Новое наказание за нарушения ПДД
17.06.2015 177 0 0
В любой реформе очень важен первый шаг. Смогли убедить людей, заручиться их поддержкой, считай, полдела сделано. Но если предложения имеют "двойное" дно, даже из-за недоработки, есть смысл взвесить все "за" и "против", прежде чем настаивать на их принятии. Иначе можно загубить весь проект.
Проект изменений ответственности за нарушение правил дорожного движения, которые готовятся сейчас в парламенте ко второму чтению, как раз тот случай.
Я вожу машину уже давно. Что такое дорога и какие на ней царят законы — знаю не понаслышке. И очень хочу, чтобы на наших дорогах не было "мажоров", чтобы добропорядочные люди чувствовали уважение со стороны государства и представителей власти, а те, кто лихачит и ставит под угрозу чью-то жизнь, не смогли откупиться, нажать на кого-то с помощью "телефонного права" и избежать ответственности. Закон должен быть для всех один.
Вместе с тем я уверена, что предложения Кабинета Министров в части изменения ответственности за нарушение правил дорожного движения (ПДР) нужно серьезно дорабатывать. В них заложено много "мин" замедленного действия, способных нивелировать так необходимые реформы в этой сфере. Выделю лишь несколько острых вопросов.
Первое — это фактическая презумпция виновности. Правительство предлагает участникам дорожного движения самим доказывать свою невиновность. Если по каким-то причинам вы этого не сможете сделать — будете платить. А причин может быть много.
Правительство предлагает, что в случае зафиксированного нарушения в автоматическом режиме, т.е. с помощью камер и других технических средств, именно вам нужно будет доказать свою невиновность, а не полиции Вашу вину. При этом возможностей, чтобы защитить свои права, очень мало, поскольку такие дела в суде можно будет рассматривать в закрытом режиме и без участия лица, которое привлекается к ответственности. Что характерно, при наложении взыскания в автоматическом режиме не будет учитываться степень вины и обстоятельства нарушения. Выехал за сплошную прямую для объезда ямы на дороге, это никого интересовать не будет: плати штраф.
Вообще непонятно, что делать юридическим лицам, которые нанимают водителей. Платить за нарушения водителей должно предприятие. Чтобы взыскать средства с непосредственных виновников нарушения ПДР, нужно обращаться в суд. Но ведь не только штрафами будут карать, предусмотрены еще административный арест, общественные работы, лишение прав. Как можно арестовать юридическое лицо?
Еще одна "мина" замедленного действия — создание условий для коррупции. Убирается "вилка" штрафов, что правильно, но вводятся другие возможности. Например, предлагается оставить право за полицейскими взыскивать штрафы на месте, хотя это и противоречит недавнему решению Конституционного суда. Кроме того, суд лишается права рассматривать дела о невыполнении требований об остановке, нарушений с повреждениями, выдачу документов о технической исправности транспортного средства, повреждения автомобильных дорог и т.д. Все они будут решаться непосредственно полицейскими. Им же дается возможность задерживать нарушителей на срок до 24 часов вместо действующей нормы с возможностью задержания до 3-х часов.
Означает ли все вышеперечисленное, что проект правительства об изменении правил дорожного движения настолько плох? Нет. В документе есть и правильные инициативы. Как, например, отмена вилки штрафов и предложение оставить штрафы на нижнем уровне. Или отмена права на изъятие водительского удостоверения и отстранения водителя от управления транспортным средством.
Но в целом вывод таков: в таком виде, как сейчас, документ принимать нельзя. Правительству нужно прислушаться ко всем замечаниям экспертов, общественных организаций, народных депутатов (а таких замечаний много), и поддержать действительно проработанные, подготовленные изменения к ответственности за нарушения правил дорожного движения, которые станут реальным шагом к наведению порядка на украинских дорогах.
Источник: http://www.segodnya.ua/opinion/prodan...
Комментарии к материалу