Реформирование законодательства об оплате труда: новые условия
24.03.2017 827 0 0
Одним из главнейших видов социальных гарантий, которые действуют в мире, является минимальный размер заработной платы. Несмотря на универсальность и наличие международного правового регулирования, этот важный индикатор жизненного уровня населения не всегда обеспечивает его реальные потребности. В более 50 % стран мира минимальная зарплата чаще является границей физиологического выживания человека, а не фактором воспроизводства рабочей силы и достойных условий существования. Поэтому наличие во многих конституциях ныне популярной тезиса о социальном государстве является фикцией, которая не выдерживает испытания размером минимальной зарплаты.
Вопрос юридического урегулирования минимальной заработной платы имеет длительную историю. Первые законы об установлении минимального уровня оплаты труда появились в Новой Зеландии в далеком 1894 г. и в Австралии (штат Виктория) в 1896 г. Тогда же были созданы советы по вопросам заработной платы, которые объединяли представителей предпринимателей, рабочих и общественности. Именно они получили полномочия устанавливать справедливую минимальную заработную плату.
Австралийско-новозеландский опыт быстро использовали другие страны. Позже законодательство о минимальной заработной плате приняли в Великобритании (1909 г.), США (штат Массачусетс, 1912 г.), Франции (1915 г.), Австрии и Норвегии (1918 г.), Германии (1923 г.), Испании (1926 г.), а также других европейских странах. В некоторых странах понятие "минимальная заработная плата" появилось не так давно: Нидерланды, например, обратились к минимальному показателю в начале семидесятых годов прошлого века, а в Ирландии "минималка" появилась только в 2000 г., Правительство Гонконга приняло законопроект о минимальном показателе в мае 2011 г. Для сравнения, в СССР закон о минимальной зарплате был подписан еще в начале 1922 г., однако минимальная зарплата исчислялась специфически. Ее размер соответствовал ставке первого тарифного разряда в экономике и не отражал нижней границы стоимости рабочей силы на рынке. К сожалению, Украина унаследовала от советских времен похожую методику начисления "минималки". Первые законы о минимальной зарплате имели немало недостатков. Часто их действие распространялось не на все сферы экономики, а лишь на те, где сформировалась наиболее низкая оплата труда. Также отсутствовали четкие механизмы пересмотра минимальной зарплаты и санкции к работодателям в случае выплаты зарплаты ниже законодательного минимума. Со временем эти моменты были урегулированы, а юридическое определение минимальной зарплаты нашло отражение на международном уровне, а именно: в Конвенциях Международной организации труда № 131 "Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран" в 1970 г. (ратифицирована Украиной 19 октября 2005 г.), № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» 1962 года.
Основным законодательным положением, которое гарантирует гражданину право на заработную плату, не ниже установленной законом ст. 43 Конституции Украины. Непосредственно термин «минимальная заработная плата» содержится в Законе Украины «Об оплате труда», ст. 3: Минимальная заработная плата - это установленный законом минимальный размер оплаты труда за выполненную работником месячную (часовую) норму труда. Именно такое определение является новым для трудового законодательства, которое установлено Законом Украины «О внесении изменений к некоторых законодательных актов Украины» от 06.12.2016 №1774-VII, который вступил в силу 01.01.2017 года.
До принятия этих изменений минимальная зарплата определялась, как размер зарплаты за простой неквалифицированный труд, ниже которого не могла производиться оплата, до которой не включались доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты. В новой редакции эта норма исключена. В то же время размер зарплаты работника за полностью выполненную месячную (часовую) норму труда не может быть ниже размера минимальной зарплаты. Это предусмотрено новой статьей 31, которой дополнен Закон Украины «Об оплате труда». Если же начисленная зарплата за выполненную месячную норму труда ниже размера минимальной зарплаты, тогда работодатель должен произвести доплату до уровня минимальной зарплаты, которую надо выплачивать ежемесячно одновременно с выплатой зарплаты.
При исчислении размера зарплаты работника для обеспечения ее минимального размера не учитываются доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья, за работу в ночное и сверхурочное время, разъездной характер работ, премии к праздничным и юбилейным датам. В случае заключения трудового соглашения о работе на условиях неполного рабочего времени, а также при невыполнении работником в полном объеме месячной (часовой) нормы труда минимальная заработная плата выплачивается пропорционально выполненной норме труда.
Согласно статье 6 Закона Украины «Об оплате труда», минимальный должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере, не меньшем прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января календарного года (в 2017 году - 1600 грн.).
Заключительными и переходными положениями Закона №1774 предусмотрено, что минимальная зарплата после 01.01.2017 г. не применяется как расчетная величина для определения должностных окладов и заработной платы работников и других выплат. До внесения изменений в законы Украины относительно неприменения минимальной заработной платы как расчетной величины она применяется в размере 1600 гривен.
Минимальная заработная плата после вступления в силу этим Законом не применяется как расчетная величина в коллективных договорах и соглашениях всех уровней. Сторонам, которые заключили коллективные договоры и соглашения, необходимо в трехмесячный срок привести нормы в соответствие с этим Законом.
До внесения изменений в коллективных договоров и соглашений всех уровней относительно неприменения минимальной заработной платы как расчетной величины она применяется в размере прожиточного минимума для трудоспособных лиц.
На практике эта норма законодательства предусматривает, что работодатели должны внести соответствующие изменения в коллективные договоры в части определения соотношений в оплате труда работников, заменив ранее предусмотренные соотношение минимальной заработной платы на соотношение к прожиточному минимуму. В то же время при наличии соответствующих средств согласно ст. 91 Кзот Украины предприятия, учреждения, организации за счет собственных средств могут устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством трудовые льготы для работников, в том числе по определению размеров должностных окладов и тарифных ставок.
В объединенных территориальных общинах и городах областного подчинения появились новые полномочия, согласно которым они имеют право контроля за соблюдением законодательства о труде, а также имеют право осуществлять проверки как юридических, так и физических лиц - предпринимателей, которые используют наемный труд. Более того, в случае выявления нарушений законодательства они имеют право налагать на нарушителей существенные штрафы.
Рост минимальной заработной платы и соблюдения законодательства в сфере занятости должно способствовать увеличению количества плательщиков единого социального взноса и поступлений в Пенсионный фонд. Соответственно, увеличатся и поступления в местные бюджеты в виде налога с доходов физических лиц. Это даст дополнительные возможности для общин направлять средства на социальное развитие соответствующих территорий.
Для гражданина, который нелегально работает, выгода в том, что его труд легализуется и благодаря этому будет учтен страховой стаж и гарантированно иные гарантии, предусмотренные действующим законодательством, в том числе в случае временной нетрудоспособности.
Иван РОМАНЕНКО
Источник: http://uainfo.org/
Комментарии к материалу