, на необходимость соблюдения которого неоднократно обращал внимание Европейский суд по правам человека.
Указанные правоотношения введены указом Президента «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 3.07.98 №727/98, и уже в 1998 году было закреплено положение (п.6 указа), что субъект малого предпринимательства, который уплачивает единый налог, не является плательщиком налога за землю.
Среди принципов, провозглашенных в ст.4 ПК, является, в частности, презумпция правомерности решений плательщика налога в случае неоднозначной (множественной) трактовки прав и обязанностей, вследствие чего есть возможность принять решение как в пользу последнего, так и органа контроля (пп.4.1.4 п.4.1 ст.4 НК). Более того, п.56.21 ст.56 НК прямо указывает, что в таких случаях решение принимается в пользу плательщика налогов.
Следовательно, направляя налоговые уведомления-решения по уплате земельного налога тем «единщикам», которые используют принадлежащие им участки в хозяйственной деятельности, органы контроля нарушают закон. А такое вольное толкование норм налогового законодательства не допускается. Ведь пп.297.1.4 п.297.1 ст.297 НК четко установлено, что плательщики единого налога освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления отчетности по земельному налогу.
Следовательно, при рассмотрении административных исков, которые касаются уведомлений-решений по уплате земельного налога, необходимо учитывать и правовые позиции ЕСПЧ, изложенные в делах «Серков против Украины» (заявление №39766/05), «Щекин против Украины» (заявления №№23759/03 и 37943/06). Этими решениями было установлено нарушение ст.1 Первого протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку органы государственной власти отдали предпочтение наименее благоприятному толкованию национального законодательства, а это привело к наложению на заявителя дополнительных обязательств по уплате налога.
Источник: http://zib.com.ua/
Комментарии к материалу