О порядке рассмотрения возражений налогоплательщика на акт проверки
29.04.2016 1159 0 0
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 25.04.2016 г. N 9296/6/99-99-14-03-03-15
О предоставлении налоговой консультации
Государственная фискальная служба Украины (далее - ГФС) рассмотрела письмо касательно предоставления налоговой консультации относительно порядка рассмотрения возражений налогоплательщика на акт проверки, нормативно-правовых актов Украины, которыми руководствуются должностные лица ГФС при рассмотрении возражений, а также участия такого налогоплательщика в заседаниях постоянных комиссий по рассмотрению спорных вопросов при соответствующих контролирующих органах и сообщает следующее.
Порядок рассмотрения возражений налогоплательщика на акт проверки определен в Налоговом кодексе Украины от 02 декабря 2010 года N 2755-VI с изменениями и дополнениями (далее - Кодекс) и Порядком оформления результатов документальных проверок соблюдения законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела, налогового, валютного и другого законодательства налогоплательщиками - юридическими лицами и их обособленными подразделениями, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 20.08.2015 г. N 727 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 26.10.2015 г. за N 1300/27745 (далее - Порядок).
Пунктом 86.7 статьи 86 Кодекса предусмотрено, что в случае несогласия налогоплательщика или его законных представителей с заключениями проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) документальной проверки, они имеют право подать свои возражения в контролирующий орган по основному месту учета такого налогоплательщика в течение пяти рабочих дней со дня получения акта (справки). Такие возражения рассматриваются контролирующим органом в течение пяти рабочих дней, следующих за днем их получения (днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, которые не были исследованы во время проверки и указаны в замечаниях), и налогоплательщику направляется ответ в порядке, определенном ст. 58 этого Кодекса для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений. Налогоплательщик (его уполномоченное лицо и/или представитель) имеет право участвовать в рассмотрении возражений, о чем такой налогоплательщик указывает в возражениях.
В случае если налогоплательщик изъявил желание принять участие в рассмотрении его возражений к акту проверки, контролирующий орган обязан уведомить такого налогоплательщика о месте и времени проведения такого рассмотрения. Такое уведомление направляется налогоплательщику не позднее следующего рабочего дня со дня получения от него возражений, но не позднее чем за два рабочих дня до дня их рассмотрения.
Участие руководителя соответствующего контролирующего органа (или уполномоченного им представителя) в рассмотрении возражений налогоплательщика к акту проверки является обязательным. Такие возражения являются неотъемлемой частью акта (справки) проверки.
Вместе с тем, в случае возникновения спорных вопросов и предоставления возражений относительно установленных нарушений при осуществлении проверки, такие вопросы и возражения могут быть вынесены на рассмотрение предусмотренных абзацем вторым пункта 1 раздела V Порядка постоянных комиссий при соответствующих контролирующих органах.
В то же время отмечаем, что создание постоянных комиссий по рассмотрению спорных вопросов направлено на решение внутренних организационных вопросов контролирующего органа относительно всестороннего и качественного изучения спорных вопросов и оперативного принятия решения со стороны руководства контролирующего органа по их урегулированию. Нормами Порядка не предусмотрена обязанность контролирующего органа дополнительно привлекать налогоплательщика к участию и в работе постоянных комиссий при соответствующих контролирующих органах.
По результатам рассмотрения возражений составляется заключение, в котором указываются приведенные в акте (справке) документальной проверки заключения, факты и данные, относительно которых предоставлены возражения налогоплательщиком, краткое содержание возражений, приводится обоснование позиции контролирующего органа по каждому вопросу, поднятому в возражениях, и подводятся итоги относительно обоснованности возражений.
На основании заключения составляется обоснованный письменный ответ о результатах рассмотрения возражений, который подписывается руководителем (заместителем руководителя) или лицом, исполняющим его обязанности, и направляется налогоплательщику в порядке, установленном абзацем вторым пункта 6 раздела V Порядка.
Указанное заключение является составной частью (приложением) материалов документальной проверки, остается в контролирующем органе, и учитывается руководителем контролирующего органа (заместителем руководителя) или лицом, исполняющим его обязанности, при их рассмотрении и принятии налогового уведомления-решения.
Согласно абзацу четвертому пункта 86.7 статьи 86 Кодекса решение об определении денежных обязательств принимается руководителем контролирующего органа (или его заместителем) с учетом результатов рассмотрения возражений налогоплательщика (в случае их наличия). Налогоплательщик или его законный представитель может присутствовать при принятии такого решения.
Председатель Р. М. Насиров
Комментарии к материалу