Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Ищем выход: как добиться разблокирования НДС-накладных

Редакция

31.08.2017 283 0 0

Уже два месяца, с 1 июля, в Украине работает система блокировки НДС-накладных. И хотя у бизнеса было достаточно времени, чтобы подготовиться к очередной «проверки» со стороны фискальных органов, прекращение накладных все равно стало для многих предпринимателей шоком.

По данным Государственной фискальной службы (ГФС), по состоянию на 1 августа было зарегистрировано 19, 6 млн накладных на сумму почти 105 млрд грн. Из них приостановлено около 162 000 накладных на 2,5 млрд грн. Несложно подсчитать, что в общей массе НДС блокируется около 1% накладных. С одной стороны, это немного. С другой - этот факт вряд ли успокаивает тех налогоплательщиков, которые теряют деньги и контрагентов из-за капризов ГФС. Ведь несмотря на то, что с помощью механизма блокировки налоговики пытаются отлавливать схемщики и намерены покончить с порочной практикой «воровства» налогового кредита, сами фискалы признают, что система несовершенна. Иными словами, под критерии подозрительных и рисковых попадают и совсем «белые» операции. И поэтому даже добросовестные плательщики будут вынуждены доказывать ГФС, что они занимаются реальным бизнесом, а не «скрутками».

Кого это касается? Согласно приказу Министерства финансов №567 от 13 июня 2017 года, налоговая накладная может быть заблокирована в том случае, если оно соответствует следующим критериям:

    поставки товаров/услуг, отраженных в накладной в 1,5 раза превышает объем закупки (так называемый критерий «условного состава»);

    в остатках приобретенной продукции более 75% позиций, относящихся к так называемой группы риска (перечень таких товаров по кодам УКТВЭД утверждает ГФС) в этот список, например, попала продукция сельского хозяйства, многие пищевые продукты, полезные ископаемые, товары повседневного спроса;

    отсутствие лицензий, подтверждающих право налогоплательщика на определенные виды деятельности (производство, импорт, продажа подакцизных товаров).

При этом действие механизма блокировки не распространяется на компании, которые регистрируют НДС-накладные по операциям с неплательщиками НДС, компании с ежемесячным оборотом до 500 000 грн, руководитель которых занимает аналогичную должность не более чем в трех налогоплательщиков, компании, заплатили за 2016 год налогов на сумму более 5 млн грн, и компании с налоговой нагрузкой более 5%, в которых сумма НДС в накладных, зарегистрированных в текущем месяце, не превышает наибольшую месячную сумму налога за последний год, умноженную на коэффициент 1,3.

Как происходит блокировка? В соответствии с подпунктом 201.16.1 статьи 201 Налогового кодекса Украины, в случае остановки регистрации НДС-накладной/расчета корректировки налогоплательщик в течение дня получает от контролирующего органа электронную квитанцию, подтверждающую факт блокировки. Эта же информация направляется и контрагенту плательщика.

При этом следует заметить, что бизнес часто жалуется на то, что кабинет налогоплательщика последнее время работает со сбоями, в результате чего сообщение о блокировке приходят с существенной задержкой.

Что делать? В компании, которая столкнулась с блокировкой накладных, есть два пути. Первый - обратиться с запросом в специальную комиссию при ГФС и подтвердить законность сделки. Второй - обжаловать решение комиссии (если оно будет отрицательным) в административном или судебном порядке.

На обращение в ГФС налогоплательщику отводится 365 дней с момента блокировки накладной. В территориальное подразделение фискальной службы, где компания находится на учете, необходимо представить:

    квитанцию, в которой содержится сообщение об остановке регистрации;

    подробные объяснения по приостановленной хозяйственной операции;

    исчерпывающий перечень документов, которые подтверждают законность хозяйственной операции.

В зависимости от критерия, на основании которого произошло блокирование НДС-накладной, документы могут быть следующими:

    переписка с контрагентами;

    договоры, в том числе внешнеэкономические контракты, с приложениями;

    договоры, доверенности, акты руководящего органа налогоплательщика, которыми оформлены полномочия лиц, приобретающих продукцию для осуществления хозяйственной операции;

    первичные документы о поставках/приобретения товаров/услуг, хранения и транспортировки, погрузки/разгрузки продукции, складские документы (инвентаризационные описи), в том числе счета-фактуры/инвойсы, акты приема-передачи товаров (работ, услуг) с учетом типовых форм и отраслевой специфики, накладные;

    расчетные документы, банковские выписки из лицевых счетов;

    документы, подтверждающие соответствие продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификаты соответствия), наличие которых предусмотрено договором и/или законодательством.

Как увеличить шансы на положительное решение комиссии при ГФC? Рекомендуется добавлять в пакет документов подробные объяснения по существу каждой операции. Особенно это касается тех случаев, когда у налоговиков возникают подозрения относительно «пересорту» продукции. Например, если компания занимается выращиванием зерновых и закупает горюче-смазочные материалы, удобрения, посевной материал, а продает пшеницу или ячмень.

Стоит отметить, что представители фискальной службы могут считать приведенные аргументы и предоставлены документы недостаточными для принятия решения о разблокировании НДС-накладной. Именно эта оговорка позволяет для манипуляций со стороны сотрудников ГФС и давления на бизнес.

В случае отказа в регистрации накладной у плательщика НДС право на административное обжалование. Порядок рассмотрения таких жалоб утвержден постановлением Кабинета министров №485 от 4 июля 2017 года. Подача жалобы возможна в течение 10 календарных дней после получения решения комиссии ГФС об отказе в регистрации накладной.

Административное обжалование. Жалоба должна жестко регламентированной формы. В то же время она должна содержать ряд важных пунктов и формулировок, которые значительно увеличат шансы на разблокирование НДС-накладной.

Во-первых, в жалобе необходимо отразить хронологию и суть событий: подача налоговой накладной на регистрацию, факт блокировки, подача необходимого пакета документов в ДФС, отказ в регистрации накладной.

Во-вторых, налогоплательщику нужно аргументировать, почему он считает решение специальной комиссии необоснованным. В частности, описать суть и специфику деятельности компании, раскрыть механизм соглашений, которые она проводит (чтобы было понятно, почему налогоплательщик на «входе» закупил какие-то материальные ресурсы, а на «выходе» предоставил третьим лицам услуги), а также в деталях изложить суть конкретной хозяйственной операции.

В-третьих, в жалобе должно содержаться объяснение плательщика, почему к нему не могут быть применены критерии, на основании которых осуществлено блокирование НДС-накладной. Фактически речь идет о четкое обоснование, почему компания не может быть разоблачена в «пересорти» и «скручивании». Причем все доводы должны строиться на конкретных примерах и расчетах, по которым будет понятно, что прекращение хозяйственной операции действительно не вписывается в критерии риска, утверждены Минфином.

В конце жалобы необходимо указать требование об отмене решения комиссии ГФС с отказом в регистрации НДС-накладной и, соответственно, требование о ее регистрации по итогам рассмотрения.

К жалобе следует добавить упомянутый уже перечень документов, который был подан на рассмотрение комиссии. Если компания проходила плановую проверку с положительным результатом, указать это не будет лишним. Это поможет подтвердить прозрачность работы налогоплательщика.

Что важно: ГФС не имеет права отказать в регистрации жалобы, подается непосредственно представителем налогоплательщика или отправляется по почте с уведомлением о вручении.

А если по итогам рассмотрения жалобы налоговая накладная все равно не зарегистрирована? Тогда это решение ГФС может быть обжаловано в судебном порядке. К иску необходимо приложить все документы, которые были представлены налогоплательщиком в фискальной службы, а также любые доказательства его правоты.

Также как соистцом может быть привлечен контрагент, выступает третьей стороной в заблокированной НДС-операции. Но поскольку судебные тяжбы - очень трудоемкий процесс, длящийся время несколько месяцев, желательно приложить максимум усилий, чтобы добиться разрешения спора на уровне комиссии ГФС.

Источник: https://mind.kiev.ua/

Комментарии к материалу

Лучшие материалы