Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

МОЗ об автономизации больниц

Редакция

23.11.2017 968 0 0

6 ноября вступил в силу закон о автономизации больниц. Что такое автономизация, как и когда она будет проходить, какие преимущества даст медучреждениям и какими будут юридические последствия - ответы в нашей статье.

Развернутые ответы на вопросы об автономизации вы можете найти в официальных методических рекомендациях МЗ.

Что такое автономизация больниц и для чего она нужна?

Автономизация предусматривает, что больницы могут приобретать статус некоммерческого коммунального предприятия. Сейчас больницы работают как учреждения по бюджетным законодательством и с вертикальным управлением. Их руководители не имеют свободы решений и руководствуются приказами сверху.

Преобразование больниц на коммунальные предприятия позволит расширить права медицинских учреждений до уровня всех других субъектов хозяйствования.

Какие преимущества дает медицинскому учреждению статус некоммерческого коммунального предприятия?

Преобразование (реорганизация) медучреждений в коммунальные некоммерческие предприятия будет способствовать увеличению их самостоятельности в хозяйственных и управленческих делах, стимулировать к улучшению качества медицинских услуг и повышение экономической эффективности использования активов.

Главные преимущества реогранизации такие:

- руководитель предприятия получает значительно большую, чем руководитель бюджетного учреждения, свободу в распоряжении активами и финансами, в формировании кадровой политики, определении внутренней организационной структуры учреждения;

- руководитель предприятия может самостоятельно устанавливать любые формы оплаты труда персонала, допускаемых законодательством;

- финансирование предприятия осуществляется не по постатейным сметой расходов, а на основе собственного финансового плана, позволяет эффективно распоряжаться средствами;

- медучреждения имеют право иметь собственный счет в любом банке;

- медучреждения имеют право образовывать объединения с другими учреждениями, которые также действуют в статусе предприятия, с целью перераспределения функций между ними и общей оптимизации использования материальных, человеческих и финансовых ресурсов;

- медучреждения имеют возможность нанимать по договорам подряда врачей физических лиц-предпринимателей, зарегистрированных и получили соответствующую лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике.

Может ли заведение после реорганизации быть приватизированным?

Нет, прямой запрет на приватизацию указанной в ст.16 Основ законодательства Украины о здравоохранении.

Имеет ли некоммерческое коммунальное предприятие самостоятельно зарабатывать на свое существование?

С введением медреформы в действие, медучреждения первичного звена будут получать финансирование от Национальной службы здоровья согласно тарифу оказания первичной медицинской помощи за каждого пациента, который подпишет декларацию с врачом этого учреждения. Во время переходного периода также будет предоставляться финансирование на пациентов, которые были ранее приписаны к врачу, но еще не заключили с ним декларацию.

С 2020 года медучреждения вторичной и третичной звена переходить на новую модель финансирования. Больницы начнут получать финансирование в зависимости от объема предоставленных услуг согласно договору, который они будут заключать с НСЗУ. Стоимость услуг будет определяться в соответствии с тарифом оказания медицинских услуг.

Имеет ли такое предприятие право получать прибыль и по своему усмотрению им распоряжаться?

Медучреждения в форме коммунальных предприятий являются неприбыльными и некоммерческими. Цель их деятельности не связана с получением прибыли. Избыточные средства медучреждения должны направлять на свое развитие соответствии с финансовым планом.

Будет автономизация принудительной?

Закон об автономизации медицинских учреждений не ставит жесткого требования по срокам. Но льготный режим автономизации будет действовать только до конца 2018 года.

Меняются ли налоговые обязательства медучреждения после его реорганизации?

Процесс преобразования больницы на некоммерческое коммунальное предприятие не приводит к возникновению негативных налоговых последствий в виде новых связанных с преобразованием налоговых обязательств. Заведение не будет плательщиком налога на прибыль и налога на недвижимость.

Кто будет распоряжаться имуществом и средствами больницы?

Во время автономизации имущество передается учреждениям на правах оперативного управления. Распоряжается имуществом учреждения его владелец - территориальная община через уполномоченные органы. Руководитель медучреждения может распоряжаться имуществом в пределах, которые будут определены уставом этому заведению.

Кто будет отвечать за финансовую и налоговую отчетность в некоммерческих предприятиях?

Вопрос эффективного управления административными функциями автономного учреждения решается самым заведением.

Будут ли медучреждения в статусе некоммерческих предприятий получать льготы на оплату коммунальных услуг, на аренду земли?

По арендной плате, то этот вопрос решают собственники имущества: органы местного самоуправления. Вопрос предоставления льгот на оплату коммунальных услуг находится в стадии проработки.

Как община сможет контролировать деятельность руководства больницы?

Для этого создаются специальные органы, наблюдательные или наблюдательные советы. Сейчас соответствующее положение о наблюдательных совета утверждается Кабмином.

Такие советы являются обязательными для медучреждений вторичной и третичной звена. К ним будут входить представители владельца заведения, органов местного самоуправления, местные депутаты, а также представители общественных организаций.

При заведениях также могут создаваться попечительские советы. В их состав могут входить меценаты, представители общественности, благотворительных, религиозных организаций, органов местного самоуправления, средств массовой информации, волонтеры.

Кто принимает решение о перепрофилировании?

Владелец. Обычно это соответствующий местный совет.

Будут ли увольнять работников?

Трудовые отношения с работниками реорганизованного учреждения продолжаются, а на освобождение реорганизации возможно лишь в случае сокращения штата. В процессе реорганизации отдельные работники могут быть переведены на другие должности, перемещены в другие структурные подразделения в случае необходимости.

Можно ли вернуть заведению в статус бюджетного предприятия?

Местный совет имеет право принять и такое решение. Вместе с этим вернется тарифная сетка и все другие нормы, регулирующие деятельность учреждений бюджетной сферы.

Источник: http://www.kmu.gov.ua/control/uk/publ...

Комментарии к материалу

Лучшие материалы