Где найти 60 миллиардов для малого бизнеса
Правительство считает, что отечественная экономика способна расти минимум на 5% в год. В развитых странах до 50% прироста ВВП обеспечивают небольшие компании, которые активно поддерживает государство. Однако нашим «малышам» до таких достижений, как и до тамошнего уровня господдержки, очень далеко. «Предприниматели считают государственную политику по развитию малого бизнеса негативной или нейтральной. Руководители малого бизнеса имеют слишком низкие управленческие компетенции, что не позволяет предприятиям показывать высокие результаты. В то же время бизнес изъявляет желание развиваться и создавать максимально качественные услуги и товары», - говорится в одном из немногих исследований малого бизнеса, проведенном USAID. Почему же наши государственные программы, направленные на поддержку малого бизнеса, работают вхолостую.
Почему не работают госпрограммы
Согласно уже упомянутому исследованию USAID полностью доступными и эффективными государственные профильные программы считают меньше 3% опрошенных представителей малых предприятий производственной сферы. Опрос проводился среди предприятий Львова по результатам ІІІ квартала прошлого года. Но его результаты вполне могут быть экстраполированы на весь отечественный малый бизнес.
Отчасти неэффективность таких государственных программ объясняется тем, что их разработчики либо имеют весьма смутные представления о проблемах «малышей», либо просто копируют опыт развитых стран, где программы пишутся под малый и средний бизнес. Что в наших реалиях делать некорректно, хотя бы исходя из уровня развития нашего мелкого предпринимательства. В развитых странах мелкие компании вносят солидный вклад в производство национального продукта и наравне со средним бизнесом активно экспортируют свою продукцию на внешние рынки. У нас же «малыши» с трудом обзаводятся производственными мощностями и на ощупь осваивают местный рынок. Более того, за несколько лет падения экономики малый и средний бизнес даже стали конкурентами - в условиях сжатия рынка «малышей» просто начали выдавливать из бизнеса.
В общественном сознании малый бизнес устойчиво ассоциируется с торговлей и сферой услуг. Однако официальная статистика рисует иную картину. Действительно, почти 97% предприятий, работающих в сфере оптовой и розничной торговли, относятся к малому бизнесу (количество наемных работников - до 50 человек, годовой доход - до 10 млн евро). В то же время в промышленности этот показатель превышает 87%, в сельском хозяйстве - более 94%. Правда, КПД этих предприятий пока незначительный.
Например, «малыши», работающие в промышленности, обеспечивают только чуть больше 7% произведенной продукции, доля «малышей» в торговле - чуть более 19%. Не может тягаться малый бизнес со средним и крупным и по объемам уплаченных налогов. В прошлом году упрощенцы (берем этот показатель, поскольку практически весь малый бизнес регистрируется в качестве плательщиков единого налога) - физические и юридические лица уплатили в бюджет порядка 25,5 млрд грн. Поступления от налога на прибыль составили почти 67 млрд грн. Но ценность малого бизнеса заключается в другом - он обеспечивает работой. В небольших СПД занято около 50% от общего числа работающего населения. На средних по размеру предприятиях трудится около 30% экономически активного населения страны.
Поэтому ответ на вопрос, должно ли государство поддерживать малый бизнес, очевиден. Причем для малого бизнеса должны писаться отдельные программы.
Откуда взять «дешевые» деньги
Главная проблема любого бизнеса, а маленького и подавно - деньги на развитие, а во многих случаях и на сам запуск. Банковские кредиты для мелких компаний - непозволительная роскошь. Независимая ассоциация банков Украины (НАБУ) констатирует: в отечественной банковской системе доля кредитов предприятиям МСБ (малого и среднего бизнеса) в общем портфеле кредитования - самая низкая в Европе. Этот показатель составляет всего 9%. Для сравнения: в Чехии - 70%, в Польше - 58%.
По данным опроса, проведенного НАБУ в I квартале 2018 г., 72% руководителей малых предприятий в качестве основной причины отказа от банковского кредитования называют высокую процентную ставку. Сейчас по кредитам для МСБ средняя эффективная ставка (включает все комиссии и дополнительные платежи, которые приходится платить предприятию помимо процентов по кредиту) составляет около 21%. Скажем, в той же Польше ставка по льготному кредиту для МСБ сроком на пять-восемь лет составит всего 2%. В Британии действует схема обеспечения кредитов, по которой малые предприятия с доходом до 5,6 млн фунтов могут получить кредит 250 тыс. фунтов на срок до пяти лет под 2% годовых. И чтобы получить кредит, необходимо лишь предоставить бизнес-план и прогноз финансовых показателей. Наши же банки выставляют слишком высокие требования к залоговому имуществу. А у многих мелких компаний и предприятий попросту нет достаточных активов, которые могли бы стать обеспечением под привлекаемый заем.
Частично покрывать расходы на обслуживание кредитов могло бы государство. Скажем, в Германии на поддержку малого бизнеса направлены более 200 программ. Но вкладывать значительный бюджетный ресурс в поддержку «малышей», как это делают развитые страны, Украина не может себе позволить.
Итак, первый шаг государства в помощи бизнесу - обеспечение доступными кредитами. В условиях крайне ограниченного финансового ресурса центрального бюджета Украина могла бы предложить свой вариант поддержки малых предприятий с привлечением средств местных бюджетов. Сейчас на депозитных счетах местные бюджеты разместили около 60 млрд грн. Эти средства могут быть использованы в качестве поручительства под кредиты, выдаваемые небольшим компаниям. Поскольку в этом случае снижаются риски невозврата, банки вполне могли бы снизить ставки по таким кредитам и выдавать займы на 1-2% ниже учетной ставки НБУ, которая сейчас составляет 17%. То есть в этом случае «малышам» вполне реально было бы получить кредит под 15% годовых. Что, безусловно, намного обременительней, чем займы в развитых странах, но зато значительно дешевле, чем привлекаемый сейчас ресурс. Кроме того, банки также могли бы снизить требования к залогам, что не менее важно, чем кредитная ставка.
Такая система выгодна и местным общинам, которые, к примеру, могут сами выбирать виды бизнеса или отдельные проекты, под которые готовы будут поручиться деньгами. Это стимулирует развитие отраслей, необходимых конкретному региону. Более того, такая схема могла бы оживить фондовый рынок. Она работает следующим образом: банки формируют пулы однотипных кредитов малому бизнесу, под которые выпускают облигации. Под такие облигации, во‑первых, в теории может быть получено рефинансирование НБУ, во‑вторых, привлечен дополнительный финансовый ресурс на фондовом рынке. Таким образом, банки получают новые «дешевые» деньги, которые опять-таки могут быть использованы для кредитования МБ.
Экспорт под ключ
Второй шаг - расширение экспортных возможностей. Представители отечественного малого бизнеса хотят осваивать внешние рынки, что вписывается и в мировые тенденции. К примеру, более 98% немецких малых и средних предприятий экспортируют свою продукцию за границу. В США на 320 млн населения зарегистрировано 10 млн малых предприятий. Они экспортируют четвертую часть товаров и услуг (правда, в США малыми считаются фирмы, где работает до 500 человек). У нас с иностранными контрагентами работают единицы.
Почему экспорт важен для наших малых предприятий? Согласно исследованию USAID «Тренды и настроения малого бизнеса во Львове за ІІІ квартал 2017 г.» только чуть более 20% малых предприятий производственной сферы указали на легкость привлечения новых клиентов. А согласно исследованию USAID «Ежегодная оценка делового климата в Украине: 2016 г.» (более свежих данных пока нет) 59% опрошенных представителей малых и средних предприятий главным препятствием для развития своего бизнеса назвали низкий спрос на продукцию и недостаток заказов.
В такой ситуации внешние рынки могли бы восполнить недостающий спрос. Ведь далеко не всегда продукция наших предприятий остается недоступной для иностранных потребителей из-за низкого качества или отсутствия всех необходимых для развитых рынков сертификаций. Для наших малых предприятий сложность заключается в самом поиске зарубежных партнеров. К тому же они не всегда представляют себе, как организовать экспорт.
И в этом могло бы помочь государство, например, организовав офис предоставления услуг по налаживанию экспорта. Малый бизнес интересует так называемый «экспорт под ключ» - от поиска партнера до получения необходимых документов для поставок в конкретную страну, и собственно сопровождение такой поставки. Предприятия даже готовы оплачивать такие услуги по факту первой поставки. К слову, в профильных бизнес-ассоциациях говорят, что такой офис не страдал бы отсутствием клиентов. При этом работал бы на самоокупаемости, не отвлекая бюджетных средств.
Государству нужно заняться бумажной работой
Третий шаг - пересмотр регуляторных актов. Альтернативная система налогообложения существенно облегчает для небольших предприятий фискальное бремя и бухгалтерский учет. Большинство руководителей мелких компаний признают, что не испытывают проблем при общении с налоговыми инспекторами. Зато устаревшая нормативка иногда способна зарубить бизнес-начинания еще на старте. Например, в Украине все еще действуют «совковые» стандарты открытия и организации работы кафе и ресторанов, которые сейчас соблюдать бессмысленно. Условно говоря, заведение общепита не может гарантировать потребителю качественный и безопасный сервис, только лишь обеспечив требуемое по нормативу количество сковород на кухне или соблюдение рецептуры отдельных блюд. Зато такие нормативы - отличный повод для штрафов.
Чтобы избавиться от глупых требований, нужно пересмотреть все профильные стандарты работы для каждой отрасли - труд для чиновников гигантский, но иначе проблемы не решить. Подключение новых предприятий к сетям (водо- и электроснабжение) - отдельная история. Предприниматели жалуются, что процесс этот довольно взяткоемкий. И без вмешательства государства (речь идет о действующих порядках подключения) малому бизнесу тоже не справиться.
Как научить «малышей» делать бизнес
Четвертый шаг - обеспечение доступа к бизнес-обучению. Руководители малых предприятий готовы учиться - им не хватает знаний о современных методах налаживания бизнес-процессов и продвижения своего товара. И получить такие знания в Украине уже можно. Например, действуют 15 центров поддержки бизнеса, организованных проектом «EU4Business: европейский толчок для украинского бизнеса» (финансируются ЕС). В этих центрах представители малого и среднего бизнеса могут получить консультации отраслевых специалистов, узнать об экспортных возможностях для своего предприятия и привлечь финансирование.
Препятствием к использованию этого и подобных ресурсов является банальное незнание. Исследование USAID львовских малых предприятий показало, что больше 70% респондентов не располагают информацией о профильных программах государственной поддержки. Поэтому пятый шаг - обеспечение доступа к профильной информации. Решить эту проблему помогло бы создание при поддержке государства специального сайта, на котором была бы собрана вся полезная информация - от календаря зарубежных отраслевых выставок и программ поддержки (с пошаговой инструкцией к их подключению) до перечня центров обучения.
МЭРТ сейчас завершает процесс создания Офиса развития малого и среднего бизнеса, который будет работать как консультативно-совещательный орган при министерстве. Этот офис мог бы взять на себя координацию большинства предложенных проектов.
https://www.minprom.ua
Комментарии к материалу