Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Зарплата – 3 200 грн.: варианты решений для предприятия


Для кого эта статья: для руководителей и работников экономических служб предприятий.

Чем полезна статья: показывает, какие неотложные решения принимаются на предприятии при формировании по-новому (с 1 января 2017 года) заработной платы, в том числе ее тарифной части, и как эти решения предусмотреть в коллективном договоре.


Есть ли необходимость изменять что-то в оплате труда в связи с законодательным установлением месячной минимальной заработной платы (далее – МЗП) в размере 3 200 грн., если установленные месячные тарифные ставки и оклады по всем профессиям работников (включая профессии, не требующие квалификации) на 01.01.17 г. на предприятии превышают 3 200 грн.?

На этот вопрос можно ответить так:

  • если на предприятии установленные месячные тарифные составляющие зарплаты по всем профессиям работников превышают 3 200 грн., то нет необходимости повышать с 01.01.17 г. размеры тарифных ставок и окладов;
  • в коллективном договоре на 2017 год с учетом соответствующих законодательных изменений следует указать, что ключевые тарифные величины (минимальная тарифная ставка неквалифицированного рабочего и минимальная тарифная ставка рабочего 1-го разряда) устанавливаются в соответствии с действующим законодательством, по которому расчетной величиной в тарифной системе оплаты труда является прожиточный минимум (далее – ПМ).

Этот и другие вопросы по изменениям в оплате труда, поступающие в редакцию журнала, вызвали необходимость написания данной статьи.

Что рассматриваем

Законом от 06.12.16 г. № 1774-VIII (далее – Закон № 1774) внесены изменения в некоторые законодательные акты Украины, в частности в КЗоТ и Закон от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда» (далее – Закон № 108), касающиеся МЗП и систем оплаты труда. А в Законе от 21.12.16 г. № 1801-VIII «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» (далее – Закон № 1801) при ПМ – 1 600 грн. в месяц МЗП предусмотрена в размере 3 200 грн. в месяц.

Для приведения оплаты труда на предприятии в соответствие с действующим законодательством напомним новые нормы и порядок их реализации. Покажем практическую суть изменений. Определим по сложившимся исходным фактическим данным варианты оплаты труда и приемлемые управленческие решения с соблюдением последних законодательных требований.

При этом на предприятии просматривается два блока нормативно-распорядительных решений:

  • первый блок (неотложный) – по формированию тарифной части зарплаты;
  • второй блок (не требующий неотложности) – по системам оплаты труда.

В этой последовательности и рассмотрим намеченное.

Новое в становлении зарплаты

Изменения в становлении зарплаты были представлены в таблице «Зарплата – 3 200 грн.: нормативное обеспечение для работодателя».

Нормативная суть ключевых законодательных изменений в становлении зарплаты, в том числе минимальной, с 01.01.17 г. по этой таблице кратко определяется так:

  • изменена нормативная функция МЗП – из расчетной и абсолютной величины она преобразована в величину абсолютную, а расчетной величиной в формировании тарифной части зарплаты стал размер ПМ (в МЗП включены с некоторыми исключениями доплаты и премии);
  • минимальный должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере не меньше ПМ;
  • не установлено исходное отношение размера тарифной ставки рабочего 1-го разряда к ПМ (это становится договорной нормой и компетенцией коллективного договора – при этом учитывается норма, приведенная выше);
  • введены доплаты до уровня МЗП и законодательно определено применение МЗП в почасовом размере (Закон № 108 дополнен ст. 31 «Гарантии обеспечения минимальной заработной платы»).

Учтем, что согласно ст. 97 КЗоТ эти новые законодательные нормы реализуются в коллективном договоре предприятия (или в акте/приказе работодателя, согласованном с уполномоченным представителем трудового коллектива).

И заметим, что при этом должны соблюдаться нормы по-прежнему основополагающей тарифной системы оплаты труда в части соотношений в оплате труда по категориям и профессиям работников. Эти соотношения предусмотрены в приложениях 1–5 к Отраслевому соглашению между Минагрополитики и продовольствия, Всеукраинским объединением организаций работодателей «Федерация работодателей агропромышленного комплекса и продовольствия Украины» и Профсоюзом работников агропромышленного комплекса Украины в сельском хозяйстве на 2014–2016 гг. (далее – Отраслевое соглашение). Отраслевое соглашение действует до заключения нового или его пересмотра.

Анализ положения и решения

Для принятия правильных взвешенных решений по становлению зарплаты, в том числе минимальной, целесообразно уже в январе 2017 года (в крайнем случае – в начале февраля) проанализировать сложившийся уровень и состав заработной платы по предприятию за декабрь 2016 года.

Анализ должен показать, есть ли на предприятии работники, которые отработали полный месяц и получили зарплату в размере, меньшем, чем 3 200 грн.

Если на предприятии нет таких работников, то в этом случае в коллективном договоре тарифная система приводится в соответствие с новыми нормами (согласно которым ПМ определен как расчетная величина в формировании тарифной части зарплаты).

А если на предприятии есть работники, у которых за полный месяц работы в декабре 2016 года зарплата меньше 3 200 грн., то принимаются соответствующие меры – повышаются тарифные ставки и оклады, а при необходимости и выплачиваются доплаты до уровня МЗП.

Минимальная месячная зарплата в размере 3 200 грн. не вводится на предприятии (она установлена Законом № 1801), а обеспечивается принятием ряда нормативно-распорядительных решений, оформляемых изменениями к коллективному договору и приказами по предприятию.

И при любых принимаемых на предприятии вариантах решений по оплате труда необходимо обеспечить:

  • соблюдение соотношений в оплате труда (коэффициенты отношений тарифных ставок/окладов к расчетным величинам не могут быть ниже предусмотренных Отраслевым соглашением);
  • начисление заработной платы за месячную норму труда в размере не ниже 3 200 грн. (без доплат или с доплатами до этого уровня).

Варианты решений

Вариант 1. Нетарифные выплаты в виде доплат и премий на предприятии незначительны. Имеются определенные финансовые возможности.

С 01.01.17 г. тарифная часть зарплаты значительно повышается при увеличении размеров расчетных величин тарифной системы, а именно:

  • базовой минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1-го разряда (допустим, с имеющегося в декабре 2016 года размера 1 680 грн. до 3 216 грн., т. е. с коэффициентом 2,01 к ПМ 1 600 грн.);
  • минимального месячного оклада техника без категории (допустим, с имеющегося в декабре 2016 года размера 2016 грн. до 3 859 грн., то есть до уровня 3-го разряда базовой тарифной сетки рабочих-разрядников с коэффициентом 1,2 к минимальной тарифной ставке рабочего 1-го разряда).

Данный вариант решения обеспечивает и выполнение новой законодательной нормы, предусматривающей минимальный должностной оклад (тарифную ставку) в размере, не меньшем ПМ. Так, должностной оклад работника без квалификации (к примеру, сторожа) составит 3 055 грн. (3 216 грн. х 0,95, где 3 216 грн. – минимальная тарифная ставка рабочего 1-го разряда, 0,95 – по Отраслевому соглашению коэффициент отношения размера оклада по этой профессии к минимальной тарифной ставке рабочего 1-го разряда).

Увеличение размеров тарифных расчетных величин при сохранившихся соотношениях в оплате труда предполагает общий уровень повышения тарифных ставок и окладов по всем профессиям работников. При этом варианте ставки и оклады повышаются в 1,91 раза (практически в два раза) – и для рабочего 1-го разряда базовой тарифной сетки (3 216 : 1 680), и для главного бухгалтера (10 033 : 5 242). При таком повышении не выплачиваются доплаты до уровня МЗП, а возросший тарифный уровень обеспечивается имеющимися финансовыми возможностями предприятия.

Вариант 2. На предприятии сложились значительные нетарифные выплаты в виде доплат и премий. Финансовые возможности предприятия ограничены.

Минимальная тарифная ставка рабочего 1-го разряда формируется с коэффициентом менее 2,01 к ПМ 1 600 грн. за счет снижения в составе зарплаты премий и доплат.

Вариант 3. Нетарифных выплат в виде доплат почти нет, премии не выплачиваются. Финансовые возможности предприятия ограничены.

Размеры базовых расчетных величин повышаются незначительно, к примеру, минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1-го разряда – с 1 680 грн. до 2 000 грн. И месячные тарифные ставки рабочих сквозных профессий, рабочих 1–5-го разрядов в растениеводстве, должностные оклады технических служащих и ряда специалистов составят от 1 900 грн. (2 000 х 0,95) до 3 100 грн. То есть значительному контингенту работников для обеспечения месячного минимального уровня заработной платы в 3 200 грн. будут выплачиваться доплаты до этого уровня.

Будет явное нивелирование зарплаты работников с низкой и высокой квалификацией. Так, месячная зарплата рабочего 1-го разряда в растениеводстве возрастет с 1 680 грн. до 3 200 грн. (в 1,9 раза), а месячный должностной оклад главного бухгалтера повысится с 5 242 грн. до 6 240 грн., в 1,19 раза (сравним: в первом варианте этот оклад повышается в 1,91 раза).

Видим, что вариант решения по изменению коллективного договора для обеспечения на предприятии месячного уровня МЗП в 3 200 грн. зависит от исходного состава зарплаты и финансовых возможностей предприятия.

Во втором и третьем вариантах как гарантия обеспечения МЗП вводятся доплаты до ее законодательного уровня. И во всех трех вариантах в целях изыскания средств для обеспечения выплат не ниже 3 200 грн. в месяц правомерно снижать (компетенция коллективного договора) размеры максимальных окладов служащих – вплоть до отмены максимальных окладов.

Новые нормы по системам оплаты труда

Новые законодательные нормы о системах оплаты труда определены в ст. 3 и 6 Закона № 108 и в ст. 95 и 96 КЗоТ.

Ключевые законодательные изменения в части систем оплаты труда с 01.01.17 г. можно кратко определить следующим образом:

  • наряду с основополагающей тарифной системой оплаты труда целенаправленно преду­сматриваются также иные системы оплаты труда, устанавливаемые коллективным договором (предполагается конкретизация форм оплаты труда по системам: простая повременная, повременно-премиальная, прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрес­сив­ная, непрямая сдельная, аккордная);
  • из тарифной системы исключены нормы, регламентирующие порядок понижения и повышения разрядов рабочим (эти нормы будет целесообразно предусматривать как локальные в коллективном договоре);
  • из тарифной системы исключены нормы, регламентирующие установление работодателем должностных окладов служащим, в том числе по результатам аттестации (заметим, что аттестация работников в полной мере регулируется ст. 11 Закона от 12.01.12 г. № 4312-VI «О профессиональном развитии работников»);
  • в функциональные составляющие тарифной системы включены профессиональные стандарты (квалификационные характеристики), определены их назначение, порядок разработки и утверждения (нужны разъяснения Минсоцполитики о порядке использования утвержденных тарифно-квалификационных характеристик/справочников до утверждения вводимых профессиональных стандартов и квалификационных характеристик).

Видим, что изменения по системам оплаты труда (упоминаемые в статье как второй блок норма­тивно-распорядительных решений) не требуют неотложного принятия соответствующих решений (в т. ч. по причине их неполной нормативной готовности). И поэтому данные изменения в статье предметно не рассматриваются.

Читайте также:

«Изменения в оплате труда и коллективный договор»

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы