• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Самоликвидация предприятия: учет

Из этой статьи вы узнаете: как вести бухгалтерский и налоговый учет в периоде ликвидации предприятия; какую и когда подавать отчетность; как отразить в учете завершающие операции.

Что можно сделать на практике: издать приказ (распоряжение), в котором четко прописать последовательность действий с учетом специфики работы предприятия, назначить ответственных и указать сроки выполнения задач.

Как вести учет в период ликвидации

Начало процедуры ликвидации не освобождает предприятие от необходимости вести бухгалтерский учет (ч. 1 ст. 8 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV, далее – Закон № 996). Кроме того, предприятие, которое находится в процессе ликвидации, не перестает быть плательщиком налогов. А значит, обязано подавать налоговую отчетность.

Кто должен этим заниматься? Ответственность за ведение учета в ликвидационный период возложена на ликвидационную комиссию (ч. 8 ст. 8 Закона № 996). Поэтому ей и решать, как именно поступить:

  • до момента ликвидации поручить вести учет штатным бухгалтерам предприятия;
  • нанять по срочному трудовому договору бухгалтера или группу бухгалтеров;
  • воспользоваться услугами специалиста – предпринимателя или аудиторской фирмы;
  • вести учет самостоятельно.

В период ликвидации необходимо:

  • составить финансовую отчетность на дату принятия решения о ликвидации. Отчетным будет период с начала года и до даты принятия предприятием решения о ликвидации (ч. 3 ст. 13 Закона № 996);
  • провести инвентаризацию всех активов предприятия, а также имущества и материальных ценностей, которые не принадлежат предприятию и находятся на забалансовых счетах (пп. «ж» п. 3 Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 11.08.94 г. № 69);
  • создать обеспечение для погашения обязательств предприятия перед физическими и юридическими лицами согласно П(С)БУ 11 (п. 3 разд. III П(С)БУ 27);
  • получить оплату от дебиторов;
  • составить промежуточный ликвидационный баланс. На дату составления такого баланса следует:

– оприходовать все неучтенные активы, выявленные в ходе инвентаризации, а недостающие и негодные активы – списать;

– перевести все долгосрочные дебиторские и кредиторские задолженности, а также долгосрочные обязательства предприятия перед третьими лицами в текущие;

– списать на финансовый результат остатки резервов и обеспечений (резерв сомнительных долгов, резерв отпусков и т. п.);

– перевести на субсчет 286 «Необоротные активы и группы выбытия, удерживаемые для продажи» те необоротные активы, которые будут проданы;

  • списать безнадежную задолженность (кредиторскую и дебиторскую);
  • распродать имущество, погасить кредиторскую задолженность и другие обязательства в соответствии с законодательством. Если часть долга остается непогашенной, потому что нет денег, она погашается за счет имущества учредителей (участников) предприятия (п. 97.3 Налогового кодекса, далее – НК). Отметим, что приведенная норма не касается случаев, когда ликвидируется предприятие-банкрот. Тогда действует другая процедура, в настоящей консультации мы ее не рассматриваем;
  • составить «предликвидационный» баланс. Такой баланс составляется, если после погашения всех требований кредиторов у предприятия остается имущество, которое распределяется между участниками;
  • распределить имущество между участниками. Если при распределении имущества задолженность перед собственниками не будет погашена полностью из-за недостаточности имущества, такая задолженность не считается доходом ликвидируемого предприятия (пп. 136.1.13 НК);
  • составить окончательный ликвидационный баланс. Активы и пассивы в нем должны отсутствовать, то есть баланс должен быть нулевым (письмо Минфина от 02.08.07 г. № 31-34000-10-10/15607).

Подача последней отчетности

Налог на прибыль

Период, на который приходится дата ликвидации, будет последним отчетным периодом для плательщиков налога на прибыль (пп. 152.9.3 НК). То есть исходя из норм п. 57.1 НК последней отчетностью будет:

  • либо годовая декларация (период начинается 1 января, но заканчивается днем ликвидации предприятия),
  • либо квартальная декларация – за соответствующий период нарастающим итогом (квартал, полугодие и т. д.), который также заканчивается днем ликвидации предприятия.

Уточним, что датой ликвидации юрлица считается дата внесения в ЕГР записи о его прекращении (ч. 2 ст. 104 Гражданского кодекса). Такую запись делает госрегистратор после подачи ему необходимых документов, в том числе и справки из налогового органа об отсутствии у юрлица задолженности по налогам и сборам. Иными словами, последняя декларация по налогу на прибыль должна составляться на дату окончательного расчета с бюджетом по налогу на прибыль. В этом случае предприятие сможет получить в ГНИ справку об отсутствии задолженности.

А как поступать плательщику авансовых взносов по налогу на прибыль? Даже не ведя хозяйственную деятельность и находясь в процессе ликвидации, придется ежемесячно уплачивать авансовые взносы, включая и месяц, на который приходится дата ликвидации предприятия.

НДС. Для плательщиков НДС последний отчетный период заканчивается днем аннулирования НДС-регистрации (п. 184.6 НК). То есть для месячных плательщиков это период с 1-го числа месяца и по день аннулирования НДС-регистрации включительно, а для квартальных плательщиков – с 1-го числа отчетного квартала и по день аннулирования НДС-регистрации включительно (п. 202.1 НК). Специальных сроков для подачи последней декларации по НДС НК не устанавливает. Поэтому подать ее следует в общие сроки: в течение 20 календарных дней (далее – к. д.) после окончания календарного месяца (если отчетный период – месяц) или в течение 40 к. д. после окончания отчетного квартала (если отчетный период – квартал) (п. 49.18 НК).

Если предприятие осуществляло как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции, необходимо сделать перерасчет, заполнить таблицы 2 и 3 приложения 7 к декларации и данные перерасчета отразить в декларации за последний отчетный период (п. 199.4, 199.5 НК).

НДФЛ

Если в ходе ликвидации юрлица физическое лицо получает инвестиционный доход (выплаты собственникам в денежной или материальной форме при распределении имущества, за исключением дивидендов), такой доход подлежит обложению НДФЛ по правилам п. 170.2 НК. Такие доходы надо отразить в форме № 1ДФ, однако предприятие из этих доходов НДФЛ не удерживает и в бюджет не уплачивает. Уплачивают НДФЛ получатели инвестиционных доходов.

ЕСВ

До момента снятия с регистрации в налоговых органах предприятие должно подавать отчетность. Последний раз – за период до даты снятия с учета (п. 2.11 Порядка, утвержденного приказом Миндоходов от 09.09.13 г. № 454).

Финансовая отчетность

Вести бухгалтерский учет и подавать финотчетность предприятие обязано до момента исключения его из ЕГР, то есть до момента завершения ликвидации. Последняя финансовая отчетность подается по состоянию на дату ликвидации.

Особенности подачи последней отчетности

Для наглядности приведем пример с датами. Допустим, предприятием принято решение о ликвидации. Подано в налоговый орган заявление о прекращении налогоплательщика по форме № 8-ОПП (приложение 15 к Порядку № 1588, утвержденному приказом Минфина от 09.12.11 г. № 1588, далее – Порядок № 1588). Дальше события развивались так:

  • 22.07.14 г. – опубликовано сообщение о решении собственников ликвидировать предприятие. В течение 10 рабочих дней (далее – р. д.) с даты публикации решения о ликвидации предприятия налоговый орган обязан назначить и начать документальную внеплановую проверку (п. 11.9 Порядка № 1588);
  • 04.08.14 г. – налоговый орган начал документальную внеплановую проверку, которая закончилась 21.08.14 г. Напомним, что такая проверка проводится в течение (п. 78.6, 82.2 НК): 15 р. д. – для крупных налогоплательщиков; 5 р. д. – для субъектов малого предпринимательства; 10 р. д. – для остальных налогоплательщиков;
  • 22.08.14 г. – предприятием подана отчетность и уплачены согласованные суммы налоговых обязательств. Задолженности пред бюджетом нет, поэтому предприятию выдана справка по форме № 22-ОПП. Отметим, что получить справку налогоплательщик может самостоятельно в налоговом органе не позднее третьего рабочего дня, следующего за днем ее регистрации (п. 11.17 Порядка № 1588);
  • 25.08.14 г. – госрегистратору представлены документы для снятия юрлица с регистрации и в этот же день госрегистратор внес запись в ЕГР о ликвидации юрлица (ст. 36 Закона от 15.05.13 г. № 755-IV).

Еще раз напомним: последним налоговым периодом считается период, на который приходится дата ликвидации юрлица. И если отчетность подана в августе, то в этом же месяце должна быть внесена и запись в ЕГР о ликвидации юрлица.

Завершающие операции в учете предприятия

Рассмотрим на примере, как составить промежуточный баланс и отразить в учете операции, которые осуществляются после его составления.

Пример

Промежуточный ликвидационный баланс предприятия по состоянию на 01.08.14 г. для удобства показан в виде оборотно-сальдовой ведомости (см. табл. 1). Примем за условие, что расчеты с работниками по зарплате и расчеты по ЕСВ были закрыты до 01.08.14 г.

Таблица 1

(грн.)


п/п

Показатель

Счет
(субсчет)

Дт

Кт

Код строки
Баланса

1

2

3

4

5

6

1

Готовая продукция на складе

26

20 000

1100 (А)

2

Задолженность отечественных покупателей

361

43 500

7 500

1125 (А)

3

Денежные средства на текущем счете

311

14 200

1165 (А)

4

Основные средства (далее – ОС), содержащиеся для продажи

286

383 000

1200 (А)

5

Зарегистрированный капитал

40

217 950

1400 (П)

6

Капитал в дооценках

411

75 000

1405 (П)

7

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

44

8 500

1420 (П)

8

Задолженность отечественных поставщиков

631

9 600

48 000

1615 (П)

9

Задолженность перед бюджетом по НДС

641/НДС

2 700

1620 (П)

10

Задолженность по налогу на прибыль

641/
прибыль

1 150

1135 (А)

11

Расчеты по налоговым обязательствам по НДС

643

1 250

1190 (А)

12

Расчеты по налоговому кредиту по НДС

644

1 600

1690 (П)

13

Финансовый результат

791

128 450

1420 (П)

Итого

455 600

455 600

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса предприятием были проведены следующие операции:

  • реализованы объекты ОС, стоимость реализации – 550 500 грн. (в т. ч. НДС – 91 750 грн.). В налоговом учете балансовая стоимость этих объектов – 308 000 грн., в бухгалтерском остаточная стоимость составляет 383 000 грн., включая фонд дооценки – 75 000 грн.;
  • получена оплата от покупателя за реализованные объекты ОС – 550 500 грн.;
  • получена оплата от покупателя за раннее отгруженные товары – 43 500 грн.;
  • отгружена готовая продукция со склада в счет погашения задолженности поставщиков на сумму 48 000 грн. (в т. ч. НДС – 8 000 грн.);
  • списана задолженность по выданным авансам в сумме 7 500 грн;
  • списана задолженность по полученным авансам в сумме 9 600 грн.;
  • закрыты расчеты по НДС, произведены расчеты с бюджетом и с участником (доля 100 %).

В табл. 2 покажем порядок отражения в учете вышеприведенных операций.

Таблица 2

(грн.)


п/п

Содержание операций

Первичные
документы

Бухгалтерский
учет

Налоговый
учет

Дт

Кт

Сумма

Доход

Расходы

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Отражена реализация объектов ОС

Акт приемки-передачи типовой формы № ОЗ-11

361

712

550 500

150 7502

2

Начислены налоговые обязательства по НДС

Налоговая накладная

712

641/НДС

91 750

3

Списана себестоимость объектов ОС

Бухгалтерская
справка

943

286

383 000

4

Списан фонд дооценки

411

44

75 000

5

Списаны на финансовый результат:

– доход от реализации объектов ОС


712


791


458 750



– расходы от реализации объекта ОС

791

943

383 000

6

Получена оплата от покупателя
за объекты ОС

Выписка
банка

311

361

550 500

7

Получена оплата от покупателя
за раннее отгруженные товары

43 500

8

Отгружена со склада готовая продукции в счет погашения задолженности перед поставщиками

ТТН типовая форма № 1-ТН3, расходная
накладная

361

701

48 000

40 000

9

Отражены налоговые обязательства по НДС

Налоговая накладная

701

641/НДС

8 000

10

Списана себестоимость отгруженной продукции

Бухгалтерская
справка

901

26

20 000

20 000

11

Произведен зачет задолженностей

631

361

48 000

12

Списаны на финрезультат:

– доход от реализации продукции


701


Комментарии к материалу