О наработке оптимальной модели системы автоматизированного мониторинга НН
11.01.2018 187 0 0
С 1 июля 2017 заработала Система автоматизированного мониторинга соответствия налоговых накладных/расчетов корректировки критериям оценки степени рисков (СМКОР). Учитывая высокий уровень коррумпированности государственных институтов и в частности, Государственной фискальной службы, использование автоматизированных риск-ориентированных систем является единственным правильным и эффективным инструментом выявления схем ухода от уплаты налогов.
Принципиальным требованием экспертов группы Налоговая реформа реанимационное пакета Реформ было и остается, чтобы средства, полученные от закрытия преступных схем, были направлены на снижение общей налоговой нагрузки на бизнес, особенно там, где налогообложение сопровождается большим коррупционным давлением и/или вызывает значительную тенизацию. Прежде всего, речь идет о замене налога на прибыль налогом на выведен капитал и снижение налогообложения заработной платы и тому подобное.
Однако внедрение Системы автоматизированного мониторинга соответствия налоговых накладных/расчетов корректировки критериям оценки степени рисков оказалось несовершенным, что было обусловлено следующими причинами:
система была запущена без должного тестирования, что привело к неготовности системы к полноценной работе и необходимости оперативного вмешательства в усовершенствование механизмов;
было отсутствие возможности ввода остатков товарных запасов кодам УКТ ВЭД на 1 января 2017 года, что повлекло ошибочное срабатывание критериев рисков;
СМКОР не учитывала специфику различных отраслей экономики, что привело к значительному количеству заблокированных накладных реального сектора экономики;
СМКОР не была согласована с нормами налогового законодательства, а именно правилу первого события, с одной стороны привело к массовому блокировки подписки, а с другой позволило создать механизм обхода основных критериев рисков недобросовестные налогоплательщиками;
система не была должным образом технически протестирована, что привело к возникновению непонятным причинам отклонения приема пояснительных таблиц и документов;
значительное количество заблокированных налоговых документов привела к значительной нагрузке на членов комиссии, ответственных за их разблокирования;
не было проведена надлежащая разъяснительная работа для представителей бизнеса.
Несмотря на то, общественность сразу идентифицировала указанные проблемы, их устранение было неоперативным. Более того, некоторые не устранены до сих пор. Как следствие - на длительное время были заблокированы значительную часть налоговых накладных определенных категорий реального бизнеса. Поэтому приостановление данного механизма автоматической блокировки налоговых накладных является оправданным и необходимым шагом.
Вместе с тем, эксперты группы Налоговая реформа реанимационное пакета Реформ считают, что все эти проблемы можно решить и обеспечить эффективное функционирование автоматизированной системы выявления весомых/существенных рисковых операций, не будет приводить к блокированию налоговых накладных реального бизнеса. Также недопустимо законодательное закрепление возможности ручной блокировки налоговых накладных. Для полноценного запуска СМКОР должно быть реализованы следующие мероприятия:
До запуска системы, на основе представленных бизнесом таблиц, должно быть сформированы базы данных с кодами товаров и услуг входящей и исходящей номенклатуры, которые бы учитывали специфику деятельности.
Должна быть проведена надлежащая разъяснительная работа среди бизнеса по работе системы, а также подготовлен понятный и четкий механизм действия бизнеса в случае блокирования налоговых документов.
Остановка регистрации НН/ПК может происходить в автоматическом режиме на основе применения публичного набора четких критериев риска, утвержденных КМУ, в частности: критерия, отсекает возможность остановки НН/ПК незначительными операциями; критерия, отсекает возможность остановки НН/ПК, если налоговая нагрузка предприятия более чем 2-3% и тому подобное.
После первичного рассмотрения документов Комиссия сообщать плательщика, каких именно документов не хватает по каждому типу транзакций, и принимать дополнительные документы.
Отказ в регистрации налоговых накладных должна быть обоснована четко указанным несоответствием входящей и исходящей номенклатуры товаров (услуг), зарегистрирован в системе.
Для предотвращения блокировки реального бизнеса системой должно быть предусмотрено, что через 72 часа должно быть восстановлено регистрацию всех НН/ПК, кроме тех, по которым вынесено отдельное обоснованное решение Комиссии. Количество таких предприятий не может превышать 0,1% в месяц (от общего количества предприятий), такие предприятия подлежат внеплановой документальной проверке. Проверке подлежат только те операции плательщика, стали причиной проверки, предельный срок блокировки НН/ПК не должен превышать 30 суток.
Таким образом, система должна стать аналитической и блокировать в месяц не более 300-500 предприятий, которые проводят сомнительные операции, имеющие признаки уголовного преступления, и проводить документальную проверку на таких предприятиях с возбуждением уголовных дел в случае подтверждения выявленных системой фактов.
Также крайне важным является обеспечение невозможности вмешательства в алгоритмы работы системы сотрудниками ГФС, для этого эксперты предлагают передать администрирование баз данных в незалежнго дата-центра.
Эксперты группы Налоговая реформа реанимационное пакета Реформ призывают представителей власти в инклюзивном процессе с участием народных депутатов, представителей Кабмина, экспертов, представителей бизнеса обсудить концепцию функционирования СМКОР и совместно согласовать оптимальную и эффективную модель.
Источник: http://rpr.org.ua/
Комментарии к материалу