5 мифов о земельной реформе, которыми пугают украинцев
06.07.2017 158 0 0
Открывать или не открывать - продавать или нет? Дискуссии на эту тему бушуют с конца прошлого года, когда Президент Украины Петр Порошенко озвучил требование открыть рынок земли.
Как и любые изменения, будущее новшество породило много мифов вокруг себя. Предлагаю подумать над самыми популярными из них и уже потом делать окончательные выводы по этому вопросу.
Миф 1: Рынок земли не выгоден малым и средним сельхозпредприятиям.
Факт: Для того чтобы понимать, кому выгоден рынок земли, а кому - нет, следует посмотреть, как сегодня распределены сферы влияния в этом секторе. Украинский агросектор пока ассоциируется с несколькими фамилиями. Это бизнесмены Андрей Веревский, Юрий Косюк, Олег Бахматюк, Павел Костенко.
Несмотря на то что юридически земля не находится ли в их собственности, фактически агрохолдинги не только распоряжаются ею, но и получают сверхприбыли по ее использованию.
Поэтому никто из этих лиц не заинтересован в реформе - отсутствие прозрачного рынка земли позволяет и в дальнейшем воплощать серые схемы, которые, в свою очередь, делают невозможным свободную конкуренцию в этой сфере и оставляют привилегии монополистам. Не следует забывать, что эти агрохолдинги являются финансовыми донорами БЮТ: все вышеупомянутые бизнесмены или сами были в парламенте, или имеют тесные связи с этой политической силой и, соответственно, политический лоббизм для решения своих вопросов.
Очень удобная и выгодная позиция - оставить мораторий, чтобы и в дальнейшем контролировать агросектор. Зачем ее менять и впускать в этот «гармоничный» мир конкурентов?
В этом мире нет места другим предприятиям - это для себя осознали представители крупных агрохолдингов и теперь они с помощью карманных политиков и подконтрольных СМИ внушают эту мысль в сознание украинский. Чего только стоят бютовские потуги по дискредитации идеи реформы. Госпожа Ю. даже референдум готова провести. Поэтому выводы очевидны.
Миф 2: Открытие рынка земли уменьшит поступления в госбюджет.
Факт: Все те же монополисты утверждают: только рынок земли откроется, все украинские гектара перейдут в частную собственность и государство потеряет прибыль. Легенду активно поддерживают сторонники советизации с ее принципами социализма.
В свою очередь, опытные и мыслящие люди знают: нет менеджера хуже, чем государство. К сожалению, в сознании большинства есть понятие, что «государственное - значит ничье». Долгие годы под этим лозунгом вырезалось оборудования с заводов и выносился имущество из госучреждений.
Такое мышление стало причиной сотен обанкротившихся предприятий, ведь государственная собственность является идеальной средой для развития коррупции. Вместе с тем агропромышленный сектор остается одним из главных источников валютных поступлений страны и именно отсутствие земельного рынка сдерживает его развитие.
Сегодня в государственной собственности находится более 10 млн гектаров сельхозземель. Исходя из серьезной доходности по условного гектара в условиях отсутствия рынка земли, теневой рынок можно оценить примерно в миллиард долларов. Распорядителем земли является Национальная академия аграрных наук Украины. В условиях закрытого рынка сотрудник управляющего звена НАНУ обладает достаточно серьезными полномочиями. И не менее серьезными искушениями.
Смета страны наполняется из налогов. Любой бизнесмен с ответственностью относиться к своему предприятию, к имуществу, которое ему принадлежит. Потратив деньги на его приобретение он будет прилагать усилия для того, чтобы сохранить, приумножить купленное и, в конечном итоге, получить прибыль. Прибыльный бизнес предоставит в госбюджет через налоги больше, чем обнищалое разграблен госпредприятие.
Следует признать, что цивилизованный мир отличает свободный и открытый рынок, а задача государства - устанавливать и обеспечивать выполнение прозрачных правил игры, но не вмешиваться и контролировать.
Положительный эффект с открытия рынка в масштабе государства - очевиден. Сэкономленные средства не переводятся на счет отдельных олигархов, а дают возможности для развития множества сфер жизнедеятельности страны, влияя тем самым на жизнь каждого ее гражданина.
Миф 3: Всю украинскую землю скупят иностранцы.
Факт: Одно из самых странных и нелогичных опасений украинский. Наша страна имеет одну из самых больших площадей чернозема в мире – 28 млн. гектаров. По мнению скептиков, а на самом деле - лоббистов агрохолдингов, украинские гектара разлетятся как горячие пирожки, причем в иностранные руки, оставив тем самым жителей государства «голодными».
Здесь я могу привести пример рынка недвижимости, который уже много лет является открытым. Почему за двадцать шесть лет независимости Украинской прежнему есть где жить и есть что покупать, хотя, согласитесь, жилье не менее лакомым кусочком, чем земля.
Если эта аллегория недостаточно убедительна, давайте вспомним, как обстоят дела в странах Европы.
Например, в Эстонии с 2011 года сняты любые ограничения по приобретению аграрных активов. Иностранные инвесторы пользуются одинаковыми правами с местными гражданами, но при условии использования земельного банка исключительно в сельскохозяйственных целях.
В Болгарии приобрести земли могут граждане Болгарии и ЕС, юридическое или физическое лицо, находящееся более 5 лет на территории страны, а также компании, с которыми государство заключило международные договоры. Стоимость земли государство не регулирует.
Такая же ситуация и в Польше. В 2016 году были окончательно разблокированы временные ограничения для граждан Евросоюза. И вопреки опасениям, это привело только к увеличению средней стоимости земли до $ 10,3 тыс. за 1 га.
Согласно статистике, урожайность в странах Центральной и Восточной Европы после открытия рынка земли выросла в среднем на 9 процентов, как и прибыль на них. Принципиально для европейцев, житель с которой пропиской стал причиной их благосостояния? Не думаю.
А вообще мы четко видим действие принципа украинских агроолигархив и их политических приспешников: «это наша пальма, наши бананы, поэтому мы сами будем их есть» ... На сегодня рынок земли представляет собой темную коррупционную структуру и очень наивно полагать, что граждане других государств не могут приобрести украинские гектара. На самом деле могут. Но в обход законодательства, незаконно обогащая отдельных должностных лиц.
Не вижу ничего плохого в предоставлении иностранцам возможности покупать землю в Украине, как и в том, что сегодня украинцы имеют возможность покупать землю в других странах. Потому цивилизованный иностранный инвестор будет не меньше беспокоиться о земле, о ее качественные показатели, чем отечественный.
В конце концов, она приносит ему прибыли, а единственное принципиальное исключение - исключить продажу юридическим и физическим лицам страны-агрессора. Большинству жителей России следует запретить не только обрабатывать, но и ходить по украинской земле, но это уже тема для других публикаций.
И я понимаю, что предложенная земельная реформа с ее ограничениями - это результат сегодняшних компромиссов. К сожалению.
Миф 4: Возрастет количество случаев рейдерства.
Факт: С такой логикой не надо открывать магазин, потому что в нем точно кто-то украдет, не стоит покупать машину, потому что это побуждает грабителей в угонов. В конце концов - не стоит давать ребенку деньги на мороженое, так как их все равно отберут хулиганы - пусть ребенок сидит голодной.
Вопрос рейдерства - это не вопрос открытого или закрытого рынка земли. Это сфера деятельности правоохранительных органов. Для борьбы с рейдерами, коррупционерами и преступниками создан целый ряд структур, которые ежедневно доказывают свою эффективность. Вы можете представить себе, чтобы десять лет назад обвинения выдвигали чиновникам высшего звена? А чтобы их сажали за решетку? Сегодня такие ситуации уже никого не удивляют.
Одно из главных условий открытия рынка земли - его прозрачность. Залог прозрачности - взвешенная законодательная база, которая уменьшит возможности нарушений в земельной сфере плюс компетентная работа правоохранительных органов. Сейчас мы сделали огромный прорыв и в первом, и во втором.
Впрочем, для полной реорганизации земельного структуры нужно время - ни за день, ни за год система рынка земле не налаживается.
Сегодня мы можем говорить о обязательный пункт, который будет действовать сразу после окончания срока продления моратория. Безусловно, это - открытые аукционы, на которых будут происходить все торги.
Это условие способна снизить, а затем, подкрепляясь другими нововведениями, уничтожить коррупционную составляющую в проведении операций в сфере земельных отношений. Наша цель - чтобы купить/продать землю было не сложнее, чем купить/продать квартиру или авто.
Миф 5: Крестьяне против открытия рынка земли.
Факт: В любых изменений всегда найдутся противники. Конечно, есть крестьяне, которые против, но в большинстве случаев такую позицию для них сформировали все те же агрохолдинги, их менеджеры и политические прислужники.
Типичная картина: в селе N 90% земли арендует аграрий S. В числе этих гектаров - пай пенсионерки M. Аграрий S значительно занижает истинную стоимость уплаты аренды, и платит крестьянке довольно символическую сумму. Поскольку предприниматель монополист, пенсионерка уверена: её участок больше никому арендовать, поэтому лучше незначительная сумма, чем ничто. Об истине стоимость своего пая большинство обладателей обычно не догадываются.
Грядет земельная реформа: предусмотрев вероятность невыгодной конкуренции, аграрий S организует информационную кампанию, которая уверяет, что реформа - невыгодна. Пенсионерка M верит предпринимателю, ведь обычно в селах монополисты имеют большое влияние среди населения.
А между тем в городе работает внук той самой пенсионерки М. Юноша не изолированный монополистическими медиа, поэтому имеет возможность разобраться во всех тонкостях реформы (кстати, согласно последним социологическим исследованиям, типичный сторонник снятия запрета о продаже земель - обеспечен украинец 18-35 лет с высшим образованием).
Внук узнает, что кроме возможности получать за аренду пая сумму, значительно превышающую стоимость мешка картофеля, открытый рынок земли значительно уменьшит процент уплаты по кредиту для фермеров.
После реформы владелец участка будет возможность брать кредиты на обработку не под залог урожая, а под залог земли, и платить значительные проценты, а пользоваться кредитными деньгами под залог земли со скудной процентной ставкой. По прогнозам экономистов это снизит кредитную ставку примерно в десять раз.
Муж возвращается в родную деревню, рассказывает пенсионерке M о новых перспективах и они решают после открытия рынка самим заниматься фермерским делом и быть хозяевами собственной земли. Местная элита теряет влияние и получает здоровую конкуренцию. Крестьяне, в свою очередь, получают прибыли. Хэппи энд.
Наши реформы, наши изменения и наши требования показали, что путь Украины лежит в одном направлении с ведущими, развитыми странами, которые поражают своим уровнем жизни. Но одной из них нет в этом списке.
Автор: Игорь Артюшенко, народный депутат Украины
Источник: http://styknews.info/
Комментарии к материалу