• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Составляем бухгалтерскую справку

Безусловно, каждому бухгалтеру не раз приходилось составлять бухгалтерскую справку. Каково же ее назначение – только как инструмент для исправления ошибок или это первичный документ? Об этом, а также о порядке оформления бухгалтерской справки вы узнаете из нашей консультации.

Назначение и оформлениебухгалтерской справки

 

На основании правильно и своевременно составленных первичных документов вносятся записи в регистры бухгалтерского учета: книги, ведомости, журналы и т. п. (п. 3, 6 Методрекомендаций по применению регистров бухгалтерского учета, утвержденных приказом Минфина Украины от 29.12.2000 г. № 356, - далее Методрекомендации № 356).

 

В учетных регистрах подчистки и необоснованные исправления текста и цифр не допускаются (п. 9 Методрекомендаций № 356).

 

В недалеком прошлом, когда регистры велись на бумажных носителях, исправить ошибку можно было только корректурным способом: неправильную запись зачеркивали, делали надпись «исправлено», производили правильную запись, ставили дату исправления – и все эти действия подтверждали подписями ответственных лиц. Исправление ошибки данным методом допускалось до внесения итогов в Главную книгу. Если записи в Главной книге выполнены, то основанием для исправления ошибки служила только бухгалтерская справка.

 

Сейчас бухгалтерский учет на предприятиях автоматизирован. Наверное, уже нигде и не встретишь ручных записей в бумажных регистрах. Понятно, что исправить ошибку корректурным способом в автоматизированной системе бух-учета невозможно. В этом нам поможет бухгалтерская справка, типовая форма которой приведена в Методрекомендациях № 356. Справка предназначена только для исправления ошибок в учетных регистрах.

 

Является ли исправление ошибки хозяйственной операцией?

 

При проведении любой хозяйственной операции в предпринимательской или иной деятельности должен быть получен определенный результат в виде изменения имущества, капитала, обязательств (п. 2.1 Положения № 88). Факт совершения операции подтверждается первичным документом, на основании которого вносятся записи в регистры.

 

Исправление ошибки в учетных регистрах не приводит к изменению имущества, капитала или обязательств, поэтому хозяйственной операцией не является. Таким образом, бухгалтерская справка не является первичным документом.

 

В бухгалтерской справке обязательно заполняются следующие реквизиты (п. 4.3 Положения № 88):

 

  • название документа;
  • причина ошибки, ссылка на документы и учетные регистры, в которых допущена ошибка;
  • подпись ответственного лица и главного бухгалтера.

 

Не лишним будет указать и название предприятия, в учете которого допущена ошибка, а также дату составления документа.

 

Правильно оформленная бухгалтерская справка соответствует требованиям, предъявляемым к оформлению первичных документов. По сути, заполняемые реквизиты идентичны, за исключением места составления.

 

В каких случаях бухгалтерской справкой можно оформить хозяйственную операцию?

 

Бухгалтерской справкой, составленной в произвольной форме с заполнением всех обязательных для первичного документа реквизитов, можно оформить хозяйственную операцию. В этом случае такая справка служит первичным документом. Данное разъяснение приведено в Письме № 2333.

Бухгалтерской справкой, которая используется в качестве первичного документа и на основании которой вносятся записи в учетные регистры, оформляются:

 

  • различного вида расчеты, например, резерва сомнительных долгов, резерва отпускных, финансового дохода при передаче объекта в финансовую аренду у арендодателя, отсроченных налоговых активов или обязательств и т. д.;
  • разные начисления, например, дивидендов, доходов или расходов будущих периодов, налоговых обязательств и налогового кредита по НДС и т. п.;
  • списание с баланса безнадежной задолженности.

 

В принципе, бухгалтерскую справку можно использовать для любых операций, требующих пояснений и расчетов. Но если предприятие посчитает необходимым, то факт совершения операций, для которых не предусмотрены стандартные (типовые) формы, можно подтвердить не бухгалтерской справкой, а любым другим самостоятельно разработанным первичным документом. Главное требование к такому докумен-ту – заполнение обязательных реквизитов.

 

Пример 1

Предприятие ООО «Соната» получило от ООО «Миг» акт выполненных работ от 28.11.14 г. по техобслуживанию автомобиля на сумму 2 832 грн. (в т. ч. НДС 20 % – 472 грн.).

Акт проведен в ноябре 2014 года в сумме 2 382 грн. и оплачен в декабре 2014 года в указанной в нем сумме. Бухгалтерский учет предприятия автоматизирован. В учете выполнены следующие проводки:

Дт 93 – Кт 631 – на сумму 1 985 грн.;

Дт 641/НДСКт 631 – 397 грн.;

Дт 631 – Кт 311 – 2 382 грн.;

Дт 371 – Кт 311 – 450 грн.;

Дт 641/НДС – Кт 644 – 75 грн.

Ошибка выявлена в марте 2015 года и исправлена на основании бухгалтерской справки (см. образец 1).

 

Образец 1

 

Бухгалтерская справкак Журналу 3 «Учет расчетов за товары, работы, услуги» за март 2015 года ООО «Соната»

№п/п

 

Содержание операции

 

Дт

 

Кт

 

Сумма

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

Исправлены результаты описки, допущенной при проведении Акта выполненных работ от 28.11.14 г. № 8, полученного от контрагента «Миг»

 

1

 

Увеличены расходы прошлого периода

 

441

 

631

 

375

 

2

 

Выполнена корректировка расчетов по НДС

 

641/НДС

 

631

 

75

 

641/НДС

 

644

 

75

 

3

 

Выполнена корректировка расчетов с контрагентом

 

371

 

311

 

450

 

631

 

311

 

450

 

 

Исполнитель Главный бухгалтер

(подпись) Дивная В. С. (подпись) Березкин С. П.

30.03.15 г.

 

Пример 2

На предприятии проведена годовая инвентаризация, по результатам которой выявлена безнадежная дебиторская задолженность по некоторым контрагентам. Руководство предприятия решило списать эту задолженность с баланса за счет резерва сомнительных долгов. Эта операция оформлена бухгалтерской справкой (см. образец 2).

Образец 2

ООО «Соната»

Бухгалтерская справка

31.12.14 г. г. Днепропетровск

На предприятии на основании приказа от 22.10.14 г. № 164 проведена инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами.

В результате инвентаризации установлено, что на балансе предприятия учитывается безнадежная дебиторская задолженность в сумме 37 600 грн.

№п/п

 

Бухгалтерский счет

 

Наименование дебитора

 

За что числится задолженность

 

Дата возникновения задолженности

 

Сумма задолженности

 

Документ, подтверждающий задолженность

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

1

 

361

 

ЧП «Рекорд»

 

За реализациюзапасов

 

01.09.10 г.

 

5 600

 

РН-006 от 01.09.10 г.

 

2

 

361

 

ООО «Дельта»

 

За отгрузку готовой продукции

 

30.09.10 г.

 

32 000

 

РН-134 от 01.09.10 г.

 

ИТОГО

 

37 600

 

 

 

Результаты инвентаризации утверждены приказом от 31.12.14 г. № 203.

В бухгалтерском учете безнадежную дебиторскую задолженность списать с баланса за счет резерва сомнительных долгов и выполнить проводки: Дт 38 – Кт 361 (в разрезе аналитики по контрагентам) – 37 600 грн.

Исполнитель (подпись) Петрова А. А.

Главный бухгалтер (подпись) Березкин С. П.

 

В примере 2 бухгалтерская справка выступает первичным документом, которым оформлена операция по списанию безнадежной задолженности.

Бухгалтерская справка типовой формы, предназначенная для исправления ошибок, первичным документом не является, так как сам факт исправления ошибки не считается хозяйственной операцией предприятия.

Однако бухгалтерскую справку можно использовать как первичный документ для оформления любых операций, требующих пояснений и расчетов. При этом необходимо заполнить все обязательные для первичного документа реквизиты.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн / квартал

Купить