Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Монетизация субсидий: ключевые нюансы

Редакция

13.02.2018 218 0 0

(викладено мовою оригіналу)

С апреля 2018 года правительство планирует перейти к выплатам субсидий непосредственно получателям коммунальных услуг, то есть обычным украинцам. Как сообщили в Минфине, деньги можно будет получить либо сразу на счет в банке, либо через отделения «Укрпочты».

Выплаты будут осуществлять органы соцзащиты, которые сейчас и проводят начисления. Для получения денег надо будет написать соответствующее заявление. О чем органы соцзащиты будут уведомлять граждан отдельным письмом.

В проекте постановления КМУ, выложенного Минфином для публичного обсуждения, пока речь идет только о плате за содержание многоквартирного дома, придомовой территории и вывозе мусора, что в народе принято называть квартплатой. Но со временем планируется перейти на прямые выплаты субсидий и по другим видам коммунальных услуг.

Этот проект дает возможность «продискутировать» готова ли система к монетизации квартплаты. Поскольку объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) настаивают на этом.

Впрочем, времени для дискуссий осталось совсем немного. Уже 14 февраля правительство может одобрить это постановление.

Первая попытка — комом

В Минфине признают, что первая попытка правительства выплачивать компенсации по льготам и субсидиям сразу на счета предприятий-поставщиков коммунальных услуг оказалась не совсем удачной.

Обязательное требование об открытии специальных целевых счетов в Госказначействе для ОСМД и жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) только запутало и без того непростые отношения между поставщиками и потребителями коммунальных услуг.

Напомним: до выхода соответствующего приказа Минфина №1 от 4 января 2018 года, субсидии, хоть и с задержкой, компенсировались на основной банковский счет ОСМД и кооперативов, что позволяло оперативно их использовать на зарплаты, налоги, ремонты, вывоз мусора и пр. Теперь же жители многоквартирных домов вообще могут остаться без компенсаций по субсидиям.

ОСМД не хотят администрировать субсидии, они хотят, чтобы домохозяйства получали эти деньги напрямую.

Надо перечислять субсидии сразу жителям домов. Так как у многих ОСМД не коллективный договор с поставщиками коммунальных услуг, а прямые договора компаний с абонентами.

По его словам, сама система начисления субсидий — это скрытое финансирование монополистов. Например, реально обогрев (с учетом того, что Киевэнерго экономит ресурс) квадратного метра жилья в столице сейчас составляет 22-25 грн/кв.м, а по нормативу расчета субсидии начисляют по максимуму — 34 грн за метр площади.

В результате у граждан появляются даже отрицательные суммы в квитанциях. Что им конечно радостно, но нет стимула экономить.

Например, если субсидия покрывает 80% стоимости расходов жильца на отопление, то она от 34 грн выходит в сумме больше 27 грн, то есть больше реальных затрат. Это бездарная трата бюджетных денег. Ведь льготы никто не начисляет по максимуму.

Местные власти поняли, что можно «накачивать» стоимость услуг, которую потом будет оплачивать госбюджет. Поэтому не хватит и 71 млрд грн заложенных на 2018 год на субсидии.

В стране, где количество бедных составляет более 50%, подобные механизмы не способствуют подъему бедных снизу — вверх по социальной лестнице, а наоборот приводит к сползанию «среднего класса» (за чей счет оплачивают субсидии бедным) сверху — вниз, и росту числа бедных.

Как улучшить систему

Нельзя сказать, что этого не понимают в правительстве. Собственно, первый этап монетизации на уровне предприятий-поставщиков услуг и должен был бы положить начало наведению порядка в расчетах.

Открытие счетов в Госказначействе как раз и поможет контролировать движение средств. Чтобы деньги, выделенные на субсидии не тратились на что-то иное. Поэтому приказ Минфина №1 отменяться не будет, так как он, среди прочего, определяет формы реестров объемов услуг, потребленных льготниками и субсидиантами.

Решить проблемы ОСМД предлагается путем совершенствования существующего механизма. В постановлении КМУ №256 от 4 марта 2002 года предлагается вывести расчеты за содержание домов и придомовой территориииз-под действия нового порядка. А также ввести услугу — управление многоквартирным домом.

Расчеты по этим услугам будут проводиться по старой модели — на основе информации о начисленных льготах и субсидиях. То есть, ОСМД не придется самим проводить перерасчеты. А начиная с апреля предлагается, как уже было сказано, чтобы жильцы могли получать свои субсидии лично и самостоятельно рассчитываться за коммунальные услуги.

В то же время общественные объединения ОСМД считают, что правительство не предлагает конкретный механизм выплат с 1 апреля, а вместо этого снова пытается втянуть объединения многоквартирных домов в круговорот начислений субсидий и не возмещения их из бюджета.

Например, неясно, что делать, если гражданин не подал заявление на монетизацию субсидии до 1 апреля. Также отсутствует механизм выплаты льгот и субсидий в денежной форме в существующем Порядке финансирования расходов местных бюджетов за счет субвенций из госбюджета.

ОСМД также требуют представить механизм выплат в период с 1 января до 1 апреля 2018 года. Ведь за январь уже многие из них провели начисления без учета таких льгот.

Но больше всего им не нравится, что государство пытается сделать их «поставщиками услуг», то есть объединения будут обязаны сначала предоставить услугу льготнику, а потом требовать ее компенсации у государства. Что противоречит сути ОСМД как не прибыльной организации. И все равно объединениям придется открывать спецсчета в Госказначействе.

Источник: https://kurs.com.ua/novost/53164-mone...

Комментарии к материалу

Лучшие материалы