• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Оксана Продан: «Часто штрафуют не за неуплату налогов, а за ошибки в отчетности»


В Верховной Раде Украины зарегистрировано немало законопроектов, направленных на улучшение условий ведения бизнеса. Однако они будут действовать только тогда, когда эффективно заработают суды, введут личную ответственность за действия или бездействие чиновников, а также минимизируют коррупцию. Так считает первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Оксана Продан.


Оксана Продан родилась 16 апреля 1974 года в городе Черновцы.
В 1996 году окончила Черновицкий государственный университет по специальности «международная экономика», в 2000 – Институт статистики, учета и аудита (по специальности «аудитор»), в 2002 – Черновицкий национальный университет (по специальности «правоведение»).
Возглавляла ООО «СП Транс», работала заместителем директора ЗАО «Укртранс-Черновцы», председателем Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины, членом Координационного совета по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. Является председателем общественной организации «Всеукраинское объединение предпринимателей малого и среднего бизнеса «Фортеця».
После парламентских выборов – 2012 вошла в депутатскую фракцию «УДАР».


– Оксана Петровна, Вы являетесь соавтором законопроекта № 2571 от 19 марта 2013 года о внесении изменений в НК (относительно справедливой ответственности налогоплательщиков). Чем вызваны такие предложения?

– Частично эти идеи уже начали реализовывать через законопроект № 2054a от 17 мая 2013 года, в который я внесла ряд поправок. В частности, отменены штрафы за ошибки в отчетности о доходах физических лиц. В профильном комитете изменения поддержали и внесли благодаря принятию Закона № 657.

Сегодня довольно часто штрафуют не за неуплату налогов, а за ошибки в отчетности, непредставление или задержку деклараций. Сознательное осложнение администрирования налогов и отчетности (для увеличения размеров штрафов) усиливает фискальное давление на украинское производство. На самом же деле обязанность налогоплательщиков – не отчитываться, а платить налоги.

– Какова дальнейшая судьба законопроекта № 3215-1 от 18 сентября 2013 года о внесении изменений в Налоговый кодекс (относительно усиления ответственности должностных и служебных лиц контролирующих органов)? Почему этот документ нужно принимать?

– Вообще-то мы внесли не один, а два законопроекта, которые предусматривают определение ответственности не только налоговиков, но и других чиновников. Я уверена, что экономика равных возможностей не может работать без зеркальной ответственности за свои действия или бездействие не только предпринимателей, но и контролирующих органов. Только личная ответственность остановит ту лавину коррупции, которая сейчас тормозит бизнес.

– Расскажите, пожалуйста, о законопроекте от 17 июня 2013 года № 2306а, которым определяются прозрачные правила электронной коммерции.

– Это проект моей коллеги Ольги Бельковой. Она этим живет и делает все возможное для его принятия парламентом. Предложенный документ является одновременно и простым, и сложным. Он устанавливает прозрачные отношения в интернет-торговле, интернет-обслуживании. Но очень сложно все предусмотреть. Есть много желающих «зарегулировать» эту сферу.

Думаю, этот проект нужен для развития инновационного бизнеса, предотвращения коррупции и злоупотреблений в этой сфере.

Как Вы относитесь к идее об отказе от ответственности за непредставление электронной отчетности по РРО? Ведь к этому оказались не готовы даже сами налоговики.

– Я считаю, что государство должно предоставить налогоплательщикам возможность представлять отчетность как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Предприниматели должны иметь возможность выбирать удобную и эффективную форму отчетности. Сегодня же их пытаются просто «загнать» в электронную отчетность. Такие методы никогда не применяются с хорошей целью и не приводят к положительным результатам.

– Почему бизнес не доверяет такой новелле, как электронная проверка?

– Так сложилась история отношений между налогоплательщиками и теми, кто собирает эти налоги. Не государственная машина обслуживает граждан, а граждане (налогоплательщики) обслуживают тех, кого, по сути, наняли и содержат. Сейчас нет прозрачности администрирования, нет прозрачности в отношениях. Именно поэтому нет и восприятия такой заочной проверки.

– Каково Ваше отношение к отмене или замене НДС?

– Положительное. Я считаю, что НДС является коррупционным налогом. А в Украине эта коррупция перешла все возможные границы.

– В прошлом году Вы говорили о том, что бизнесмены обеспокоены невозмещением НДС. Эта проблема актуальна до сих пор?

– Да, проблема осталась. Возмещение НДС далеко от автоматизма. А ранее введенные дополнительные сроки регистрации декларации используются для уменьшения сумм, которые государство должно было бы возмещать.

– Вы входили в число соавторов законопроекта, который предусматривал отмену сбора за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств. Чем это вызвано?

– Введение утилизационного сбора было не экологическим, а лоббистским решением. И месяцы, прошедшие со дня принятия этого закона, доказали: когда вводили новый сбор, об экологии никто не думал – ни одна машина на утилизацию не принята. Но деньги за это собирали, и люди за это платили.

– Администрирование единого взноса передали Миндоходов. Пенсионный фонд теперь не имеет к нему отношения. Что от этого изменилось?

– На первом этапе плательщики получили новые проблемы, связанные со сдачей отчетов и зачислением платежей. Далее обязательно возникнут сложности с проверками и недоразумения при начислении пенсий. А вот будет ли упрощено администрирование, объединят ли отчетность по ЕСВ с отчетностью по НДФЛ – непонятно.

В прошлом году я обращалась с этим вопросом к министру доходов и сборов. Была создана межведомственная рабочая группа для его изучения, но результата пока нет.

– Налоговый кодекс действует только в пределах тех положений, которые интересны налоговым органам. А что делать предпринимателям в таких условиях? Стоит ли узаконивать налоговую нагрузку? Ведь дефакто нормы НК не действуют, и предприятия вынуждены платить налоги по расчетам налоговиков. Здесь нужны системные реформы или отдельные изменения?

– Каждый предприниматель принимает решение самостоятельно: кто-то решает вопрос точечно, кто-то выполняет незаконные требования, а кто-то борется. Чтобы закон заработал для всех, нужно минимизировать коррупцию и демонополизировать власть. Очень часто вопросы не решаются потому, что законодатель о них не знает.

– Устраивает ли Вас ситуация в сфере упрощенной системы налогообложения?

– Мне очень приятно, что упрощенная система, которая является результатом «Налогового майдана – 2010» и системной работы объединения «Фортеця», зарекомендовала себя положительно. Она удобна для предпринимателей и эффективна для бюджета. Остается ряд вопросов по отдельным видам деятельности, но в будущем мы сможем их решить и в комитете, и в парламенте. Я не считаю, что плательщики единого налога 5 и 6 групп, которым разрешены такие объемы реализации, должны быть на едином налоге. Но убеждена, что это отрицательно скажется на бюджетах только отдельных коррупционеров. Жаль, что общая система налогообложения все еще является коррупционной...

– Какие новые законодательные инициативы будете предлагать в ближайшее время?

– Сейчас я работаю над проектами в сфере государственных закупок, администрирования налогов и сборов, пенсионной системы, надзора и контроля, регистрации права собственности на недвижимость.

– По данным иностранных рейтингов, наше государство одно из самых коррумпированных в мире. Почему в Украине о коррупции только говорят, но не борются с ней?

– Коррупцию можно победить только путем создания некоррупционной системы управления, путем ликвидации коррупционных возможностей во власти. Для этого нужно демонополизировать власть, создать систему противовесов между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. А это может сделать только власть.

– Как Вы относитесь к идее объединения налогоплательщиков?

– Все мы, граждане, является налогоплательщиками. Ведь, например, НДС уплачивается со стоимости хлеба, молока, чего угодно. Все мы имеем право добровольно объединяться по интересам. Это, собственно, выбор каждого – вступать в объединения или нет, выбирать то или иное объединение. Результаты деятельности объединений должны оценивать его члены, общество и правоохранители.

– Огромное спасибо за интересную беседу.

Беседовал Валентин Ковальский


Нормативная база

  • НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI.
  • Закон № 657 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно учета и регистрации плательщиков налогов и усовершенствования некоторых положений» от 24.10.2013 № 657-VII.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн / квартал

Купить