Почему снижение ставки ЕСВ не «отбелит» зарплаты
14.01.2016 136 0 1
На фоне нареканий и шквала критики, которые несутся в адрес украинского налогового законодательства, за то решение, которое 24 декабря было принято Верховной Радой в отношении единого социального взноса, депутатов и даже Министерство финансов действительно можно похвалить.
Ведь после дискуссии, длившейся не один год, ставку ЕСВ наконец урезали, причем существенно. Если раньше ее значение колебалось от 36,7% до 49,7%, в зависимости от так называемого «класса профессионального риска», то с января наступившего года перед законом все равны, и работодатели удерживают 22% ЕСВ. Больше никаких «вилок», корректирующих коэффициентов и прочих ограничивающих условий. Кроме того, парламент решился даже на то, чтобы упразднить те 3,6% ЕСВ, которые платит трудоустроенное лицо.
Хотя обещанного снижения ставки до 10% не произошло (равно как и полной ликвидации ЕСВ, о которой говорили в Минфине), давление на доходы работающих украинцев, а также на фонды оплаты труда компаний, действительно, уменьшилось. В том числе депутаты унифицировали ставку НДФЛ, закрепив ее на уровне 18%. В итоге, если раньше совокупный размер отчислений из зарплат достигал 55%, то сейчас эта цифра значительно меньше, она находится на уровне чуть выше 40% (с учетом 1,5% военного сбора и уменьшенной базы обложения НДФЛ за счет налоговых социальных льгот).
Однако, смогут ли такие послабления дать желаемую и столь ожидаемую властями детенизацию зарплат — большой вопрос. Хотя скрытый ресурс и вправду внушителен. Например, в правительстве еще год назад сообщили, что объем зарплат, который ежегодно уплачивается в «конвертах», составляет около 200 млрд грн (это почти 13% ВВП). А координаторы гражданской платформы «Нова країна» в конце 2015 года подсчитали, что 90% компаний уклоняется от уплаты «зарплатных» налогов, минимизируя таким образом базу налогообложения.
Но проблема в том, что ставки-то снизились, а вот подходы к администрированию, его принципы, увы, не изменились. Ведь почему, к примеру, провалилась достаточно неплохая идея по снижению сумм ЕСВ, уплачиваемых работодателями, с помощью специального коэффициента (в 2015 году он составлял 0,4 базовой ставки, с 2016 года должен был вырасти до 0,6).
Во-первых, к плательщикам выставлялись высокие требования по увеличению брутто-части зарплат, что нивелировало эффект от снижения ЕСВ.
Во-вторых, компании, которые все-таки пытались воспользоваться данной льготой, подвергались тщательной проверке со стороны налоговых органов, что бизнесу по понятным причинам не нравилось.
Так и сейчас. 22% звучит, несомненно, привлекательно, но особых мотивов выводить зарплатные фонды из тени нет, поскольку вся ответственность за распределение доходов лежит исключительно на работодателе. Хотя в ходе обсуждения проекта налоговой реформы от бизнеса звучала достаточно здравая идея передать физлицам ответственность за уплату подоходного налога и освободить работодателей от его начисления. При таком разделении компании гораздо охотнее бы уплачивали ЕСВ, даже по ставке 15–20%, в то время как трудоустроенные лица самостоятельно отвечали бы за налогообложение своих доходов и были бы заинтересованы уплачивать НДФЛ прозрачно и честно.
К тому же общая нагрузка на зарплату, по большому счету, остается все еще чрезмерно высокой. Да, Украина, будучи еще год назад где-то в начале списка стран с наибольшим уровнем нагрузки, переместилась в его середину. И это уже само по себе достижение. Но до таких стран, как Чехия, Новая Зеландия, Греция или Канада, где размер отчислений почти вдвое ниже, чем в Украине, нам еще далеко. Даже общемировой показатель доли соцвыплат из зарплат составляет 33,6%. Разница более чем на 5 п.п., и эта разница, разумеется, не в нашу пользу.
Иными словами, на сегодняшний день цена обналичивания по-прежнему значительно ниже, чем официальная уплата налогов и сборов, что является весомым фактором, удерживающим работодателей от «обеления» зарплат.
Поэтому с определенной долей уверенности можно утверждать, что работа по усовершенствованию налогообложения доходов в 2016 году продолжится. Это логично с учетом неувядающих планов Кабинета Министров все-таки провести «перезагрузку» налоговой системы. По словам премьера Арсения Яценюка, тянуть в этот раз не будут, все изменения примут вовремя, и новый Налоговый кодекс заработает уже с 2017 года.
Плюс ко всему, правительство очень сильно озабочено детенизацией зарплат еще и по той причине, что объем дотаций для Пенсионного фонда растет, как на дрожжах. Например, в бюджете-2016 на финансирование ПФУ заложена колоссальная сумма в 145 млрд грн. Да, отчасти это результат снижения ставки ЕСВ и ликвидации соцвзноса, который платят сотрудники. Но в большей степени эта «дыра» демонстрирует (пусть и косвенно), какой в реальности объем налогов не добирает бюджет.
И властям по-хорошему давно пора запустить пенсионную реформу, но эффект от нее будет нулевым, пока не отточен механизм взимания и распределения ЕСВ и не решен вопрос «конвертов».
Так что задач у власть имущих на текущий год — предостаточно. Но главная и первоочередная — предложить наконец бизнесу достойную альтернативу привычным закрепившимся схемам. Причем без страха работодателей расплачиваться за это штрафами и прочими санкциями. Это должна быть новая идеология взимания НДФЛ и ЕСВ, которая будет играть для налогоплательщиков стимулирующую роль.
Источник: http://www.interbuh.com.ua/ua/documen...
Комментарии к материалу