• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Регистрация прав на недвижимое имущество станет прозрачной

Граждане Украины обеспокоены тем, что с 2013 года изменилась система регистрации прав на недвижимое имущество и Украина обещала украинцам упрощение процедуры регистрации недвижимости, оформления права собственности на недвижимость. Но на самом деле недостаточная осведомленность граждан, очереди в пунктах приема, частые отказы регистраторов создают некоторый ажиотаж среди населения.

За разъяснениями корреспондент порталаwww.zagorodna.com обратился к заместителю начальника Главного территориального управления юстиции по государственной регистрации - начальнику Управления государственной регистрации Главного территориального управления в Киеве Сигидину Виталию Михайловичу.

- Виталий Михайлович, можете назвать реформу в сфере регистрации недвижимости положительной?

- Конечно, реформа в сфере регистрации прав на недвижимость сегодня является прогрессивной и эффективной. Ранее заявителям необходимо было обивать пороги различных государственных органов, целыми днями стоять в очередях и давать взятки за ускорение процесса регистрации прав на недвижимость. На сегодняшний день все эти негативные факторы ликвидированы. В Киеве создано 11 центров предоставления административных услуг, где заявители могут подать документы для проведения регистрации. Такие же полномочия предоставлены всем нотариусам.

Для минимизации коррупционных рисков реализовано распределение органов регистрации на фронт и бэк-офисы. Введен дифференцированный подход к размеру оплаты административного сбора в зависимости от заявителя - юридическое или физическое лицо и площади объекта недвижимости.

На сегодня заявителям также оказывают административную услугу, которая заключается в проведении государственной регистрации в сокращенные сроки, при условии дополнительной оплаты административного сбора. Размер оплаты различается в зависимости от вида услуги - это может предоставления информации, регистрация права собственности и т.д. и сроков ее проведения.

Отдельно следует отметить, что реформой закреплена возможность предоставления выписок из Государственного реестра прав и Свидетельств о праве собственности в электронном виде. Расширен круг субъектов по приему-выдаче документов. То есть сегодня у заявителей существует альтернатива в какой именно орган подавать документы для проведения государственной регистрации.

Предусмотрена возможность проведения государственной регистрации путем пересылки документов по почте.

- Кстати, передали БТИ вам архивы?

- Раньше БТИ по всей Украине достаточно долгое время осуществляли регистрацию на бумажных носителях. Подключение к реестру прав собственности на недвижимое имущество происходило постепенно на протяжении 2000-х годов. Поэтому вся информация о регистрации прав собственности до момента подключения того или иного БТИ сохраняется в бумажном виде.

К этому времени архивы в бумажном виде не были переданы Управлению государственной регистрации в Киеве, поскольку БТИ является коммунальным предприятием, которое подчинено Киевсовету.

Я считаю, что передачу архива необходимо решать на уровне закона, это во-первых. И во-вторых, объективно возможность принять архивы на данный момент является довольно призрачной, поскольку в Управлении государственной регистрации прав нет необходимого количества людей, чтобы бы оцифровать их.

- Господин Виталий, расскажите коротко об Управление государственной регистрации Киева.

- В целом, в Управлении работает 300 человек с учетом отделов ДРАЦС, регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, из них около 100 человек заняты регистрацией недвижимости, но объективно работает около 40 человек на весь Киев.

Когда происходила реорганизация Регистрационной службы, то многие подразделения были ликвидированы, а вместо этого в новом составе Управления регистрации их нет, и поэтому регистраторы вынуждены выполнять несвойственную им дополнительную работу, которая не является их прямой обязанностью. (Ред .: переписка, жалобы)

Регистраторы делятся на 3 группы: отдел заявлений и запросов; отдел регистрации прав; отдел регистрации обременений.

- Что делать с очередями к регистраторам в столице?

- У нас происходит перманентная реформа передачи прав на места. В частности, было закреплено, что полномочия государственного регистратора по приему и выдаче документов могут выполнять должностные лица органов местного самоуправления, администраторы центров предоставления административных услуг и нотариусы. Это 10 ЦНАП во всех районах Киева и Городской разрешительный центр Киева на Днепровской набережной и в отделении АО «Ощадбанк» по адресу улица Крещатик, 7/1. Это позволило намного уменьшить очереди.

-Заявители отмечают недостаточную квалификацию кадров в ЦНАПах.

- К сожалению, это довольно часто так и оставляет желать лучшего. Проблема первичной консультации объективно существует в разрезе передачи полномочий по приему документов в администрации ЦНАПов. Довольно часто граждане должны самостоятельно изучать законодательство.

Часть работников с отдела приема заявлений и запросов перевелись в ЦНАПы и имею уверенность, что в каждом районе будет в дальнейшем обязательно регистратор, который сможет оказать квалифицированную помощь.

Кроме того, мы работаем в настоящее время над подписанием меморандума с КГГА для возможности предоставления всех услуг, предоставляемых органами юстиции непосредственно в ЦНАПах.

- Заявители часто жалуются, что не могут найти пакет документов, необходимых для регистрации.

-Сообщаю, что регистрационная служба постоянно совершенствуется и мы прилагаем немало усилий по наполнению страницы в Интернете и страницы в Фейсбуке

Эта информация достаточно объемная. Мы размещаем в настоящее время эту информацию на сайте. Там заявители найдут перечень документов и адреса предоставления услуг.

В силу того, что законодательство по регистрации прав на недвижимость достаточно громоздкое и сложное, граждане сталкиваются с различными проблемами.

В общем, для проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество заявителю необходимо подать соответствующее заявление, копию документа, удостоверяющего личность и налогового номера и документ, подтверждающий внесение платы за предоставление выписки из Государственного реестра прав, и документ об уплате административного сбора.

Другие документы, необходимые для регистрации, определяются в зависимости от вида объекта недвижимого имущества, а также вида регистрации - первичная или вторичная - содержатся в Законе Украины «О государственной регистрации прав и их обременений» от 01 июля 2004 года и Постановлении Кабинета Министров Украина №868 от 17.10.2013 года.

Однако, при регистрации прав перечень необходимых документов может достаточно существенно отличаться между собой в зависимости от каждого отдельного случая: то ли при регистрации прав собственности на жилой дом после реконструкции, или же при реконструкции квартиры. 
Кроме того, при рассмотрении документов государственный регистратор может истребовать предусмотренные законом дополнительные документы. Для получения более полной информации о документахзаявитель должен обратиться за предварительной консультацией.

- Прокомментируйте пожалуйста информацию о регистрации нотариусами имущественных прав и изменений в законодательстве.

- Нотариусы в данный момент обладают почти всеми правами государственных регистраторов, кроме случаев проведения первичной регистрации. Это означает, что в соответствии с законодательством они имеют право регистрировать права только во время совершения нотариального действия и только на те объекты, которые были зарегистрированы в соответствии с законодательством. При этом они не вправе выдавать свидетельства о праве собственности.

Благодаря внедрению реформ нотариусы уже также наделены и правами в части приема документов и их выдачи. Однако, стоит заметить, что качество приема документов и их передача в электронном виде органу государственной регистрации прав зависит в определенной степени от квалификации самого нотариуса. Не все нотариусы ответственно подходят к делу, в частности: принимают неполный пакет документов, не производят электронные копии оригиналов документов, не дают качественной консультации, в результате чего регистраторами органа государственной регистрации прав принимаются решения о приостановлении рассмотрения заявления.

Стоит отметить, что с 1 января, в случае принятия законопроекта 2982, нотариусы будут иметь полностью все полномочия государственных регистраторов (в том числе, если вещное право возникло без совершения нотариального действия). Они смогут проводить первичную регистрацию и выдавать свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество (в том числе на вновь построенные, реконструированные объекты и т.д.).

Указанный выше Законопроект уже принят в первом чтении. Заявленная в нем реформа является одной из основных принципов линии правительства по децентрализации. Ее принятие также и моя принципиальная позиция, поскольку целью реформы является децентрализация, то есть передача полномочий на места, является приоритетным направлением развития нашего государства.

- Что предусматривает реформа регистрационной службы?

- Как мы говорили ранее, Законопроектом 2982 предусмотрена передача функций государственной регистрации на места. В случае принятия Закона, исполнительные комитеты городских советов городов областного значения, районные, районные в городах, городах Киеве и Севастополе государственные администрации будут иметь в своем штате необходимое количество регистраторов, которую сами и будут определять для максимального удовлетворения потребностей населения. Кроме этого, предусмотрено предоставление всего комплекса прав по регистрации недвижимости нотариусам.

Наряду с изменением субъектов проведения государственной регистрации прав вводятся рычаги контроля за проведением такой регистрации со стороны Министерства юстиции Украины и его территориальных органов, в частности: рассмотрение жалоб на решения действий или бездействие государственных регистраторов.

Лицо, считающее, что его права нарушены, сможет обжаловать соответствующие действия или решения не только в суде, но и в территориальный орган Министерства юстиции. В случае несогласия с решением указанного органа по результатам рассмотрения жалобы, его можно будет обжаловать в Минюст.

Также предлагается ввести административную ответственность за нарушение сроков государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений.

Среди нововведений, которые реализованы уже и сейчас, установлено, что информация, имеющаяся в Государственном реестре вещных прав, является открытой как с объектом, так и с субъектом.

Документы, выдаваемые по результатам рассмотрения заявлений в сфере государственной регистрации прав, заявитель может получать как в электронном, так и в бумажном виде. При этом документы, полученные в электронной и бумажной форме, имеют одинаковую юридическую силу.

Все изменения в законодательстве направлены на эффективное предоставление услуг в сфере регистрации прав на недвижимость заявителям.

- Сколько стоит оформление права собственности и какие сроки существуют?

- Административный сбор зависит от размера минимальной заработной платы в Украине, и Законом установлены ставки в зависимости от действия, за которое взимается сбор. (от 0,07 до 1,4 размера минимальной заработной платы; 85-1705 грн.).

Сроки регистрации устанавливаются согласно закону: 14 рабочих дней с момента поступления заявления для первичной регистрации и 5 рабочих дней с момента поступления заявления для вторичной регистрации.

Есть еще сокращенные сроки: 5-тидневный, дневной и двухчасовой. Все зависит от суммы оплаты за административный сбор. Уже сейчас есть возможность за 2 часа зарегистрировать право собственности при дополнительной оплате административного сбора в 10-кратном размере, но при этом требует учитывать тот факт, что документы подаются не непосредственно регистратору, а в бумажном виде через пункты приема, расположенные по всему городу. Итак, следует учесть, что за такой короткий промежуток времени мы должны организоваты их доставку, обработку и возврат. Проблемным остается также вопрос идентификации заявлений с ускоренным рассмотрением в Государственном реестре прав.

- Заявители жалуются на частые отказы в регистрации. В чем причина?

- Причины отказа в государственной регистрации прав и их обременений оговорены в статье 24 Закона Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» и Постановлении Кабмина №868 «О порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество». Часто в представленных документах для проведения государственной регистрации имеются противоречия.

-Будут ли отменены бумажные свидетельства на право собственности?

- В ближайшее время я не думаю. Бумажные свидетельства никто не отменяет. Будет возможность получения свидетельств как в бумажном, так и электронном виде. Они будут иметь одинаковую юридическую силу.

- Правомерно ли то, что застройщики ложат на плечи инвесторов самостоятельное получение права собственности на квартиры в новостройках?

- В общем, регулирование этого вопроса осуществляется путем заключения договоров между застройщиками и инвесторами. Бывает, что застройщик имеет поручение и представляет интересы инвестора. Все зависит от того как строны между собой договорятся.

- Господин Виталий, нужно ли заявителям по каждой квартире в новостройке подавать полный пакет документов?

- Следует заметить, что в случае, если строительство новостройки завершено,  и соответственно государственная регистрация прав инвесторами осуществляется после 1 января 2013, застройщиком создается системная папка в органе государственной регистрации прав, куда сканируются все документы, касающиеся данной новостройки.

Застройщик подает для сканирования оригиналы следующих документов:
- Документ, подтверждающий возникновение, переход и прекращение прав на земельный участок (кроме случаев реконструкции объектов недвижимого имущества без изменения внешних геометрических размеров их фундаментов в плане);
- Документ, подтверждающий возникновение, переход и прекращение права собственности на такой объект к проведению реконструкции (в случае проведения реконструкции объекта недвижимого имущества);
- Документ, в соответствии с требованиями законодательства свидетельствует принятие в эксплуатацию законченного строительством объекта;
- Документ, подтверждающий присвоение объекта недвижимого имущества адреса (кроме случая, когда в результате реконструкции объекта недвижимого имущества его адрес не изменилась)
- Утвержденный таким лицом перечень физических и юридических лиц, средства которых привлекались в инвестирования (финансирования) объекта строительства.

В случае если объект недвижимости принят в эксплуатацию и не зарегистрирован до 1 января 2013 года инвестор, кроме определенных порядком документов, касающихся инвестирования (договор купли-продажи имущественных прав, договор долевого участия, инвестирования и т.д.) по каждой квартире подает заверенные застройщиком копии указанных выше в перечне документов.

- Что, по вашему мнению, ждет незаконные строительства?

- Решение по незаконным застройкам должны приниматься судами.
Конечно, в случае отсутствия документов, необходимых для проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регистратор не имеет правовых оснований для проведения государственной регистрации права собственности. В таком случае владельцы объектов незаконного строительства должны обратиться в суд для признания права собственности.

Считаю, что в будущем нужно перенимать опыт запада: использовать возможность страхования рисков застройщика от недостроя, чтобы была возможность возврата инвесторам привлеченных ими средств, поскольку люди не должны быть заложниками недобросовестных застройщиков.

Источник: http://www.zagorodna.com/ru/stati/reg...

Комментарии к материалу