Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Почему банки начали отправлять клиентам письма счастья

Редакция

13.02.2017 655 0 0

Повышенное внимание банков к транзакциям своих клиентов в 2016 году обусловлена прежде всего требованиями Соглашения об ассоциации с ЕС и обязательствами Украины перед МВФ относительно борьбы с отмыванием средств и финансированием терроризма.

Сам Закон Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" действует с 2014 года. Он направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства, обеспечения национальной безопасности и формирования аналитической базы данных для предоставления правоохранительным органам Украины и иностранных государств возможности выявлять, проверять и расследовать преступления, связанные с отмыванием средств и другими незаконными финансовыми операциями.

В 2015 году правление Национального банка Украины утвердило Положение об осуществлении банками финансового мониторинга, которое разработано с целью предотвращения использования банковской системы для легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.

Закон определяет операции, которые подлежат обязательному и внутреннему финансовому мониторингу. Обязательный финансовый мониторинг предполагает совокупность мер по идентификации и верификации клиентов и ведение учета их операций, отчетности о них, внутренний — проведение оценки рисков, получения информации о лицах и транзакции, которые вызывают подозрение.

Операция подлежит обязательному финансовому мониторингу, если сумма, на которую она осуществляется, равна или превышает 150 000 гривен (если в иностранной валюте, эквивалентную 150 000 гривен).

При этом, указанная сделка должна иметь одну или больше признаков, предусмотренных Законом, как-то:

   перевод средств на анонимный счет за границу и поступление денежных средств с анонимного счета из-за границы,

   зачисление средств на текущий счет юридического или физического лица — предпринимателя   или списания средств из текущего счета юридического или физического лица — предпринимателя, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня регистрации,

   перечисление или получение средств неприбыльной организацией и тому подобное.

Всего таких признаков 18, все они перечислены в статье 15 Закона.

В свою очередь, закон дает достаточно много дискреционных полномочий банкам, наделяя их функциями внутреннего финансового мониторинга. В частности, операция подлежит внутреннему финансовому мониторингу, если у банка возникают подозрения, которые основываются, в частности,

   на критериях рисков, определенных банком самостоятельно,

   на установлении по результатам проведенного анализа фактов несоответствия операции  финансовому состоянию и/или содержания деятельности клиента,

   на типологических исследованиях в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения, подготовленных и обнародованных специально уполномоченным органом.

Таким образом, внутреннему финансовому мониторингу могут подлежать трансакции на любую, даже меньше 150 000 гривен сумму, если они будут вызывать подозрение у банка.

Итак, в поле зрения финансового мониторинга могут попасть все операции, которые будут соответствовать критериям риска, самостоятельно определенным банком или другим субъектом финансового мониторинга.

Положение устанавливает, что банк в случае выявления операции, подлежащей финансовому мониторингу, вправе истребовать дополнительные документы и сведения, касающиеся этой операции, с обязательной фиксацией даты получения документов и сведений. Стоит обратить внимание на то, что банк может истребовать такие документы и сведения не позднее двух месяцев со дня проведения такой операции.

Если лицо сообщено, что трансакции, участником которых она является, подлежат финансовому мониторингу, и что такое лицо должно предоставить определенные сведения и документы, необходимо удостовериться, что субъект мониторинга действует согласно Закона и Положения и не превышает предоставленные ему полномочия. В частности, нужно выяснить, какая именно операция подлежит мониторинга, если это сделка на сумму большую, чем 150 000 гривен, то которые из восемнадцати признаков, предусмотренных статьей 15 Закона, ей присущие.

Если эта операция как объект внутреннего финансового мониторинга содержит критерии риска, определены банком самостоятельно, или, по мнению банка, не соответствует финансовому состоянию или содержанию деятельности клиента, следует установить, что это за критерии, и/или доказать безосновательность подозрений относительно несоответствия операции финансовому состоянию и/или содержания деятельности клиента.

Банк имеет право приостановить осуществление "подозрительных операций", которые подлежат финансовому мониторингу, на два рабочих дня со дня приостановления (включительно). Государственная служба финансового мониторинга Украины может принять решение о дальнейшем приостановлении операций на счете клиента на срок до пяти рабочих дней. Именно в течение срока дальнейшего приостановления проводится аналитическая работа, собирается необходимая дополнительная информация. Если по результатам проверки признаки отмывания средств, финансирования терроризма или совершения другого преступления, не подтверждаются, Финмониторинг отменяет свое решение о приостановлении финансовых операций и сообщает об этом в банк.

В случае, если мотивированные подозрения, остановки финансовых операций продлевается на общий срок не более 30 дней, а обобщенный материал относительно операции передается в правоохранительные органы для дальнейшего исследования.

Таким образом, в поле зрения финансового мониторинга могут попасть совершенно разные по содержанию трансакции, поскольку законодательство наделяет субъектов мониторинга практически неограниченными полномочиями по выявлению таких трансакций. При таких обстоятельствах, нужно выявить причину такого подозрения и опровергнуть сомнения банка относительно "рискованности" операции, опираясь на Закон и положения НБУ, которые хоть и предоставляют определенную свободу в трактовке финучреждениям, однако устанавливают границы, в которых они должны действовать.

В любом случае, стоит помнить, что Закон Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" прежде всего, как указано в его преамбуле, направлен на защиту прав и законных интересов граждан, а значит, любые действия субъектов финансового мониторинга должны совершаться учитывая такую цель Закона и не быть лишены здравого смысла.

Татьяна

Бережная

старший юрист ЮФ "Василь Кисиль и Партнеры"

Источник: https://delo.ua/

Комментарии к материалу

Лучшие материалы