Об определении резидентского статуса
07.10.2016 1114 0 0
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 30.09.2016 г. № 10327/Я/99-99-13-01-03-14
О рассмотрении обращения
Государственная фискальная служба Украины, руководствуясь статьей 52 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА УКРАИНЫ (далее - Кодекс), рассмотрела обращение относительно определения резидентского статуса и сообщает следующее.
Пунктом 52.5 ст. 52 Кодекса установлено, что контролирующие органы имеют право предоставлять консультации исключительно по вопросам, относящимся к их полномочиям. Кроме того, налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена такая консультация (п. 52.2 ст. 52 Кодекса).
Кодекс регулирует отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, в частности, определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине, и порядок их администрирования, плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности, компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц во время осуществления налогового контроля, а также ответственность за нарушение налогового законодательства (п. 1.1 ст. 1 Кодекса).
В соответствии с требованиями Кодекса статус резидента определяется в целях налогообложения. Так, понятие "резидент и/или нерезидент" определено ст. 14 Кодекса.
Резидент - это физическое лицо, имеющее место жительства в Украине (пп. 14.1.213 п. 14.1 ст. 14 Кодекса).
В случае если физическое лицо имеет место жительства также в иностранном государстве, оно считается резидентом, если такое лицо имеет место постоянного проживания в Украине; если лицо имеет место постоянного проживания также в иностранном государстве, оно считается резидентом, если имеет более тесные личные или экономические связи (центр жизненных интересов) в Украине.
В случае если государство, в котором физическое лицо имеет центр жизненных интересов, нельзя определить, или если физическое лицо не имеет места постоянного проживания в одном из государств, оно считается резидентом, если находится в Украине не менее 183 дней (включая день приезда и от съезда) в течение периода или периодов налогового года.
Достаточным (но не исключительным) условием определения места нахождения центра жизненных интересов физического лица является место постоянного проживания членов его семьи или его регистрации как субъекта предпринимательской деятельности.
Если невозможно определить резидентский статус физического лица, используя предыдущие положения пп. 14.1.213 п. 14.1 ст. 14 Кодекса, физическое лицо считается резидентом, если оно является гражданином Украины.
Если вопреки закону физическое лицо - гражданин Украины имеет также гражданство другой страны, то с целью налогообложения этим налогом такое лицо считается гражданином Украины, который не имеет права на зачет налогов, уплаченных за границей, предусмотренный этим Кодексом или нормами международных соглашений Украины.
Достаточным основанием для определения лица резидентом является самостоятельное определение им основного места жительства на территории Украины в порядке, установленном Кодексом, или его регистрация в качестве самозанятого лица (пп. 14.1.213 п. 14.1 ст. 14 Кодекса).
Нерезидент - это физическое лицо, не являющееся резидентом Украины (пп. 14.1.122 п. 14.1 ст. 14 Кодекса).
Вместе с тем отмечаем, что в соответствии с п. 3.2 ст. 3 Кодекса если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены другие правила, чем те, которые предусмотрены Кодексом, применяются правила международного договора.
Согласно положений ст. 9 Конституции Украины действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины.
Рекомендации относительно практического применения территориальными контролирующими органами конвенций об избежании двойного налогообложения изложены в письме Государственной налоговой службы Украины от 27.12.2002 г. № 12744/В/71-12/12-1017, в котором, в частности, рассматривается вопрос определения резидентности для физических лиц.
Первый заместитель Председателя С. В. Билан
Комментарии к материалу