• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Законопроект, который освободит бизнес от необоснованного давления на этапе налогового спора

Законопроектом 3448 "Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо особливостей кримінального провадження в податкових відносинах та питань адміністрування податків і зборів", который налоговый комитет Верховной Рады рекомендовал к принятию в первом чтении, предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Украины, Уголовно - процессуальный кодекс Украины, Уголовный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины, Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины.

А именно:

1. Ввести переписку контролирующих органов с налогоплательщиками, которые подают отчетность в электронной форме, исключительно средствами электронной связи;


2. Уточнить порядок исчисления сроков для предоставления возражения на акт (справку) о результатах проверки и копий документов к нему – со следующего дня, за днем получения акта (справки) в связи с тем, что органы ДФС Украины в нарушение статей 2, 3 Европейской Конвенции об исчислении сроков от 16.05.1972 года, считают день получения налогоплательщиком акта (справки) о результатах проверки, первым днем из пяти рабочих дней, в течение которого возможно подать возражения, хотя Европейская Конвенция указывает, что исчисление срока должно начинаться в полночь (00,00 ч.), то есть со следующего дня, за днем получения акта;


3. Увеличить контролирующим органам срок направления уведомления о месте и времени проведения рассмотрения возражения на акт (справку) с 2 до 4 рабочих дней до дня их рассмотрения, так как в большинстве случаев в течение 2 рабочих дней налогоплательщик не в состоянии получить указанное сообщение;


4. Удалить п. 56.19 ст. 56 НК Украины, которым установлен месячный срок обращения в суд в случае оспаривания решений органов ДФС Украины в административном порядке, поскольку это противоречит п. 56.18 ст. 58 НК Украины, которым установлено 1 095 дневный срок обращения в суд, о чем указано в том числе в письме Высшего административного суда Украины от 10.02.11 года № 203/11/13-11;


5. Отменить п. 56.22 ст. 56 Налогового кодекса Украины, который противоречит концепции законопроекта, указанной в пункте 8 настоящего раздела, и регулирует вопросы объявления сообщения лицу о подозрении в совершении уголовного правонарушения до окончательного согласования денежных обязательств;


6. Отменить основание для проведения документальной внеплановой проверки, предусмотренную пп. 78.1.18 п. 78.1 ст. 78 НК Украины, что фактически дублирует пп. 78.1.17 п. 78.1 ст. 78 НК Украины;
7. Определить точный перечень оснований для проведения фактической проверки при совершении нарушения в прошлом в течение 1 года;


8. Установить определение преступления в налоговых отношениях путем указания в примечаниях к ст. 212, 2121 Уголовного кодекса Украины, что является фактическим непоступлением в бюджеты или государственных целевых фондов средств – неуплата согласованных налоговых обязательств в течение установленных законом сроков;


9. Внести изменения в КАС Украины, ГПК Украины и ХПК Украины установив, что не является обязательным для суда приговор, которым утверждено соглашение о признании вины в отношении уголовных правонарушений, предусмотренных ст. 205, 212, 2121, 358, 366 Уголовного кодекса Украины (фиктивное предпринимательство; уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование; подделка документов, печатей, штампов и бланков, сбыт или использование поддельных документов, печатей, штампов; служебный подлог);


10. Дополнить основания для закрытия производства по УПК Украины тремя обстоятельствами: когда денежное обязательство (недоимка) определено налоговым уведомлением-решением (требованием) контролирующего органа является несогласованным, признано противоправным и/или отменено и когда денежное обязательство (недоимка) определено налоговым уведомлением-решением (требованием) оплачена в полном объеме любым лицом в течение 10 дней.


11. Устранить разница в толкованиях ст. 110 и ст. 380 УПК Украины относительно возможности предоставления разъяснений постановлений следственных судей, например, об обыске, об аресте имущества.
Существует ряд случаев, когда решения, принятые следователями и судьями являются непонятными, содержащие противоречие в мотивировочной и резолютивной части, но следственные судьи, отказываются разъяснять такие решения. В качестве аргументации следственные судьи ссылаются на ст. 380 "Разъяснение судебного решения" УПК Украины, которая содержится в разделе IV "Судебное производство в первой инстанции", а также потому, что диспозиция этой статьи с учетом термина "судебное разбирательство" указывает, что может быть разъяснено судебное решение, постановленное в судебном производстве по результатам рассмотрения уголовного производства по существу и подлежит исполнению уполномоченными органами;


12. Заменить слова "условия" на "содержание" в ч. 7 ст. 474 УПК Украины, где перечислены обстоятельства, которые суд проверяет перед утверждением соглашения о признании виновности.
Необходимость этого вызвана тем, что является непонятным определение "условия соглашения" в уголовно-процессуальном законодательстве Украины. По аналогии гражданского законодательства (ст. 638 Гражданского кодекса Украины) условия соглашения – это элементы обязательств сторон (предмет договора, условия, определенные законом как существенные или являются необходимыми для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто соглашение).
На практике могут возникать противоречия есть определенное содержание соглашения о признании виновности условиям соглашения, если они будут констатировать определенные обстоятельства в отношении других лиц. Это может создать препятствия в обжаловании заинтересованными лицами приговора суда, которым утверждено соглашение о признании виновности.

13. Позволить заинтересованным лицам обжаловать приговоры суда, которым утверждено соглашение о признании вины, если такое решение суда нарушает права, свободы или интересы этих лиц;

14. Устранить неоднозначное толкование ч. 6 ст. 396 и ч. 6 ст. 427 УПК Украины относительно необходимости представления в суд кассационной инстанции копий оспариваемых решений всем участникам судебного производства (с чем соглашается Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел в письме от 27.08.2015 г. исх. № 91498/0/415).

15. Дополнить ч. 4 ст. 347 УПК Украины, позволив обвиняемому (подсудимому) и защитнику в суде после оглашения содержания обвинительного акта и гражданского иска (в случае наличия) предоставить устные и письменные объяснения в порядке ст. 20 УПК Украины;

16. Разрешить суда кассационной инстанции и проводить рассмотрение кассационной жалобы без участия лица, подавшего жалобу, если она не заявила о желании участвовать в кассационном рассмотрении (для избежания отложения рассмотрения дел из-за того, что не было обеспечено присутствии лица, которую держат под стражей).

17. Определить в ч. 2 ст. 49 Уголовного кодекса Украины, что течение сроков давности приостанавливается на период обжалования в административном или судебном порядке обязательств, которые лицо должно уплаты государству;

18. Указать четко момент когда лицо освобождается от уголовной ответственности по ст. 212, 212 1 Криминального кодекса Украины, если соответствующие налоги, сборы (обязательные платежи), а также возмещение ущерба, причиненного государству их несвоевременной уплатой (штрафные санкции, пеня) оплачены в полном объеме любым лицом. Действующая редакция указывает, что лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно до привлечения к уголовной ответственности оплатит денежные обязательства.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 3 УПК Украины о привлечении к уголовной ответственности - стадия уголовного производства, которая начинается с момента уведомления лицу о подозрении в совершении уголовного правонарушения. Следует обратить внимание, что в решении Конституционного суда Украины от 27.10.1999 года № 9-рп/99 (по УПК Украины 1960 года) указано, что привлечение к уголовной ответственности, как стадия уголовного преследования, начиналась именно с момента предъявления лицу обвинения в совершении преступления.

19. Повысить в два раза размер фактического непоступления в бюджет налогов, сборов, единого социального взноса и страховых взносов на пенсионное страхование для установления наличия признаков составов уголовных правонарушений, предусмотренных ст. 212, 212 1 Криминального кодекса Украины;

20. Согласовать нормы НК Украины с нормами процессуальных кодексов, касающиеся сроков признания недействительными решений или их отмене. В частности, нормы НК Украины оперируют термином "признание решений недействительными". В то же время в нормах КАС Украины говорится о "признании противоправными, отмене решений субъектов властных полномочий".

Комментарии к материалу