Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

О наработке оптимальной модели системы автоматизированного мониторинга НН

11.01.2018

С 1 июля 2017 заработала Система автоматизированного мониторинга соответствия налоговых накладных/расчетов корректировки критериям оценки степени рисков (СМКОР). Учитывая высокий уровень коррумпированности государственных институтов и в частности, Государственной фискальной службы, использование автоматизированных риск-ориентированных систем является единственным правильным и эффективным инструментом выявления схем ухода от уплаты налогов.

Принципиальным требованием экспертов группы Налоговая реформа реанимационное пакета Реформ было и остается, чтобы средства, полученные от закрытия преступных схем, были направлены на снижение общей налоговой нагрузки на бизнес, особенно там, где налогообложение сопровождается большим коррупционным давлением и/или вызывает значительную тенизацию. Прежде всего, речь идет о замене налога на прибыль налогом на выведен капитал и снижение налогообложения заработной платы и тому подобное.

Однако внедрение Системы автоматизированного мониторинга соответствия налоговых накладных/расчетов корректировки критериям оценки степени рисков оказалось несовершенным, что было обусловлено следующими причинами:

    система была запущена без должного тестирования, что привело к неготовности системы к полноценной работе и необходимости оперативного вмешательства в усовершенствование механизмов;

    было отсутствие возможности ввода остатков товарных запасов кодам УКТ ВЭД на 1 января 2017 года, что повлекло ошибочное срабатывание критериев рисков;

    СМКОР не учитывала специфику различных отраслей экономики, что привело к значительному количеству заблокированных накладных реального сектора экономики;

    СМКОР не была согласована с нормами налогового законодательства, а именно правилу первого события, с одной стороны привело к массовому блокировки подписки, а с другой позволило создать механизм обхода основных критериев рисков недобросовестные налогоплательщиками;

    система не была должным образом технически протестирована, что привело к возникновению непонятным причинам отклонения приема пояснительных таблиц и документов;

    значительное количество заблокированных налоговых документов привела к значительной нагрузке на членов комиссии, ответственных за их разблокирования;

    не было проведена надлежащая разъяснительная работа для представителей бизнеса.

Несмотря на то, общественность сразу идентифицировала указанные проблемы, их устранение было неоперативным. Более того, некоторые не устранены до сих пор. Как следствие - на длительное время были заблокированы значительную часть налоговых накладных определенных категорий реального бизнеса. Поэтому приостановление данного механизма автоматической блокировки налоговых накладных является оправданным и необходимым шагом.

Вместе с тем, эксперты группы Налоговая реформа реанимационное пакета Реформ считают, что все эти проблемы можно решить и обеспечить эффективное функционирование автоматизированной системы выявления весомых/существенных рисковых операций, не будет приводить к блокированию налоговых накладных реального бизнеса. Также недопустимо законодательное закрепление возможности ручной блокировки налоговых накладных. Для полноценного запуска СМКОР должно быть реализованы следующие мероприятия:

    До запуска системы, на основе представленных бизнесом таблиц, должно быть сформированы базы данных с кодами товаров и услуг входящей и исходящей номенклатуры, которые бы учитывали специфику деятельности.

    Должна быть проведена надлежащая разъяснительная работа среди бизнеса по работе системы, а также подготовлен понятный и четкий механизм действия бизнеса в случае блокирования налоговых документов.

    Остановка регистрации НН/ПК может происходить в автоматическом режиме на основе применения публичного набора четких критериев риска, утвержденных КМУ, в частности: критерия, отсекает возможность остановки НН/ПК незначительными операциями; критерия, отсекает возможность остановки НН/ПК, если налоговая нагрузка предприятия более чем 2-3% и тому подобное.

    После первичного рассмотрения документов Комиссия сообщать плательщика, каких именно документов не хватает по каждому типу транзакций, и принимать дополнительные документы.

    Отказ в регистрации налоговых накладных должна быть обоснована четко указанным несоответствием входящей и исходящей номенклатуры товаров (услуг), зарегистрирован в системе.

Для предотвращения блокировки реального бизнеса системой должно быть предусмотрено, что через 72 часа должно быть восстановлено регистрацию всех НН/ПК, кроме тех, по которым вынесено отдельное обоснованное решение Комиссии. Количество таких предприятий не может превышать 0,1% в месяц (от общего количества предприятий), такие предприятия подлежат внеплановой документальной проверке. Проверке подлежат только те операции плательщика, стали причиной проверки, предельный срок блокировки НН/ПК не должен превышать 30 суток.

Таким образом, система должна стать аналитической и блокировать в месяц не более 300-500 предприятий, которые проводят сомнительные операции, имеющие признаки уголовного преступления, и проводить документальную проверку на таких предприятиях с возбуждением уголовных дел в случае подтверждения выявленных системой фактов.

Также крайне важным является обеспечение невозможности вмешательства в алгоритмы работы системы сотрудниками ГФС, для этого эксперты предлагают передать администрирование баз данных в незалежнго дата-центра.

Эксперты группы Налоговая реформа реанимационное пакета Реформ призывают представителей власти в инклюзивном процессе с участием народных депутатов, представителей Кабмина, экспертов, представителей бизнеса обсудить концепцию функционирования СМКОР и совместно согласовать оптимальную и эффективную модель.

Источник: http://rpr.org.ua/ 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
12.11.2025
С 1 января 2026 года будет действовать новая система КВЭД: что сейчас делать бизнесу
Новая система классификации видов экономической деятельности – разбираемся вместе! Больше по теме: Зарядка электромобилей: какой это КВЭД и нужна ли лицензия? Виды деятельности: на что влияет КВЭД? С 1 января 2027 года Украина переходит на новую классификацию видов экономической деятельности...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
29.09.2025
Обновлен План-график проведения проверок (26.09.2025)
ГНС внесла изменения в План-график проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков. Больше по теме: За какой период может быть проведена плановая налоговая проверка с учетом приостановления сроков давности? Допуск контролирующих органов к проверке: пошаговый алгоритм действий Можно...
Новое
12.12.2025
В ноябре 2025 года экономика Украины выросла на 5,3 %
По оценкам Минэкономики, в ноябре 2025 года произошло ускорение роста реального ВВП до 5,3 % против 2,3 % в октябре. Основными драйверами ускорения стали сельское хозяйство, внутренняя торговля, строительство и перерабатывающая промышленность. В целом, по данным Госстата, рост ВВП в ІІІ квартале 202...
12.12.2025
Бизнес на встрече с Минэкономики обозначил проблемы
Актуальные для предпринимателей проблемы и пути их решения обсуждались во время встречи Министра экономики, окружающей среды и сельского хозяйства Украины Алексея Соболева с представителями бизнеса в Киеве. В ней приняли участие заместители министра Тарас Высоцкий, Андрей Телюпа, Виталий Кондратов, ...
12.12.2025
Нормативно-правовые акты приведены в соответствие с Законом об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения
Закон об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения внедряет европейский механизм снижения промышленных выбросов, доказавший свою эффективность в странах ЕС, где уровень загрязнения воздуха за последние 15 лет снизился на 40–85 % в зависимости от загрязнителя. Больше п...
Лучшие материалы