Минздрав опровергает 5 самых распространенных мифов о госпитальных округах
24.02.2017 110 0 0
Одним из элементов изменений в системе здравоохранения является формирование госпитальных округов. Процесс их создания только стартовал, но уже оброс различными мифами, которые нередко используются на местном уровне для возмущения общества. Опровергаем пять наиболее распространенных мифов.
Міф1. Госпитальные округа формирует министерство здравоохранения
Географические границы округа предлагает МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ, правительство их только утверждает. Госпитальные округа создаются для упорядочения сети медучреждений, которые оказывают людям специализированную медицинскую помощь. В каждом госпитальном округе будет по крайней мере одна больница интенсивного лечения, оснащенная всем необходимым оборудованием, чтобы оказывать специализированную медицинскую помощь круглосуточно. Расстояние до этой больницы должно быть таким, чтобы человек смог добраться туда максимум за час. Также госпитальный округ должен охватывать по крайней мере 120 тысяч населения. И это единственные требования, которые выдвигает МИНЗДРАВ к формированию госпитальных округов. Все остальные вопросы решают общины: какой должна быть сеть медицинских учреждений в госпитальном округе, какие больницы стоит перепрофилировать, а какие медучреждения дополнительно создать, как пациенты смогут до них доехать, какие дороги для этого нужно отремонтировать или построить. Центральная власть в этот процесс не вмешивается.
Миф 2. Вследствие создания госпитальных округов будут закрывать больницы
Никто больницу не закроет. Речь может идти об их перепрофилировании. То есть вместо маломощных, мало загруженных, плохо оснащенных больниц будут созданы другие медицинские учреждения (центры реабилитации для тысяч участников АТО, диагностические центры, хосписы и др). А лучшие на настоящее время больницы будут дополнительно технически и кадрово усиленные, чтобы каждый житель округа имел возможность получить качественную медицинскую помощь. Но какие именно больницы нужно перепрофилировать, решает местная община. Представители общины создают Госпитальный совет, чтоб до конца 2017 года разработать план развития округа на 5 лет, который должен утвердить местный совет. В документе четко определят сеть медучреждений, маршруты проезда пациентов, объем инвестиций, необходимых для оснащения больниц современным оборудованием
Миф 3. Людей лишают доступа к медицинской помощи
С точностью до наоборот. Благодаря упорядочению сети медицинских учреждений, что произойдет в процессе развития госпитальных округов, доступность качественного лечения для граждан увеличится. Сейчас в Украине существуют десятки больниц, где врачи оперируют менее 500 пациентов в год. В то время как в Финляндии, Германии, Великобритании этот показатель составляет не менее 4 000. Лечиться в мало загруженных больницах опасно. Врач, который не имеет должной практики, теряет квалификацию и не может предоставить качественной помощи пациенту. Например, по стандартам ВОЗ, врач должен принимать не менее 400 родов в год, в таком случае он способен обеспечить качество своих услуг. Для сравнения – в одной из районных больниц Полтавской области принимают 89 родов в год. Смогут ли врачи этой больницы оказать качественную медицинскую помощь роженицам и новорожденным? Благодаря упорядочению сети медицинских учреждений в каждом госпитальном округе будет по крайней мере одна мощная больница интенсивного лечения, которая будет работать 24 часа на сутки 7 дней на неделю. Она будет снабжена современным оборудованием, там будут работать высококвалифицированные врачи, которые окажут надлежащую практику. Качество лечения в этом медицинском учреждении будет значительно выше.
Миф 4. Можно создавать неограниченное количество госпитальных округов в области
Предложения местной власти относительно количества госпитальных округов в области должны отвечать, прежде всего, практическим потребностям и способности местных общин. Создание мощной больницы в каждом районе – это утопия и нерациональное расходование средств. Чтобы врачи имели надлежащее нагрузки, а оборудование использовалось максимально эффективно, население округа должно составлять минимум 120 тысяч человек. Кстати, в странах Европы этот показатель выше – например, в Финляндии он составляет в среднем 275 тысяч человек. Переход на новую систему финансирования здравоохранения предполагает, что деньги будут идти за пациентом. То есть размер финансирования из бюджета на больницу напрямую зависеть от количества пациентов, получивших в ней медицинскую помощь. И если больницы не будут иметь достаточно пациентов, местным органам власти придется самостоятельно искать средства на их содержание и достойную зарплату врачам. В конце концов судьбу больниц решат пациенты – они не придут в плохо оснащенную больницу, к врачу, что редко проводит операции. Общины должны заранее договориться о том, какой будет сеть медицинских учреждений, исходя из потребностей. И решить, стоит ли удерживать маломощную больницу в селе, лучше отремонтировать дорогу до райцентра и быстро доставлять туда пациентов.
Миф 5. Госпитальные округа нельзя создавать до завершения административно-территориальной реформы
Создание госпитальных округов не зависит от административно-территориальной реформы и процесса образования объединенных территориальных общин. Госпитальный округ не является уровнем власти, он не является юридическим лицом или субъектом хозяйствования. Госпитальный округ – это инструмент сотрудничества общин, чтобы принимать решения в отношении учреждений вторичной медицинской помощи среди городов областного значения, районов и ОТГ. Общинам уже сейчас нужно эффективно управлять своей собственностью – больницами. И уже сейчас организовывать сеть медицинских учреждений и повышать качество оказания медицинской помощи, а не когда-то в будущем. Чем быстрее они это сделают – сформируют госпитальный округ, определятся с планом его развития (с приоритетными медицинскими учреждениями, которые нуждаются в усилении, с объектами инвестирования) - тем быстрее получат поддержку Правительства и необходимые средства.
Источник: http://www.kmu.gov.ua/control/uk/publ...
Комментарии к материалу