Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

«Антирейдерский» закон приняли: что изменится?

Редакция

10.11.2016 579 0 0

Верховной Радой был принят Закон от 06.10.16 г. № 1666-VIII (далее – Закон № 1666), призванный устранить недостатки нашего законодательства, касающиеся интересов собственников бизнеса и защиты их прав собственности, в том числе – на недвижимое имущество (так называемый антирейдерский закон).
Отметим, что вопрос о необходимости усилить защиту субъектов хозяйствования от неправомерных действий поднимался на 10-м Всеукраинском бухгалтерском конгрессе экспертами общественной организации «Всеукраинский бухгалтерский клуб» и его участниками. Соответствующий пункт был включен в резолюцию Конгресса. Было направлено, в частности, письменное обращение в Минюст с целью инициировать разработку и вынесение на рассмотрение Верховной Рады законопроекта, призванного урегулировать проблемные моменты законодательства по данному вопросу и внедрить на практике действенный механизм предотвращения противоправного поглощения и захвата предприятий.
Причиной возникновения проблем у собственников бизнеса стали, в частности, изменения в законодательстве, которые начали действовать с января 2016 года: тогда многие регистрационные процедуры были упрощены на законодательном уровне. Да, во многом эти изменения были положительными, но они же породили и злоупотребления. Именно поэтому и были внесены изменения в законодательство, касающееся регистрационных процедур. И Закон № 1666, который вступил в силу 02.11.16 г. (опубликован в «Голосе Украины» от 01.11.16 г. № 207), должен устранить возникшие проблемы.
Изменения были внесены в целый ряд законодательных актов, в частности в КУоАП, Уголовный кодекс (далее – УК), Закон от 15.05.03 г. № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физический лиц – предпринимателей и общественных формирований» (далее – Закон № 755), Закон от 01.07.04 г. № 1952-IV «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» (далее – Закон № 1952) и др. Рассмотрим наиболее важные изменения детальнее.

Изменения в Законе № 1952

В порядке регистрационных действий, касающихся вещных прав на недвижимое имущество и их обременений (сведения вносятся в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество, далее – Госреестр недвижимости), теперь появились такие новшества.
1. Территориальные органы Минюста вправе принимать решения о временном блокировании доступа в Госреестр недвижимости государственных регистраторов и уполномоченных лиц субъектов госрегистрации (п. 5 ч. 1 ст. 8 Закона № 1952). Сделано это для того, чтобы можно было своевременно пресечь обнаруженные неправомерные действия.
2. Уточнен и детализирован порядок осуществления регистрационных действий в Госреестре недвижимости (ст. 18 Закона № 1952). В частности, будет проводиться проверка документов на наличие оснований для приостановления рассмотрения заявления, приостановления государственной регистрации прав, отказа в проведении государственной регистрации прав.
3. Изменены и уточнены сроки осуществления регистрационных действий (ст. 19 Закона № 1952). Важно, что теперь в Законе четко указано, в каком порядке исчисляются эти сроки. Для проведения регистрационных действий установлены такие сроки:

  • госрегистрация права собственности и других вещных прав (кроме ипотеки) – не более пяти рабочих дней со дня регистрации соответствующего заявления в Госреестре недвижимости;
  • регистрация обременений, ипотек – не более двух рабочих дней со дня регистрации соответствующего заявления в реестре;
  • регистрация прав в результате совершения нотариального действия нотариусом – безотлагательно после завершения нотариального действия, но не позднее вышеуказанных сроков;
  • внесение изменений в записи Госреестра недвижимости, предоставление информации из него в бумажной форме – не более одного рабочего дня со дня регистрации соответствующего заявления в реестре;
  • остановка регистрационных действий, внесение записи об отмене госрегистрации прав – не более двух часов со времени регистрации соответствующего заявления/решения суда в Госреестре недвижимости.

4. При поступлении заявлений о проведении регистрационных действий в отношении недвижимого имущества госрегистратор теперь обязаннезамедлительно уведомлять об этом собственника имущества (ст. 20 Закона № 1952). Кабмин должен будет прописать порядок такого уведомления
в соответствующем документе (на сегодня таким документом является Порядок, утвержденный постановлением КМУ от 25.12.15 г. № 1127).
5. Закон дополнен очень важной статьей, которая детально регламентирует порядок осуществления регистрационных действий в Госреестре недвижимости на основании судебных решений (ст. 311 Закона № 1952). Поскольку на практике имели место случаи, когда регистрационные действия осуществлялись на основании поддельных судебных решений, данные нормы призваны устранить такую возможность для недобросовестных лиц. Регистрационные действия будут осуществляться только на основании судебных решений, которые получены в результате информационного взаимодействия Госреестра недвижимости и Единого государственного реестра судебных решений (далее – ЕГРСР). А пока такой информационный обмен между реестрами не налажен, при осуществлении регистрационных действий госрегистратор обязан пользоваться данными ЕГРСР. Если же необходимого судебного решения нет, то госрегистратор обязан запросить его заверенную копию у соответствующего суда.
6. Изменены размеры платы (административного сбора) за проведение регистрационных действий (ст. 34 Закона № 1952).

Изменения в Законе № 755

Здесь изменения касаются регистрации юрлиц и физлиц-предпринимателей и осуществления регистрационных действий в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР).
1. Уточнены правила оформления документов, подаваемых для осуществления регистрационных действий (ст. 15 Закона № 755): решения уполномоченного органа юрлица о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГР; учредительного документа; передаточного акта и распределительного баланса, которые оформляются при реорганизации предприятий. Подлинность подписей на этих документах должна быть нотариально удостоверена (за некоторыми исключениями, установленными законом).
2.На Минюст возложена функция контроля в сфере государственной регистрации в ЕГР.
И теперь в Законе № 755 (ст. 341) четко прописано, что подразумевает данный контроль (в частности, мониторинг регистрационных действий в ЕГР) и какие полномочия есть у Минюста при обнаружении допущенных нарушений, в частности:

  • временное блокирование или аннулирование доступа госрегистратора или уполномоченного лица субъекта госрегистрации в ЕГР;
  • отмена аккредитации субъекта госрегистрации;
  • направление представлений об аннулировании свидетельства на занятие нотариальной деятельностью.

3. Увеличен срок на обжалование решений, действий или бездействия госрегистраторов или субъектов госрегистрации – теперь он составляет 60 календарных дней (раньше было 30), ст. 34 Закона № 755.

Электронные цифровые подписи
Изменения коснулись также электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП): соответствующие изменения внесены в Закон от 22.05.03 г. № 852-IV «Об электронной цифровой подписи» (далее – Закон № 852).
Вводится новое понятие – защищенный носитель личных ключей. Государственные регистраторы обязаны использовать только такие носители, и это позволит обеспечить защиту находящихся на нем данных от несанкционированного доступа (ст. 5 Закона № 852);
ЭЦП будет предоставляться только при личном присутствии подписантов (ст. 5 Закона № 852).

Ответственность
Меры ответственности за нарушения в сфере государственной регистрации юридических лиц и физлиц-предпринимателей, а также государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество ужесточены.

Административная ответственность
1. Статьей 16611КУоАП
предусмотрена ответственность должностных лиц, уполномоченных осуществлять регистрационные действия, за нарушения в сфере госрегистрации юридических и физических лиц. После внесения в КУоАП изменений ответственность будет такой:

  • за нарушение установленных законом сроков для проведения госрегистрацииюрлица, физлица- предпринимателя или общественного формирования, требование не предусмотренных законом документов для проведения госрегистрации, а также за другие нарушения установленного законом порядка проведения госрегистрации – штраф в размере от 200 до 400 НМДГ (от 3 400 до 6 800 грн.). Заметим, что до внесения изменений этот штраф был в 10 раз меньше (от 20 до 40 НМДГ);
  • при повторном подобном нарушении, допущенном в течение года, – штраф в размере от 300 до 500 НМДГ (от 5 100 до 8 500 грн.).

2. Статьей 16623КУоАП предусмотрена ответственность за нарушение порядка госрегистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений в виде штрафа (размеры штрафов аналогичны вышеуказанным).

Уголовная ответственность
Статьей 358 УК
предусмотрена ответственность за подделку документов, печатей, штампов и бланков, к которой могут быть привлечены, в частности, нотариусы, государственные регистраторы, субъек­ты государственной регистрации прав и лица, уполномоченные на исполнение функций государства относительно регистрации юридических лиц, физлиц-предпринимателей и общественных формирований.
Данная статья предусматривает уголовное наказание в виде штрафа в размере до 1 000 НМДГ
(17 000 грн.) или арест на срок до 6 месяцев, или ограничение свободы на срок до двух лет. До внесения изменений в эту статью размер штрафа был в 10 раз меньше (до 100 НМДГ). Решение, какая именно мера наказания избирается, принимает суд.

Елена КАНТЕРМАН, юрист

 

Комментарии к материалу

Лучшие материалы