Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Юрлицо - плательщик единого налога может предоставлять благотворительную помощь: позиция ГНС

29.12.2023 530 0 2

Суть вопроса: приводит ли к потере права применения упрощенной системы налогообложения и переходу на общую систему предоставление плательщиком единого налога благотворительной помощи благотворительным фондам и воинским частям?

Ответ: Налоговым кодексом (далее – НК) не установлены ограничения для юридических лиц – плательщиков единого налога третьей группы по предоставлению благотворительной помощи неприбыльным организациям.

В то же время, деятельность юридического лица - плательщика единого налога третьей группы по предоставлению финансовой помощи (в частности, безвозвратной) на постоянной основе может рассматриваться как финансовое посредничество, при осуществлении которого плательщик не может применять упрощенную систему налогообложения.


Одним словом, можно, но есть нюанс.

Прокомментируем эти выводы из ИНК от 07.12.2023 № 36185/6/99-00-04-03-03-06. В частности, предоставим контраргументы, почему финпомощь никоим образом не является финпосредничеством. А также посоветуем, как четко отмежевать благотворительную помощь от безвозвратной финпомощи.

Откуда «растут ноги» риска благотворительности у плательщика единого налога?

Иными словами, почему в принципе возникли сомнения в возможности предоставления плательщиком единого налога благотворительной помощи? Ведь в п. 291.5 НК перечислены запрещенные для плательщика единого налога виды деятельности и среди них нет упоминания о благотворительности.

Причин здесь несколько:

  • во-первых - разъяснения контролеров по поводу безвозвратной финпомощи (а благотворительная помощь денежными средствами в понимании НК считается безвозвратной финпомощью) и восприятие безвозвратной финпомощи как финпосредничества, которое запрещено единщикам (пп. 6 п. 291.5 НК, новость ГУ ГНС во Львовской обл. от 01.08.2022, разъяснения подкатегории 108.01.02 ОИР);
  • во-вторых - опасения из-за отсутствия соответствующего вида деятельности (КВЭД «Благотворительная деятельность»). Ведь деятельность единщика по не «своему» виду грозит переходом на общую систему (пп. 7 пп. 298.2.3 НК).

Пройдемся по этим мифам и развеем их.

Благотворительная помощь денежными средствами - безвозвратная финпомощь?

Как отмечают налоговики в комментируемой ИНК, деятельность юрлица - плательщика единого налога третьей группы по предоставлению безвозвратной и возвратной финансовой помощи другим юрлицам на постоянной основе может рассматриваться как финансовое посредничество. А финпосредничество запрещено для единщиков согласно пп. 6 п. 291.5 НК. А как это может касаться благотворительности?

Как определено в пп. 14.1.257 НК, безвозвратная финансовая помощь - это, в частности, сумма денежных средств, переданная налогоплательщику согласно договорам дарения, иным подобным договорам или без заключения таких договоров.

То есть денежные средства, предоставленные без какой-либо компенсации взамен, являются безвозвратной финпомощью согласно НК. И если в НК для целей НДФЛ отдельно выделяется понятие благотворительной помощи - целевой и нецелевой (см., в частности, пп. 165.1.54, пп. 170.7.8 НК) и безвозвратной финпомощи (пп. 164.2.17 НК), то для остальных налогов такого разграничения нет. Скажем, для целей налога на прибыль в спецнормах для резидентов Дія Сіті в отношении безвозмездного предоставления денежных средств неприбыльным организациям (в т. ч. и благотворительным) используется термин «безвозвратная финансовая помощь» (см. пп. 135.2.1.8 и пп. 135.2.1.81 НК).

К слову, даже в определении «гуманитарной помощи в ст. 1 Закона от 22.10.1999 № 1192-XIV «О гуманитарной помощи» (а гуманитарная помощь – разновидность благотворительной помощи), отмечено, что она может предоставляться отечественными и иностранными донорами из гуманных мотивов не только в виде добровольных пожертвований или выполнения работ, оказание услуг, но и посредством безвозвратной финансовой помощи.

Поэтому резонно сработала аналогия: если благотворительная помощь денежными средствами - это безвозвратная финпомощь, то не будет ли проблем у единщика при предоставлении такой помощи на регулярной основе? Не воспримут ли это как финпосредничество и не лишат ли упрощенной системы налогообложения?

Судя по ИНК от 07.12.2023 № 36185/6/99-00-04-03-03-06, налоговики все же разграничивают благотворительную помощь и безвозвратную финпомощь.

Что такое благотворительная помощь?

Согласно Закону от 05.07.2012 № 5073-VI «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон № 5073):

  • благотворительная деятельность - добровольная личная и/или имущественная помощь для достижения определенных данным Законом целей, которая не предусматривает получения благотворителем прибыли, а также уплаты какого-либо вознаграждения или компенсации благотворителю от имени или по поручению бенефициара;
  • благотворитель - дееспособное физическое лицо или юридическое лицо частного права (в т. ч. благотворительная организация), которое добровольно осуществляет один или несколько видов благотворительной деятельности (п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона № 5073). Среди видов благотворительной деятельности упомянута, в частности, безвозмездная передача в собственность бенефициаров денежных средств, иного имущества (пп. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 5073);
  • благотворительное пожертвование - безвозмездная передача благотворителем денежных средств, иного имущества, имущественных прав в собственность бенефициаров для достижения определенных, заранее обусловленных целей благотворительной деятельности, в соответствии с Законом № 5073 (ч. 1 ст. 6 Закона № 5073). Кстати, согласно п. 15 ч. 2 ст. 3 данного Закона одна из сфер благотворительной деятельности - содействие обороноспособности и мобилизационной готовности страны, защите населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного положения.

Как определено в ст. 729 Гражданского кодекса (далее – ГК), пожертвованием считается дарение недвижимых и движимых вещей, в частности денег и ценных бумаг, лицам, установленным ч. 1 ст. 720 ГК, для достижения ими определенной, заранее обусловленной цели.

То есть юрлицо-единщик (как юрлицо частного права) имеет право предоставлять благотворительную помощь (благотворительное пожертвование) ВСУ, воинским частям, неприбыльным организациям и т. п.

Что общего у благотворительного предоставления денег и безвозвратной финпомощи?

Денежные средства предоставляются безвозмездно в собственность (т. е. «дарятся») и взамен за это ничего не получается (нет какой-либо компенсации).

А что отличает благотворительную помощь от просто подаренных денег?

Отличает цель предоставления и круг лиц, которым может предоставляться. А именно благотворительная помощь (благотворительное пожертвование) предоставляется на цели, предусмотренные Законом № 5073. Предприятие может предоставить благотворительную помощь физлицам, неприбыльным организациям или территориальным громадам (так как именно эти лица могут быть бенефициарами).

Предприятие не может предоставить помощь другой фирме именно как благотворительную. Ведь только благотворительные организации могут предоставлять помощь в качестве благотворительной любым юрлицам, конечно, для целей, обусловленных Законом № 5073 (пп. 1 ч. 1 ст. 1 Закона № 5073). Проще говоря, юрлицо-единщик может предоставить благотворительную помощь неприбыльным организациям, ОМС, физлицам. А для других юрлиц подаренные средства благотворительностью не будут (исключение - разве что такие юрлица от имени благотворительных организаций собирают благотворительные пожертвования, но это не наш случай).

Кстати: согласно ч. 3 ст. 720 ГК предпринимательские общества могут заключать договор дарения между собой, если право осуществлять дарение прямо установлено учредительным документом дарителя. Это положение не распространяется на право юрлица заключать договор пожертвования. То есть, если бы дарили деньги другому предпринимательскому обществу, учитывали бы, есть ли право на это в уставных документах (нет ли запретов). А вот для договора пожертвования неприбыльной организации (благотворительному фонду или общественному объединению) этого не требуется. Договор о пожертвовании считается заключенным с момента принятия пожертвования (ст. 729 ГК).

Как подтвердить, что предоставляете помощь именно как благотворительную?

Вариантов здесь несколько:

  1. заключить договор благотворительного пожертвования (благотворительной помощи). Если помощь: денежными средствами - в платежной инструкции указать назначение платежа «Благодійна допомга» (можно еще со ссылкой на реквизиты договора); другими активами (товарами, услугами и т. п.) - в акте приема-передачи указать, что они предоставляются безвозмездно в качестве благотворительной помощи;
  2. получить от бенефициара письмо-просьбу о предоставлении благотворительной помощи. Оформить приказ и в нем указать, что и кому будет предоставляться в качестве благотворительной помощи (целесообразно вспомнить письмо-просьбу). В случае предоставления денег указать в платежной инструкции назначение «Благодійна допомга» или «Благодійна пожертва», а если другими активами (услугами) - в акте приема-передачи указать «благодійна допомога»;
  3. оформить приказ о предоставлении благотворительной помощи с указанием размера, получателя и цели. То есть и без письма-просьбы или отдельного договора о благотворительном пожертвовании ее можно предоставить. Ведь сбор денежных средств может быть объявлен на сайте благотворительной организации, ОМС, на телевидении, в соцсетях и т. п. В этой ситуации важно быть уверенным, что получатель – надлежащий (неприбыльная организация, ОМС или физлицо, которые могут быть бенефициарами благотворительности) и цели соответствуют предусмотренным в Законе № 5073. И, конечно, следует указать соответствующее назначение платежа в платежной инструкции (если помощь – денежными средствами) или в акте приема-передачи (если помощь – другими активами или услугами).

Если же просто перечислить деньги благотворительной организации (без договора, без письма-просьбы, без приказа) и в платежке еще и указать «Безповоротна фінансова допомога», то будет риск, что благотворительностью это не признают. А если уже были такие перечисления, как доказать, что безвозвратная финпомощь - это не финпосредничество?

Почему безвозвратная финпомощь (подаренные денежные средства) не является финансовым посредничеством?

В п. 291.5 НК среди запрещенных для единщиков видов деятельности упомянута «деятельность в сфере финансового посредничества…». А финпомощь (как возвратную, так и безвозвратную) на постоянной основе (здесь заметим, что иногда даже разовые операции) налоговики хотят подвести под понятие финансового посредничества. И аргументируют это единственной нормой - ст. 333 Хозяйственного кодекса, согласно которой финансовым посредничеством считается деятельность, связанная с получением и перераспределением финансовых средств, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

То есть налоговики видят «перераспределение» финансовых средств в случае предоставления безвозвратной финпомощи на постоянной основе. А в судебных спорах они пользуются формулировкой: «В соответствии с Национальным классификатором Украины ДК 009:2010 «Классификация видов экономической деятельности», утвержденным приказом Госпотребстандарта Украины от 11.10.2010 № 457, предоставление финансовой помощи относится к коду 64 «Предоставление финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения» (постановление Восьмого апелляционного административного суда от 13.09.2023 по делу № 300/4074/22, постановление Третьего апелляционного административного суда от 25.02.2020 г. по делу № 340/1721/19). Фактически они подменяют понятия. Ведь предоставление безвозвратной финпомощи (как, кстати, и возвратной) не является финуслугой (распоряжение Госфинуслуг от 31.03.2006 № 5555, письмо Нацкомфинуслуг от 14.06.2019 № 13614/16-12).

Контраргумент: определение финансового посредничества нужно брать из профильного Закона от 14.12.2021 № 1953-IX «О финансовых услугах и финансовых компаниях» (п. 5.3 НК). Согласно ему «посреднические услуги - одна или несколько услуг, направленные на получение клиентом финансовой услуги <…>, связанные с информированием, консультированием, предложением, подготовкой, заключением и выполнением (сопровождением) договоров о предоставлении финансовых услуг, получением платежей в рамках данных договоров, включая осуществление на основании договора с субъектом первичного финансового мониторинга идентификации и верификации клиентов, а также другие услуги, определенные специальными законами».

Предоставление юрлицом безвозвратной финпомощи никоим образом не вписывается в понятие финансового посредничества, так как юрлицо не выступает в качестве посредника в предоставлении каких-либо финуслуг (пп. 39 ч. 1 ст. 1 Закона № 1953). Да и операция по предоставлению безвозвратной финпомощи не является финансовой услугой (виды финансовых услуг указаны в пп. 64 ч. 1 ст. 1 и ст. 4 Закона № 1953).

Важно: риск подмены понятия «безвозвратная финпомощь - финпосредничество» может быть только в отношении подаренных денежных средств. Если же дарятся товары, другие активы, услуги, то однозначно нет никакого финансового посредничества.

Должен ли быть соответствующий КВЭД для предоставления благотворительной помощи?

Вспомним, что в случае осуществления видов деятельности, не указанных в реестре плательщиков единого налога, такой плательщик «слетает» с единого налога (пп. 7 пп. 298.2.3 НК).

Но сразу же успокоим: предоставление благотворительной помощи не является видом деятельности. Ранее в КВЭД-2005 был отдельный код 82.35.5 «Благотворительная деятельность», и он предусматривал сбор денежных средств и передачу в качестве благотворительности. В КВЭД-2010 нет подобного кода. Благотворительная деятельность как сбор средств для социальной работы - КВЭД 88.99. Мы умышленно выделили слово «сбор». Ведь юрлицо-единщик не собирает деньги на благотворительность, а передает часть своих. Поэтому здесь однозначно нет «вида деятельности». То, что в Законе № 5073 используется термин «благотворительная деятельность», не делает предоставление помощи видом деятельности, на который нужен КВЭД. Ключевое - не собирает деньги для благотворительности, а предоставляет свои.

Есть ли какие-то отдельные нормы (льготы) относительно возможности осуществления юрлицом-единщиком благотворительной деятельности в период действия военного положения?

Нет. Для плательщиков единого налога особые правила предоставления благотворительной помощи, пожертвований в НК не предусмотрены. Отдельные нормы в НК по безвозмездной передаче товаров, услуг, работ, денежных средств в период военного положения, в частности на нужды обороны, прописывали для НДС, налога на прибыль. Никаких спецнорм для единщиков не было. Единственная особенность: для единщиков по спецставке 2 % из п. 9 подразд. 8 разд. ХХ НК не было ограничений по финпосредничеству. Исходя из этого, налоговики говорили, что единщики по ставке 2 % имеют право предоставлять возвратную и безвозвратную финпомощь (ОИР, категория 107.01.03, разъяснение действовало до 01.08.2023, до отмены спецставки 2 %). То есть для них не было риска лишиться статуса единщика в связи с такой операцией.

Кроме того, налоговики обращали внимание, что для юрлиц-единщиков по ставке 2 % не установлены ограничения на период военного положения по предоставлению и получению благотворительной помощи для достижения целей, предусмотренных Законом № 5073 (новость Информационно-справочного департамента ГНС, опубликованная 30.06.2022).

Поэтому, если ваше предприятие-единщик предоставляло помощь в период, когда было на ставке 2 %, волноваться не стоит - те операции никакого риска не несут. Ведь даже безвозвратная финпомощь не была рискованной в тот период.

А вот предоставление безвозвратной финпомощи в период пребывания на ставке 3 % или 5 % единого налога - угроза, потому что могут приравнять к финуслуге, и тогда придется отстаивать противоположное. В комментируемой ИНК благотворительную помощь отделили от безвозвратной и отметили, что единщик может предоставлять благотворительную помощь.

Поэтому, если вы предоставляли благотворительную помощь неприбыльным организациям, ВСУ, воинским частям, рекомендуем получить ИНК в отношении этого (чтобы минимизировать риск возможного изменения позиции налоговиков при проверке).

Вывод

Предоставление благотворительной помощи юрлицом - плательщиком единого налога третьей группы (3 % или 5 %) - не запрещенная операция. Это не грозит утратой статуса единщика. Важно различать безвозвратную финпомощь как просто подаренные деньги, и предоставление денег именно в качестве благотворительной помощи. Для перестраховки, если предоставляли благотворительную помощь, не лишним будет получить ИНК от налоговиков.


ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА СЛУЖБА УКРАН

від 07.12.2023 № 36185/6/99-00-04-03-03-06

Громадська організація «Всеукраїнський бухгалтерський клуб (код ЄДРПОУ 39249398)

Державна податкова служба України розглянула лист Громадської організації «Всеукраїнський бухгалтерський клуб» (код ЄДРПОУ 39249398) від 14.11.2023 б/н (вх. ДПС № 36694/6 від 14.11.2023) щодо перебування на спрощеній системі оподаткування при наданні благодійної допомоги (благодійної пожертви) та в межах компетенції повідомляє.

Правові засади застосування спрощеної системи оподаткування, обліку та звітності, а також справляння єдиного податку встановлені главою 1 розділу XIV Податкового кодексу України від 02 грудня 2010 року № 2755-VI зі змінами та доповненнями (далі – Кодекс).

Відповідно до п. 291.3 ст. 291 Кодексу юридична особа може самостійно обрати спрощену систему оподаткування, якщо така особа відповідає вимогам, встановленим главою 1 «Спрощена система оподаткування обліку та звітності» розділу XIV Кодексу.

Поряд з тим, пп. 2 п. 292.1 ст. 292 Кодексу визначено, що доходом платника єдиного податку для юридичної особи є будь-який дохід, включаючи дохід представництв, філій, відділень такої юридичної особи, отриманий протягом податкового (звітного) періоду в грошовій формі (готівковій та/або безготівковій); матеріальній або нематеріальній формі, визначеній п. 292.3 ст. 292 Кодексу.

Датою отримання доходу платника єдиного податку є дата надходження коштів платнику єдиного податку у грошовій (готівковій або безготівковій) формі, дата підписання платником єдиного податку акту приймання-передачі безоплатно отриманих товарів (робіт, послуг) (п. 292.6 ст. 292 Кодексу).

До складу доходу, визначеного ст. 292 Кодексу, не включаються суми фінансової допомоги, наданої на поворотній основі, отриманої та поверненої протягом 12 календарних місяців з дня її отримання, та суми кредитів (підпункт 3 пункту 292.11 статті 29 Кодексу).

Відповідно до підпункту 14.1.257 пункту 14.1 статті 14 Кодексу фінансова допомога – фінансова допомога, надана на безповоротній або поворотній основі.

Основні засади благодійної Діяльності в Україні регламентуються Законом України від 05 липня 2012 року № 5073-VI «Про благодійну діяльність та благодійні організації» із змінами (далі - Закон № 5073).

Статтею 1 Закону № 5073 визначено, що благодійна діяльність – добровільна особиста та/або майнова допомога для досягнення визначених Законом № 5073 цілей, що не передбачає одержання благодійником прибутку, а також сплати будь-якої винагороди або компенсації благодійнику від імені або за дорученням бенефіціара.

Щодо обмежень, то п. 291.5 ст. 291 Кодексу визначено перелік видів діяльності, здійснення яких не дає права на застосування спрощеної системи оподаткування, обліку та звітності. Зокрема, відповідно до пп. 6 п. 291.5 ст. 291 Кодексу не можуть бути платниками єдиного податку третьої групи суб’єкти господарювання (юридичні особи), які здійснюють діяльність у сфері фінансового посередництва, крім діяльності у сфері страхування, яка здійснюється страховими агентами, визначеними Законом України "Про страхування", сюрвейерами, аварійними комісарами та аджастерами, визначеними розділом 111 цього Кодексу.

Враховуючи зазначене, главою 1 розділу XIV Кодексу, п. 291.5 ст. 291 Кодексу не встановлено обмежень для юридичних осіб – платників єдиного податку третьої групи щодо надання благодійної допомоги неприбутковим організаціям.

Водночас, діяльність юридичної особи – платника єдиного податку третьої групи з надання фінансової допомоги (зокрема, безповоротної) на постійній основі може розглядатися як фінансове посередництво, за умов здійснення якої платник не може застосовувати спрощену систему оподаткування.

При цьому ч. 5 пп. 298.2.3 п. 298.2 ст. 298 Кодексом передбачено, що платники єдиного податку зобов’язані перейти на сплату інших податків і зборів, визначених Кодексом, у разі здійснення видів діяльності, які не дають права застосовувати спрощену систему оподаткування, або невідповідності вимогам організаційно-правових форм господарювання – з першого числа місяця, наступного за податковим (звітним) періодом, у якому здійснювалися такі види діяльності або відбулася зміна організаційно-правової форми.

Директор Департаменту
оподаткування юридичних осіб

Тетяна ГРЕЧАНА

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы