Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Бюджет-2018: будет ли эффективной политика защиты внутреннего рынка

Редакция

12.12.2017 118 0 0

7 декабря Верховная Рада приняла основной финансовый документ страны - бюджет на 2018 год, а также законопроект №6776-д, предусматривающий соответствующие изменения в Налоговый кодекс. Это первый бюджет, составленный в рамках среднесрочного планирования на три года. В результате, несмотря на ярко выраженные результаты лоббирования отдельных отраслей, принятый бюджет построен в рамках единой экономической идеологии, которую можно охарактеризовать как гибрид экономического национализма и меркантилизма. Какие положительные изменения для страны и ее граждан заложены в новый финансовый документ страны.

Макропоказатели. Что важно в принятом бюджете в первую очередь? Прогноз макропоказателей, которые показывают, как правительство видит изменение экономики в следующие три года.

Прогнозные показатели                                                      2017        2018      2019     2020

Номинальный ВВП (млрд грн)                                           2845,8    3332,2   3611     3981,3

Доходы сводного бюджета и ПФУ (% ВВП)                       40,7          41,5     42,2     41,8

Дефицит государственного бюджета (% ВВП)                   2,86          2,4       2,2        2,0

Темпы роста реального ВВП (%)                                              1,8          3,0        3,6       4,0

Индекс потребительских цен (%)                                           11,2         9,0        5,9       5,0

Курс $                                                                                             27,8          29,3    30,5       31

Из представленных данных легко рассчитать, что рост долларового эквивалента наших доходов в 2018 году ожидается на уровне 11%. При этом в 2019 и 2020-х годах - в связи с высокими выплатами по внешнему долгу и угрозой потенциального технического дефолта - он замедлится всего до 4,1 и 8,5% соответственно. В свою очередь, Национальный банк продолжит придерживаться политики инфляционного таргетирования, а Министерство финансов - все большее снижение дефицита бюджета, до 2% в 2020 году.

К сожалению, имеют крайне пессимистический вид оценки темпов роста реального ВВП, что, вероятно, связано с соответствующей налоговой политикой. Важно признать, что в глобальной борьбе за инвестиции (включая внутреннего инвестора) серьезных конкурентных преимуществ в Украине, кроме дешевой рабочей силы и низких налоговых ставок, собственно, нет. И оставляя общий показатель налоговой нагрузки на уровне 41,5-42% ВВП, мы автоматически блокируем потенциал своего развития. А как известно, попытки бедных государств казаться социальными обычно заканчиваются характеристикой "не состоялась».

 Рассматривая принятые в изменениях в Налоговый кодекс поправки, также важно обратить внимание, какие фундаментальные проблемы остаются нерешенными. На сегодня это аккумуляция существенного избытка ликвидности государственными учреждениями на ЭКС до конца года и «замораживание» инициатив экспертного сообщества по замене налога на прибыль налогом на выведен капитал.

Проблема №1 - излишки ликвидности на ЭКС. Что касается первой проблемы, заключающейся в том, что в периоды высокой инфляции (напомним, что начиная с 2000 года только в 2013-м инфляция была ниже 5%) до III-IV квартала доходы бюджета начинают существенно превышать расходы. Это объясняется тем, что доходы растут автоматически - вслед за номинальным ВВП, а расходы - устанавливаются бюджетом в начале года.

А поскольку бюджет в Украине принимается ежегодно и паспорта бюджетных программ действуют также один год, госучреждения оказываются перед выбором - потратить избыток средств, накопившийся за год, в ноябре-декабре или передать с 1 января данный ресурс центральном бюджета. Очевидно, что распорядители бюджетных средств преимущественно выбирают первый вариант, после чего часть ликвидности, что «вылилась» в оборот, направляется на валютный рынок и традиционно ослабляет гривну в предновогодний период.

Несмотря на то что с этого года мы перешли к среднесрочному трехлетнего планирования бюджета, данная проблема остается нерешенной. Бюджет и паспорта бюджетных программ (сметы отдельных программ бюджетных расходов) принимаются все так же ежегодно. А представленные в резолюции прогнозные доходы и расходы бюджета, которые должны служить «потолком» расходов данных госучреждений в последующие три года, и таким образом не допускать предновогоднего ослабления гривны, были выполнены некорректно. К тому же еще и раскритикованы бюджетным комитетом, поэтому пока есть только индикативно-добровольными.

Проблема №2 - отсрочка замены налога на прибыль налогом на выведен капитал. За последние два года целый ряд аналитических центров, отдельных экспертов и бизнес-ассоциаций озвучили свои оценки данной инициативы - все они были положительными, и нет смысла повторяться, описывая суть и эффекты данной реформы. Но пока, несмотря на перевыполнение бюджета в 2017 году почти на 100 млрд грн, Министерство финансов не желает рисковать и внедрять ПНВК как альтернативу налога на прибыль.

Принятые 7 декабря законопроекты также предусматривают введение целого ряда изменений в налогообложение отдельных отраслей. И, несмотря на то, что большинство из них - результат работы отдельных лоббистских групп, если рассмотреть все изменения в целом, легко заметить ярко выраженную политику экономического национализма и меркантилизма.

Так, отмена НДС и акциза на покупку электромобилей является не чем иным, как отчаянной попыткой спасти продажи отечественных автосалонов, которые уже второй год, предлагая беспроцентные кредиты, отдают большую долю рынка «жестянщиков». Аналогично обстоит дело и с усилением ограничений по ввозу посылок, которое на самом деле - не более чем инструмент для борьбы с контрабандой и повышения продаж отечественного ритейла.

Вписывается в данную экономическую идеологию и двукратное снижение ставок ренты на добычу природного газа (и соответствующее уменьшение прогнозных доходов бюджета от данной статье на 13% по сравнению с предыдущим годом), что имеет целью повышение уровня самостоятельного добычи и энергетической безопасности Украины. Нельзя не упомянуть и об отмене возмещения НДС при экспорте масличных и рапса, что в видении правительства должен обеспечить внутреннюю переработку данных культур или параллельное введение двухлетней рассрочки по уплате НДС при импорте оборудования.

Трудно сказать, какой именно экономический эффект будут иметь эти инициативы - экономическая история знает множество примеров как негативного, так и позитивного влияния защиты внутреннего рынка на долгосрочное экономическое развитие. Однако, несмотря на это, не может не радовать сам факт наличия у правительства экономической политики как таковой. Ведь даже устарела политика защиты внутреннего рынка - гораздо эффективнее хаотично популистские решения, а именно преимущественно ними руководствовалась фискальная политика Украины последние 26 лет.

Источник: https://mind.ua/  

Комментарии к материалу

Лучшие материалы