Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Большая трансформация

Редакция

10.03.2016 160 0 0

Украинская энергетика переживает большие перемены, которые в случае успеха уже через несколько лет способны лишить ее опасной зависимости от внешних поставщиков.

Реформа энергетического сектора страны, несмотря на всю свою вынужденность, медлительность и фрагментарность, уже привела к кардинальным изменениям в секторе. Самое продвигается в части, которая призвана изменить внутренние правила игры, положить конец монополизма и открыть путь для конкуренции все большем количестве реально независимых друг от друга компаний. Следовательно повысить качество обслуживания потребителей и усложнить получение поставщиками сверхприбылей. Вывод цен на рыночный уровень и прекращения их регулирования, как и преодоление зависимости от внешних поставщиков-монополистов, может только сформировать предпосылки для этой важнейшей составляющей изменений, которая и должна гарантировать основные преимущества от реформы обычным украинском.

На пути к газовой самодостаточности

Долгое время укрепление энергобезопасности Украины связывалось с диверсификацией источников импорта голубого топлива. Однако оказалось, что решит проблему кардинальное уменьшение его потребления. В 2015 году оно составляло уже лишь 33,7 млрд. м³, внутренняя добыча - 19,9 млрд. м³, поэтому уровень самообеспечения достиг 59%. На самом деле даже больше, ведь значительные объемы потребленного газа используются для обеспечения транзита российского топлива в ЕС украинской ГТС и не могут считаться собственно внутренними потребностями.

Как видим, для обеспечения внутреннего рынка в прошлом году не хватало 13,8 млрд. м³ (хотя импортировано «про запас» было 164,5 млрд. м³). А пропускная способность по словацким и польским маршруту, которые успешно используются для закупки газа в ЕС, составляет более 15 млрд м³ в год. То есть ее вполне достаточно, чтобы обеспечить нынешние потребности Украины в голубом топливе без закупок в России.

Прошлогодние закупки позволили сформировать существенный запас прочности на перспективу: на начало марта в хранилищах находилось более 10 млрд м³ - наибольший показатель с 2011 года, несмотря на то что потребление сейчас более чем в полтора раза меньше. Если предположить, что потребление газа с марта по октябрь 2016-му будет на несколько более низком уровне, чем за аналогичный период 2015 года (15,1 млрд. м³), то ожидаемый за эти месяцы внутреннюю добычу (13,5 млрд. м³) имеет перекрыть не все потребления. А значит, почти весь объем закупок на европейском рынке можно направить на пополнение хранилищ. В условиях низких цен на нем и насыщенности газом в теплое время года может идти речь и о 8-10 млрд м³ при соответствующих восемь месяцев (конечно, если мощности будут использоваться на полную, а не в режиме четверти мощностей, как это по непонятным причинам происходит с первых дней марта).

Этого достаточно, чтобы войти в следующий отопительный сезон с запасами будут не ниже тех, которые мы имели в начале текущего, и обойтись без закупок топлива в России. Более того, есть все основания надеяться и на дальнейший рост доли внутренней добычи в обеспечении газовых потребностей.

ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО КАРДИНАЛЬНО ПРОБЛЕМУ ГАЗОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ РЕШИТ НЕ ТАК ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ИМПОРТА, КАК РЕЗКОЕ УМЕНЬШЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ

С одной стороны, соответствующая перспектива основывается на постоянной тенденции к наращиванию добычи частными компаниями, доля которых на рынке динамично растет и уже сейчас достаточно высока, чтобы влиять на общий баланс даже в условиях падения добычи государственными компаниями (см. «Эффект рыночных цен») . Так, если 2015 году добыча Нафтогаза уменьшался (на 823 млн м³) все еще быстрее, чем рос в частных компаний (на 553 млн м³), то в последнее время произошел закономерный излом через опережающий рост добычи частными компаниями: в январе 2015 г. по сравнению с аналогичным месяцем 2016-го они добавили 69 млн м³, а минус добычи Нафтогазом составил всего 34 млн м³.

Причем особенно быстро растет вес на газовом рынке ДТЭК Рината Ахметова - закономерности олигархической модели экономики работают. ЗАО «Нефтегаздобыча», газовое подразделение ДТЭК, нарастил в 2015 году добыча почти вдвое - с 0,75 млрд м³ в 2014-м до 1,3 млрд м³ в 2015-м - продолжает держать соответствующий темп: в январе 2016-го его добыча превысил 125,5млн. м3. Поэтому уже вскоре ДТЭК может преодолеть отметку 10% общеукраинской добычи и 40% добычи частными компаниями, став ключевым игроком уже не только угольного и электроэнергетического рынка, но и газового.

С другой стороны, повышение до рыночного уровня цен на газ и совершенствования механизма субсидий (которые пока способствуют расточительству в использовании топлива) имеют в ближайшие годы простимулировать дальнейшее уменьшение потребления голубого топлива в стране. С 1 марта 2016 года цены для коммерческих потребителей на газ составляют от 7,34 грн до 8,39 грн за м³. То есть в процессе их выравнивания для всех категорий потребителей, которое должно завершиться 2017 года, тарифам для ТКЭ (3 грн/м) и населения (3,6 грн/м за льготного потребления до 1,2 тыс. м/год) есть куда расти . И очередной этап, по словам премьер-министра, будет уже с 1 апреля 2016 го (по информации НКРЕКП, льготная цена для населения может повыситься с 3,6 грн до 5,5 грн за 1 м³).

Так же можно ожидать и повышения цен на газ для ТКЭ, которые в этом сезоне особенно оно уходило, заставляя людей отапливать улицу из-за чрезмерно высокие температуры в квартирах. Однако здесь не обойтись без государственного вмешательства: потребители тепла никак не могут повлиять на монополистов для уменьшения потребления топлива. Более того, ТКЭ заинтересованы в чрезмерном потреблении, чтобы в условиях оплаты на основе данных все распространенных тепловых счетчиков иметь возможность выставлять как можно больше счета.

Однако в случае успешного решения проблемы ТКЭ и прекращения расточительства благодаря реформированию механизма субсидий для населения есть все основания ожидать, что уже через несколько лет две направленные друг к другу тенденции - наращивание внутренней добычи газа на 10-15% (до 22-23 млрд м³) и уменьшение по крайней мере на те же 10-15% его потребления (до 28-30 млрд м³) - способны повысить уровень самообеспечения Украины голубым топливом с нынешних 60-65% до 75-80%. А значит, и снизить потребность в его импорте в лучшем случае 5-7 млрд м³ в год против 35-40 млрд м³, которые стране приходилось покупать еще не так давно (см. «На пути к самообеспечению»).

Сейчас описан путь видится реалистичным и самым действенным предохранителем от угрозы если не полного прекращения, то хотя резкого уменьшения транзита российского газа по украинской ГТС с 2020 года, когда истечет срок нынешних контрактов. Ведь даже резкое ограничение (не говоря уже о менее вероятно полное прекращение) транзита российского топлива по территории Украины способно осложнить и сделать значительно дороже и закупку топлива в ЕС. Если бы потребность сохранилась в нынешних размерах, это потребовало бы уже не замещения, а физического транспортировки из отдаленных европейских хабов.

Главный риск росту самообеспечения - потенциальное снижение цен на импортный газ до $ 150 за 1 м³ и ниже. Это уменьшило бы разницу между ценами на голубое топливо для промышленности стран с большим внутренним добычей (например Россия или ее сателлиты) и стран-импортеров, а затем могло бы стимулировать украинские энергоемкие производства к наращиванию выпуска продукции.

Электроэнергетика

В то время как зависимость от поставок российского газа медленно преодолевается, на первый план выходит проблема зависимости от России в электроэнергетике, к тому же как атомной, так и тепловой. В 2015 году Украина импортировала топливных сборок для АЭС на $ 643,6 млн., при этом почти 95% из них было закуплено у российского атомного монополиста «Росатом» (на $ 610, 9 млн.) и только 5% ($ 32,7 млн.) - в шведской филиала крупнейшей в мире атомноенергетичнои ТНК Westinghouse.

Зависимость Энергоатома от Росатома превращается в ключевую проблему украинской энергобезопасности. Ведь на фоне 35-40% зависимости от импорта газа и менее 20% - от поставок из России мы имеем 100% зависимость от импорта атомного топлива, в том числе 95% зависимость от российской государственной монополии. А доля Энергоатома в производстве электроэнергии в Украине составляет около 50%. Выходом из ситуации могут быть только наращивание крайней мере до 50% доли топлива для АЭС западных производителей (ведь нынешние символические объемы на уровне 5% является лишь имитацией диверсификации) на первом этапе и строительство в кооперации с ними собственного завода ядерного топлива в среднесрочной перспективе.

В то же время высокая зависимость от поставок топлива из России и оккупированных ею районов Донецкой и Луганской областей (ОРДиЛО) наблюдается и у производителей тепловой электроэнергии (ТЭС и ТЭЦ). В 2015 году, по данным Госстата, Украина импортировала почти 1,9млн. т энергетического угля на $ 157,5 млн, из которых с РФ - 0, 94 млн. т на $ 85,4 млн. т. Однако это лишь верхушка айсберга зависимости украинской тепловой энергетики от рискованных поставок извне. Ведь в разы большие объемы угля поступают с ОРДиЛО, что, как и поставки из РФ, полностью зависят от доброй воли врага.

Причем заметно явное лоббирование коррупционных схем закупки угля у террористов. Несмотря на дефицит угля антрацитовой группы в Украине и обоснований этим необходимость его закупок в России и ОРДиЛО, производство на АЭС искусственно сдерживается в пользу более дорогой электроэнергии ТЭС. И тенденция только усиливается. Так, в 2015-м производство на АЭС на 0,9% (0,8млрд. кВт • ч) меньше показателей 2014-го и на 3% (2,6млрд. кВт • ч) по сравнению с 2011-м. А в январе 2016-го они выработали электроэнергии уже на 5,2% меньше, чем в январе 2015 года, тогда как ТЭС и ТЭЦ, наоборот, на 9,1% больше. При этом общий объем производства электроэнергии в стране остался примерно на уровне января 2015-го.

Основной аргумент в пользу угля с оккупированных территорий - его низкая цена (около $ 45 за тонну, тогда как уголь из ЮАР стоит $ 70-75). Однако, покупая его в ОРДиЛО, Украина оставляет отрасль уязвимой к шантажу врага да еще и финансирует войну против себя. Информация, поступающая с оккупированных территорий, свидетельствует, что так или иначе террористам в конце концов достается не менее 20-25% стоимости угля, поставляемого в Украину, через «налоги» на его реализацию и заработные платы шахтеров, а также через розничную торговлю, в которой они тратят эти зарплаты.

При этом в самой Украине обостряется проблема сбыта угля газовой группы. Его на подконтрольной территории может добываться значительно больше, чем сейчас, но и добытый некуда девать. Зато модернизация хотя бы половины антрацитовых энергоблоков для перехода на его потребление способна как решить проблему сбыта дополнительных крайней мере 10 млн т украинского угля, так и положить конец зависимости от рискованных поставок из России и ОРДиЛО.

Однако процесс саботируется вот уже больше года. Даже в пока государственном Центрэнерго соответствующая реконструкция начата только на 2 из 10 блоков одной Змиевской ТЭС. Это позволит заместить менее пятую часть потребления угля антрацитовой группы, которое в Украине не добывается. Между тем ДТЭК, крупнейший потребитель угля с оккупированных территорий, и не собирается этого делать, сбывая произведенный из него ток на энергорынок страны.

Перевод тепловой энергетики на уголь газовой группы дало бы второе дыхание этом важном сектора украинской электроэнергетики. Открыло бы ей путь к аналогичной газовому сектору переориентации на внутреннюю добычу. И в таком виде сделало бы незаменимым инструментом балансировки энергетического рынка. Ведь все остальные виды электроэнергии, несмотря на то что каждый имеет свои преимущества, не способны резко увеличивать производство в периоды роста потребности экономики в токе во время пиковых нагрузок и уменьшать, когда наблюдается его избыток. Такую проблему имеет не только украинская атомная, но и альтернативная энергетика: ветряные (ВЭС) и солнечные (СЭС) станции.

Последние, хотя и имеют пока незначительные объемы генерации тока, очень быстро растут. Например, производство тока на СЭС с 2011 по 2015 год выросло в 13,3 раза, несмотря на потерю крымских станций, в 2013-м обеспечивали более половины всеукраинского производства электроэнергии. ВЭС в 2015-м произвели в 11,5 раза больше электроэнергии по сравнению с 2011-м, хотя также потеряли долю мощностей в Крыму и на Донбассе. Распространение «зеленого» тарифа на семейные СЭС и ВЭС, которые продают электричество в сеть, создало мотивацию для активного установки их в частных домохозяйствах (численность зарегистрированных в 2015 году выросла почти в 12 раз, а объемы производимого тока - в 10 раз - до 0, 41 млн кВт • ч).

Впрочем, особенностью производства солнечной электроэнергии является ее неравномерность. Например, в июне - июле прошлого года, в то время как летом потребность в токе меньше, они производили по 46-50 млн кВт • ч электричества в месяц, а зимой, когда потребность, напротив, очень возрастает, резко сокращают генерацию (например, 10,8 млн. кВт • ч в январе 2016-го). Производство же на ВЭС еще менее стабильно: даже в течение одного времени года его объем колебался более чем в полтора раза - от 54 млн кВт • ч в июле до 88 млн кВт • ч в августе. И это не считая колебания производства тока в разное время суток.

Источник: http://tyzhden.ua/Economics/159902

Комментарии к материалу

Лучшие материалы