• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Елена Макеева: «Фискальная служба станет частью Минфина»

«День украинского бизнеса» – так назывался майский форум, проходивший в помещении Министерства экономики Республики Польша. В этом масштабном мероприятии также принимала участие заместитель главы Минфина Елена Макеева. Ее выступление было посвящено налоговой реформе и созданию благоприятных условий для иностранных инвесторов.

1 из 1

Макеева Елена Леонидовна родилась 12 января 1977 года в Киеве. Закончила Киевский национальный экономический университет им. Вадима Гетьмана. Имеет диплом магистра по учету и аудиту в управлении предпринимательской деятельностью. В 2012 году получила степень кандидата экономических наук и диплом ACCA по дисциплине «Международная финансовая отчетность». Является сертифицированным аудитором. В 2003 году основала ООО «Аудиторская фирма «Аксенова и партнеры», где занимала должность генерального директора. С ноября 2008-го является вице-президентом Международной общественной организации «Совет независимых бухгалтеров и аудиторов».
С 2007 года Макеева сотрудничает с международными общественными организациями в области бухгалтерского учета, аудита и налогообложения в целях обмена опытом, заимствования лучших мировых практик и привлечения экспертов из разных стран мира. Идеолог и организатор ряда международных форумов, основной целью которых является построение эффективной платформы для диалога между бизнесом и властью. С марта 2015 года – заместитель министра финансов Украины. Свободно владеет украинским, русским, английским и немецким языками. Автор более 1 000 публикаций в профессиональных и деловых СМИ. Замужем, имеет дочь.


– Елена, во время недавнего выступления в Польше Вы заявили, что «нацелены на создание простой и понятной для инвестора налоговой системы, которая позволит вывести из тени работающий бизнес и будет стимулировать приход новых инвесторов в Украину». Поделитесь, пожалуйста, своими планами: чего следует ожидать бизнесу в ближайшее время в связи с проводимой налоговой реформой?

– Бизнесу не надо ждать, надо активно вовлекаться в работу. Минфин предложил две коммуникационные платформы – индустриальную и открытую, встречи на которых проходят еженедельно. Удивительно, но количество желающих включиться в работу слишком мало. Остальные, похоже, сидят и ждут, пока кто-то что-то сделает для них. Я категорически не разделяю такую позицию. Это наша страна, и строить ее мы должны вместе. Поэтому приглашаю всех к сотрудничеству.

В этом году никаких кардинальных изменений в части налогового законодательства не будет. До конца июня мы собираем различные предложения, проблематику отраслей и уже в сентябре планируем представить соответствующий законопроект в Верховную Раду Украины.

– Вы упомянули о проблематике отраслей. Уточните, пожалуйста, будет ли отменено льготное налогообложение, в частности, для агробизнеса?

– Да, будет. С 1 января 2016 года мы должны отменить какие-либо льготы для сельскохозяйственного бизнеса. В том числе речь идет о спецрежиме по НДС.

– Чем вызвано такое решение?

– Дело в том, что, с одной стороны, мы взяли на себя это обязательство перед МВФ, с другой – данная отрасль является сверхприбыльной и вполне может развиваться самостоятельно, без каких-либо льгот. По правде говоря, часто льготами пользуются как раз незаконопослушные налогоплательщики. Неудивительно, что в рамках недавней встречи с аграриями на «Индустриальной платформе» большинство участников мероприятия (представителей рынка) сошлись во мнении, что уже сегодня следует предусмотреть на законодательном уровне возможность добровольного перехода на общую систему налогообложения с одновременным получением права на возмещение НДС при экспорте как самим производителем, так и первым посредником, который купил у него сельхозпродукцию.

– Как Вы относитесь к идее отмены ЕСВ и его объединения с НДФЛ?

– Мне нравится грузинский вариант, где НДФЛ и ЕСВ объединены. В то же время я разделяю и европейскую модель. К слову, в Грузии одновременно ликвидировали Пенсионный фонд, и государство стало гарантировать населению лишь минимальный размер пенсии, причем одинаковый для всех граждан. На мой взгляд, Украине необходима оптимальная модель.

– Какой бы ни была модель, но ведь главное для нас – общая налоговая нагрузка…

– Мы рассматриваем разные предложения, проводим SWOT-анализ и ищем сбалансированный вариант. Тут важно не навредить, поскольку вопрос тесно связан с пенсионным обеспечением и социальными выплатами. Мы понимаем, что налоговая нагрузка на фонд заработной платы так или иначе должна быть снижена, это позволит вывести зарплаты из тени. Уже месяц, как работают две наши платформы (индустриальная и открытая), дискуссии на которых показывают, что этот вопрос является одним из приоритетов будущей налоговой модели.

1 из 1

SWOT-анализ – метод стратегического планирования, который заключается в выявлении факторов внутренней и внешней среды, организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа (т. е. тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) – факторами внешней среды (что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом).
Например, предприятие управляет собственным торговым ассортиментом – это фактор внутренней среды, но законы о торговле не подконтрольны предприятию – это фактор внешней среды. Объектом SWOT-анализа может быть не только организация, но и другие социально-экономические объекты: отрасли экономики, города, государственно-общественные институты, научная сфера, политические партии, некоммерческие организации и отдельные специалисты.


– Почему налоговую реформу (в части ЕСВ и НДФЛ) не рассматривают отдельно от пенсионной и медицинской (страховой) реформ?

– Прежде всего потому, что все эти сферы являются составляющими госфинансов, и изменения в одной из них (в первую очередь налоговой) могут серьезно повлиять на остальные. Ведь если, не решив проблему дефицита Пенсионного фонда, радикально снизить ЕСВ, то просто нечем будет платить пенсии. Поэтому при Нацраде реформ созданы различные целевые команды. Реформы планируются во всех отраслях экономики. Безусловно, над пенсионной реформой мы тоже работаем. Не останется в стороне и медицинская реформа.

– Как сегодня идет реорганизация Государственной фискальной службы? Она будет полностью подчинена Минфину?

– Возможно, в будущем мы придем к тому, что фискальная служба станет частью Минфина. Это, кстати, характерно для многих европейских стран. Собственно говоря, с этого и начался этап реформирования в Украине, если помните. Однако мы должны понимать, что речь идет о довольно долгом процессе.

– Что в этом плане делается на данный момент?

– Пока мы занимаемся тем, чтобы перевести Государственную фискальную службу в подотчетность Минфину. Сейчас разрабатываем эффективную организационную структуру. Очевидно, что надо проводить управленческий аудит функций всех подразделений ГФС, чтобы определить, за счет чего могут быть оптимизированы процессы. Сокращать персонал этого ведомства можно лишь после автоматизации процессов. Я думаю, что скоро мы опубликуем наш стратегический план, над которым работает и МВФ, и Минфин, и, разумеется, новое руководство ГФС.

– В таком случае расскажите о проекте изменений в ГФС, в разработке которого участвуют и представители МВФ.

– Важно сказать, что мы по-прежнему видим это ведомство вместе с налоговой, таможенной и контрольной функциями. Обратите внимание на организационные структуры налоговых ведомств европейских стран: у них глава ведомства имеет более двух заместителей. К примеру, в странах ЕС есть отдельные заместители по прямым и косвенным налогам, информационным технологиям и сервисной службе, юридическим и кадровым вопросам. В существующей модели у главы ГФС нет заместителей по налогам и сборам. Поэтому приходится общаться с большим количеством руководителей департаментов. На мой взгляд, глава такого ведомства должен руководить напрямую не более чем пятью менеджерами. Поэтому в организационной структуре мы предусматриваем дополнительных заместителей, тем самым повышая эффективность и качество работы как самого ведомства, так и управления им.

1 из 1

В середине мая 2015 года в Варшаве проходил деловой форум, организованный Польско-украинской хозяйственной палатой, Международным правовым центром EUCON и Международным союзом аудиторов. Главная цель мероприятия – оказать содействие украинскому бизнесу при выходе на европейские рынки. По итогам конкурса, проводившегося в рамках форума, на финальный просмотр из 150 предложений были отобраны 18 украинских инвестпроектов для реализации в Польше. Победителями конкурса стали шесть компаний: SenV Group, AEROMEX, BUDSOL, ООО «Івмаш», ООО «СтудіоПак Україна Лімітед», ООО «УКРЕКОПАК». Эти инвестпроекты будут рассматриваться на предмет практической реализации в 14 специальных экономических зонах Польши. Следующий форум планируется провести в Киеве в ноябре текущего года, и на нем будут обсуждаться вопросы выхода на европейские рынки через польскую юрисдикцию.


– Какие шаги сегодня предпринимаются, чтобы фискальная служба стала сервисным органом для бизнеса как, например, в соседней Польше, где Вы участвовали на деловом форуме?

– Скажем так, сегодня мы изучаем возможные сервисные опции в различных странах мира, анализируем существующие сервисы в ГФС и их эффективность или необходимость. К примеру, недавно во время встречи с руководителем налогового ведомства Грузии я узнала о такой простой и очень практичной услуге: каждая вновь зарегистрированная компания получает информационное письмо, в котором четко описано, какие налоги она должна платить, основные правила расчета, сроки уплаты и т. д. Полагаю, такая услуга будет востребованной в нашей бизнес-среде. К слову, в Грузии очень много различных сервисов, но почти все они платные. Интересно было узнать, что налоговое ведомство Грузии на 60 % финансируется как раз за счет предоставления сервисов. Готовы ли наши предприниматели платить за сервис? Готова ли ГФС предоставлять качественный сервис? Поверьте, и Минфин, и ГФС заинтересованы в том, чтобы бизнесу было комфортно работать в нашей стране.

– Недавно на одной из пресс-конференций представители юркомпании «Prove group» выдвинули публичное предложение: создать при Минфине орган, который будет заниматься решением спорных вопросов между бизнесом и налоговиками. Вы поддерживаете такую идею о медиации?

– Да, мы поддерживаем медиацию споров между ГФС и налогоплательщиками и будем работать в направлении создания такого сервиса. Что важно в медиации, так это профессиональный уровень, честность, порядочность и этичность поведения медиатора. По сути, медиатор участвует как третья, нейтральная и независимая сторона в конфликте. Этот специалист помогает конфликтующим сторонам понять интересы каждой из сторон и найти общее решение, которое бы соответствовало ожиданиям как бизнеса, так и государства. В этом процессе важно предупредить мошенничество и коррупцию.

– В одном из своих интервью Вы говорили, что бизнес сам по себе живет, правительство – само по себе, парламентарии – сами по себе (в итоге законопроекты не отражают назревших проблем). Как нужно строить коммуникацию между бизнесом, исполнительной властью и Верховной Радой?

– Это определенный парадокс для меня. Вот смотрите, у всех нас общая цель – богатая и процветающая Украина. И стратегия общая: она определена Президентом в проекте «Украина-2020». Значит, вопрос в тактике: мы по-разному идем к общей цели. Это и приводит к разногласиям. Депутаты в первую очередь думают о своих избирателях. Минфин беспокоится о доходах и расходах бюджета, что напрямую связано с выплатой социальных гарантий населению, а бизнесу интересна максимизация прибыли. Среди избирателей есть и пенсионеры, и учителя, и врачи, и бизнесмены. Следовательно, целевая аудитория у нас одна. Вы меня спросите, тогда почему мы не достигаем цели?

Министерство финансов выстраивает коммуникацию с бизнесом посредством рабочих групп, коммуникационных платформ, участия в различных семинарах, конференциях. С депутатами мы активно сотрудничаем в рамках профильных комитетов. Диалог есть, бесспорно. Убеждена, что подобные коммуникации выстраивают и наши парламентарии. Да и бизнес тут нельзя обвинять в недостатке общения. А вот ответа на вопрос, увы, пока нет...

Беседовал Валентин Ковальский,
редактор рубрики «Интервью»

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн. / квартал

Купить

Лучшие материалы

Елена Макеева: «Фискальная служба станет частью Минфина»