Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

9 фактов о том, как Украина завоевывает новые аграрные рынки

Редакция

17.10.2016 186 0 0

После прекращения экономических отношений с Россией украинским аграриям пришлось искать для себя новые рынки сбыта. Это не самое легкое задание, поскольку после 20 лет экспортной ориентации на Россию теперь приходится менять свое отношение к качеству продовольствия и способам его продвижения на рынке.

Отечественные аграрии нашли альтернативные рынки сбыта в Европе и Азии. Украинские животноводы успешно вышли со своей продукцией на Восток, где теперь находятся их главные торговые партнеры.

Главными статьями в структуре украинского экспорта остаются зерновые культуры и жиры. Впрочем, у нас преимущественно покупают пшеницу низкого качества, предназначенную для кормления животных. Так что в действительности Украину рано называть житницей Европы.

1. Зерно и масло – ключевые экспортные продукты

За последние два года структура отечественного экспорта перетерпела значительные изменения. После девальвации гривны украинская продукция стала затребованной во всем мире, прежде всего в странах ЕС. За 6 месяцев текущего года Украина нарастила экспорт аграрной продукции в ЕС на 15% и довела его объем до 155 млн долларов.

Больше всего за первое полугодие 2016 года Украина экспортировала продукции растениеводства (1831,6 тыс. тонн). Второе место заняли масла и жиры (945,6 тыс. тонн), а третье – готовая продукция (497,6 тыс. тонн).

2. Украина существенно увеличила экспорт муки, мяса и рыбы

Объем экспортируемой муки и крупы за первое полугодие 2016 года вырос на 32%, а продуктов из мяса и рыбы – на 19,7%. На 18,4% увеличилось количество экспортируемых овощей.

Объем экспорта некоторых продуктов существенно сократился. К примеру, плодов и орехов мы продали меньше на 31,2%, готовых продуктов из зерна – на 33,3%, а продуктов переработки овощей – на 44,3%.

3. Украинские аграрии быстро отошли от шока после потери российского рынка

На данный момент Украина экспортирует аграрную продукцию в 190 стран из разных уголков мира. Кроме того, мы ведем переговоры о сотрудничестве еще примерно с десятком государств.

Ключевым покупателем украинской продукции является Китай – 600,6 млн долларов за полгода. На втором месте расположился Египет с 581,4 млн долларов. Замыкает тройку лидеров Индия (502,6 млн долларов). Также в десятку вошли Испания, Нидерланды, Италия, Турция, Иран, Польша и Беларусь.

4. Восток – новый ключевой рынок для отечественной продукции животноводства

Два года назад Украина начала изучать новые рынки сбыта аграрной продукции. В итоге отечественным производителям мяса удалось закрепиться в Азии и Китае. За 6 месяцев Украина экспортировала скота на 10 млн долларов. При этом 67% экспорта пришлось на Египет, 16% – на Узбекистан и 5% – на Грузию.

В целом за полгода Украина экспортировала продукции животноводства примерно на 150 млн долларов. Этот показатель мог быть выше, если бы не девальвация гривны, скандал с отечественными яйцами в Израиле и приостановление деятельности крупного агрокомбината «Калита» в связи с вирусом африканской чумы свиней.

В сравнении с 2013 годом почти на 50% снизился доход от экспорта меда и яиц. Хотя Украина продолжает быть одним из мировых лидеров по экспорту меда, прибыль здесь существенно снизилась. Меньше валюты поступает и от продажи мяса и субпродуктов. Зато постоянно растет выручка от экспорта живых животных.

5. Отечественная молочная продукция пользуется спросом в 40 странах

За 6 месяцев экспорт молокопродуктов принес Украине 66,3 млн долларов. Среди главных покупателей – Казахстан (17%), Дания (15%) и Молдова (10%). В целом украинская молочная продукция продается в небольших объемах на разных рынках. Это сулит хорошие перспективы для наращивания экспорта.

6. Главный продукт растениеводства – кормовое зерно

За 6 месяцев 2016 года зерновые занимают второе место среди экспортных товаров. На третьем находятся жиры и масла. Впрочем, есть одна деталь. Организация экономического сотрудничества и развития констатирует, что главным экспортным продуктом в аграрной отрасли для Украины является фуражное (кормовое) зерно. За ним следуют пшеница, масличные культуры, растительные масла и шрот.

Увы, Украина по-прежнему остается поставщиком сырьевой продукции, на которой много не заработаешь. По объему экспорта Украина потеряла на растительных материалах для переработки, но зато начала возобновлять экспорт овощей, орехов и круп.

7. Отечественное масло становится дороже

Наша страна каждый год экспортирует более 3,5 млн тонн подсолнечного масла. Эксперты прогнозируют, что в 2016 году Украина останется мировым лидером по объему экспорта в этом сегменте. За 2016-2017 маркетинговый год отечественные производители отправят за рубеж 4,1 млн тонн подсолнечного масла (56% глобального рынка).

Украина потребляет только 20% собственного подсолнечного масла, а остальные 80% идут на экспорт в 90 стран. Главным европейским покупателем отечественного масла в январе являлась Испания, на которую приходится 28% экспорта этой продукции в страны ЕС.

В нынешнем году страны ЕС обошли по объему импорта масла страны Ближнего Востока и расположились на втором месте после Южной Азии.

Увы, и здесь большую часть продукции Украина поставляет в качестве сырья. За границей его дорабатывают и продают под локальными торговыми марками. В итоге украинское подсолнечное масло, которое дома стоит чуть более одного доллара, дорожает сразу в несколько раз.

8. 35 стран покупают наш древесный уголь

Наша страна находится в числе лидеров не только по экспорту зерна и масла, но и по поставкам материалов для переработки и производства. В этом нам помогает географическое расположение: логистика сильно сказывается на конечной стоимости подобных товаров. Главными покупателями украинского древесного угля в первом полугодии 2016 года выступают Польша (17 тыс. тонн), Бельгия (7,4 тыс. тонн) и Германия (4,3 тыс. тонн).

9.Торговля с Россией и дальше сокращается

До 2014 года Россия была для украинских аграриев ключевым рынком. Но после начала конфликта на Донбассе и аннексии Крыма главными экспортными товарами для России у нас стали… кофе, чай, какао, кондитерские изделия и табак. В 2015 году на Россию приходилось 12% от всего аграрного экспорта Украины, на данный момент этот показатель сократился до 8%.

Украина по-прежнему остается одним из лидеров аграрной отрасли в мире. Но вряд ли это повод для гордости. Мы экспортируем лишь сырье, которое не приносит существенной прибыли, а его стоимость зависит от конъюнктуры мирового рынка. Если ничего не изменится, то, к сожалению, ждать экономического чуда от Украины будет очень сложно.

Источник: http://hyser.com.ua/

Комментарии к материалу

Лучшие материалы