• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Светлана Кепина: «Все вопросы администрирования ЕСВ решаются в рабочем порядке»

Елена Завьялова

22.01.2014 837 0 1

Вопрос взыскания единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ) с недавних пор решают налоговики. О том, как Миндоходов овладевает администрированием ЕСВ, мы поговорили со Светланой Васильевной Кепиной, начальником Управления администрирования единого взноса и методологии Департамента доходов и сборов с физических лиц Министерства доходов и сборов Украини.


– Светлана Васильевна, по какому принципу распределялись функции по администрированию ЕСВ между Миндоходов и Пенсионным фондом?

– В связи с изменением администратора ЕСВ функции, права и обязанности органов доходов и сборов были расширены. Права и обязанности Пенсионного фонда также изменились.

Так, в соответствии со ст. 12 Закона о ЕСВ Миндоходов является центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику. Его задача – обеспечивать администрирование единого взноса путем его сбора, вести учет поступлений от его уплаты и контролировать его уплату. Функции Пенсионного фонда определены в ст. 121 упомянутого закона.

Министерство доходов и сборов очень тесно сотрудничает с Пенсионным фондом Украины и фондами социального страхования. Ведь, собирая единый взнос, мы делаем одно важное дело – обеспечиваем своевременные выплаты пенсий и социальных пособий. Для плодотворного сотрудничества между Миндоходов и Пенсионным фондом подписан ряд протоколов по обмену информацией.

– О том, что администрирование ЕСВ доверят Миндоходов, было известно в начале 2013 года. С чем связан такой долгий переходный период?

– Администрировать единый взнос органы Миндоходов начали с 1 октября 2013 года.

Верховная Рада Украины 4 июля 2013 года приняла Закон № 406, которым были внесены изменения в Закон о ЕСВ. В результате функции по администрированию единого взноса перешли от органов Пенсионного фонда к органам доходов и сборов. Законом № 406 был установлен трехмесячный срок для приведения в соответствие нормативной базы. 11 августа 2013 года Закон № 406 вступил в силу. После этого меньше чем через два месяца вся нормативная база была приведена в порядок. Поэтому я не думаю, что переходный период длился долго.

– Некоторые эксперты прогнозировали возникновение кадровых проблем в Миндоходов в связи с передачей ему функций по администрированию ЕСВ. Ведь этот налог не входит в систему налогообложения и имеет свою специфику начисления и уплаты. Как Вы решили эту проблему?

– Действительно, ЕСВ имеет свою специфику относительно начисления и уплаты. Президент Украины подписал соответствующий указ, которым было создано Министерство доходов и сборов с функцией администрирования единого взноса. Органы Миндоходов провели большую работу по изучению единого взноса. Вместе с тем в органы доходов и сборов пришли специалисты, которые осуществляли администрирование в органах Пенсионного фонда. Поэтому по состоянию на 1 октября 2013 года все территориальные органы доходов и сборов были готовы к администрированию.

– Возникали проблемы технического характера, в частности относительно реестра плательщиков ЕСВ?

– Что касается передачи реестра страхователей от Пенсионного фонда к Миндоходов, то никаких проблем технического характера не возникало. Для этого была проведена соответствующая работа, со стороны как Миндоходов, так и Пенсионного фонда.

– Имеют ли право контролеры Миндоходов проверять плательщиков ЕСВ за период до 11 августа 2013 года (то есть до вступления в силу Закона № 404)?

– В соответствии со ст. 13 Закона о ЕСВ органы доходов и сборов имеют право проверять на предприятиях, в учреждениях и организациях, у физических лиц – предпринимателей состояние бухгалтерских книг, отчетов, смет и других документов о начислении, исчислении и уплате единого взноса, достоверность сведений, представленных в Государственный реестр, получать необходимые пояснения, справки и сведения (в частности, письменные) по вопросам, возникающим при такой проверке.

Документальные и камеральные проверки проводятся в порядке, установленном НК.

То есть все проверки за период с 1 января 2011 года (с даты вступления в силу Закона о ЕСВ) будут проводить органы доходов и сборов.

– Какие советы Вы можете дать плательщикам ЕСВ в отношении того, как безболезненно пережить переходный период?

– После четырех месяцев, в течение которых органы Миндоходов осуществляли администрирование единого взноса, я считаю, что вопросы, которые возникали в октябре 2013 года, уже не актуальны. Все вопросы администрирования ЕСВ решаются в рабочем порядке.

– Нужно ли физлицу-предпринимателю, не имеющему наемных работников, представлять ежемесячно отчет о суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование?

– Согласно п. 2.14 р. II Порядка № 454 физические лица – предприниматели обязаны представлять отчет независимо от того, ведут ли они предпринимательскую деятельность, кроме физлиц-предпринимателей, которые избрали упрощенную систему налогообложения и являются пенсионерами по возрасту или инвалидами и получают согласно закону пенсию или социальную помощь. Пунктом 3.2 р. III Порядка № 454 предусмотрено, что физические лица – предприниматели, в том числе избравшие упрощенную систему налогообложения, формируют и представляют в органы доходов и сборов отчет сами за себя один раз в год до 10 февраля года, следующего за отчетным периодом.

Отчетным периодом считается календарный год. Отчет представляется по форме согласно приложению 5 к Порядку № 454.

– Счета, на которые следует перечислять единый социальный взнос, изменились. Как и где предприниматель может узнать новые реквизиты?

– С 1 октября 2013 года активированы расчетные счета, открытые в органах Государственной казначейской службы Украины, на которые необходимо перечислять единый взнос. Перечень счетов опубликован на сайте Миндоходов, а также на информационных стендах в каждом центре обслуживания плательщиков территориальных органов доходов и сборов.

– В связи с административной реформой плательщикам взноса нужно где-то перерегистрироваться?

– Плательщикам единого взноса, которые до 1 октября 2013 года состояли на учете в органе Пенсионного Фонда, не нужно предпринимать никаких действий для перерегистрации. С этой даты они автоматически переведены в органы доходов и сборов. Новые плательщики единого взноса, которые зарегистрировались с 1 октября 2013 года, ставятся на учет в качестве плательщиков единого взноса органами доходов и сборов.

– Многие предприниматели в сентябре перечислили взнос авансом за октябрь. Эти деньги были зачислены на счета Пенсионного фонда. Где и как люди смогут сверить данные, чтобы узнать, сколько еще нужно доплатить?

– Остатки сумм единого взноса 1 октября 2013 переданы Пенсионным фондом Украины Министерству доходов и сборов Украины на центральном уровне. Все суммы авансовых платежей остались за плательщиками единого взноса. Сверить данные можно в территориальном органе доходов и сборов по основному месту учета плательщика единого взноса.

– Правда ли, что теперь отчеты об уплате единого социального взноса принимаются только в электронном виде, а отправленные по почте не принимаются?

– Согласно п. 2.1 р. II Порядка № 454 отчет в органы доходов и сборов представляется одним из следующих способов:

  • средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия по регистрации электронной подписи;
  • на бумажных носителях, заверенных подписью руководителя страхователя и скрепленных печатью, вместе с электронной формой;
  • на бумажных носителях, если у страхователя количество застрахованных лиц не больше пяти.

Поэтому отчет, отправленный по почте, не считается представленным.

Как видим, п. 2.1 Порядка № 454 предусмотрено 3 вида представления отчетности. Обязанность представлять отчет об уплате единого взноса в электронном виде не предусмотрена. Хотя электронная отчетность, на мой взгляд, является одним из положительных моментов. Субъекты предпринимательской деятельности тратят меньше времени на общение с государственными органами и больше времени уделяют ведению бизнеса.

– Если предприятие фактически не работает и зарплату не начисляет, то взносы платить не из чего. Раньше, когда отчеты сдавали в Пенсионный фонд, если директор был одновременно учредителем предприятия, то отчет представлять не нужно было. Нужно ли теперь в таком случае представлять отчет?

– При приведении нормативных документов в соответствие с действующим законодательством Миндоходов вносил незначительные изменения в порядки и инструкции, которыми пользовались плательщики при администрировании ЕСВ органами Пенсионного фонда. В целом они удобные и понятные для плательщиков. Поэтому норма, которая действовала в органах Пенсионного фонда, действует и сейчас.

Так, согласно п. 2.13 р. II Порядка № 454, если юридические лица не используют труд физических лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, отчет в органы доходов и сборов они не представляют.

– В каких еще случаях не нужно отчитываться о суммах социального взноса?

– Обязательную отчетность не представляют только физлица-предприниматели, которые находятся на упрощенной системе налогообложения, являются пенсионерами по возрасту или инвалидами и получают согласно закону пенсию или социальную помощь. Также не представляют отчетность юридические лица, не использующие труд физических лиц, у которых функции директора выполняет учредитель предприятия. Все остальные субъекты предпринимательской деятельности представляют отчетность в обязательном порядке.

– Огромное спасибо за интересную беседу.

Беседовала Елена Завьялова


Нормативная база

  • НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI.
  • Закон о ЕСВ — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 № 2464-VI.
  • Закон № 404 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в связи с проведением административной реформы» от 04.07.2013 № 404-VII.
  • Закон № 406 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с проведением административной реформы» от 04.07.2013 № 406-VII.
  • Порядок № 454 — Порядок формирования и представления страхователями отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный приказом Миндоходов Украины от 09.09.2013 № 454.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн / квартал

Купить