Как развивать публичные госзакупки
24.11.2017 143 0 0
С начала реального реформирования системы государственных закупок в Украине прошло не так уж много времени.
При этом, оставляет стойкое ощущение того, что правила игры в этой системе начали меняться, а старые схемы перестали действовать.
Неудивительно, что закупки стали более прозрачными и конкурентными, ведь каждый может зайти на платформу ProZorro и увидеть, какую продукцию покупают государственные предприятия, сколько стоит тот или иной продукт и кто продает товар, а также получить много другой полезной информации. Чтобы оставаться эффективной, любая система должна развиваться, или ее ждет крах. Этот тезис верна и для системы государственных закупок.
Очередным витком развития публичных закупок может стать усиление мониторинга закупок, что предусмотрено в проекте Закона Украины О внесении изменений в Закон Украины "О государственных закупках" и некоторые законы Украины относительно осуществления мониторинга закупок №4738-д.
Как же может измениться мониторинг закупок с принятием упомянутого законопроекта?
Прежде всего, изменится сама суть мониторинга закупок. Фактически, происходит расширение понятия "мониторинга закупок". Отныне целью мониторинга будет не наблюдение и анализ информации, а именно предотвращение Госаудитслужбою нарушений законодательства в сфере закупок. Четкое закрепление этой цели на законодательном уровне является очень важным и устраняет ряд пробелов. Так, в случае выявления Госаудитслужбою в процессе мониторинга нарушений законодательства о закупках, служба сможет отреагировать до окончания процедуры закупки, а у заказчика будет возможность устранить допущенные нарушения и избежать дальнейшей ответственности.
Также устанавливается порядок осуществления мониторинга государственных закупок. В предыдущей редакции Закона "О государственных закупках" было положение, говорило о том, что порядок проведения мониторинга определяется центральным органом исполнительной власти, но такого порядка разработано не было, вследствие чего Госаудитслужба не могла должным образом выполнять возложенные на нее функции мониторинга. Этот пробел устраняется принятым законопроектом.
В предусмотренном проектом закона порядке устанавливаются следующие основания для проведения мониторинга:
данные автоматических индикаторов рисков;
информация, полученная от органов государственной власти, органов местного самоуправления;
сообщения в средствах массовой информации;
признаки нарушений, выявленных Госаудитслужбою в информации, опубликованной в электронной системе закупок.
Интересным является введение в систему мониторинга закупок автоматических индикаторов рисков, которые будут входить критерии с заданными параметрами, по которым автоматически будут определяться подозрительные закупки. Введение таких индикаторов является достаточно прогрессивным начинаниям, которое поможет ускорить процесс выявления нарушителей. При этом открытым остается вопрос, какие именно критерии и параметры будут использоваться для выявления подозрительных закупок? К сожалению, законопроект не дает ответа на этот, безусловно, важный вопрос.
Следует также отметить, что, согласно законопроекту, мониторинг закупок не проводится по поводу соответствия тендерной документации положением закона о запрете ограничения конкуренции и недискриминации участников. То есть, закупки с нарушениями части 4 статьи 22 Закона "О государственных закупках" не будут попадать в поле действия автоматического индикатора рисков и других оснований для мониторинга, предусмотренных в порядке.
Таким образом, о положительном или отрицательном влиянии упомянутого выше законопроекта на систему государственных закупок можно будет сказать только через некоторое время. Ведь, несмотря на всю позитивность предложенных изменений, сложно прийти к окончательному выводу относительно того, как они будут осуществляться на практике и не создаст такое усиление контроля негативный эффект на систему закупок в целом.
Источник: http://biz.nv.ua/ukr/experts/litvin_a...
Комментарии к материалу