• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Применение РРО предпринимателями единщиками

Справка:

Кассовые аппараты не понадобятся единщикам второй и третьей групп, в частности, в таких случаях:

  • при безналичных расчетах;
  • торговле на рынках и мелкорозничной торговле с помощью средств передвижных торговых сетей;
  • торговле печатными изданиями (журналами, газетами), открытками, конвертами, почтовыми марками в киосках, лотках и с разносок, если эта продукция составляет более половины товара и при этом отсутствуют подакцизные товары;
  • торговле с автоцистерн, бочек и бидонов (если продается вода, квас, молоко, масло или живая рыба);
  • торговле в школьных буфетах и столовых.

Важно!

Первый штраф за прием наличных без их проведения через РРО составляет всего 1 грн., второй – 100 % стоимости проданных без выдачи кассового чека товаров, каждый следующий – пятикратный размер стоимости проданных без выдачи кассового чека товаров. Если налогоплательщики – единщики второй и третьей групп зарегистрируют свои кассовые аппараты в органах ГФС до конца июня 2015 года, то до конца года они будут освобождены от налоговых проверок. Контролирующие органы не будут применять штрафные санкции и привлекать к ответственности тех единщиков третьей группы, кто до конца июня 2015 года представит налоговикам договор о приобретении кассового аппарата с указанием дат его оплаты и поставки.

Справка: по данным ГФС, в 2010 году было проведено 123 тысячи «кассовых» проверок, а в 2014-м – 9,7 тысячи (т. е. за пять лет уменьшилось в 12 раз).

Приглашение «в кассу» не принято,
или Почему лишь 10 % единщиков третьей группы закупили РРО?

С начала июля 2015 года Украина обещает стать еще более «кассовой»: плательщики единого налога третьей группы обязаны использовать РРО. А еще через полгода (с января 2016 года) то же самое должны сделать единщики второй группы. Чем же вызвано это очередное напоминание, прозвучавшее на недавней пресс-конференции с участием представителей Министерства финансов и Государственной фискальной службы?

Европа – пример, но не указ

На сегодня в Украине насчитывается около 300 тысяч физлиц – плательщиков единого налога третьей группы. Большинство из них получают доходы от юрлиц в безналичной форме (им кассовые аппараты не нужны). В общей сложности РРО понадобятся только одной трети частников (96,7 тыс. чел.). Такие данные привела на пресс-конференции заместитель главы Минфина Елена Макеева. При этом она указала на опыт Евросоюза, куда Украина стремится уже не первый год: страны ЕС усиливают внутригосударственный контроль за кассовой дисциплиной, а в дальнейшем планируют вообще ввести запреты на расчеты наличкой. Даже у нашей соседки Белоруссии значительно сокращен перечень сфер, в которых не используют кассовые аппараты.

По прогнозам ГФС, расширение царства кассовых аппаратов позволит вести эффективную борьбу с «тенью». Об этом заявила директор департамента методологической работы по вопросам налогообложения ГФС Нелли Привалова. По ее словам, РРО – своеобразный шлагбаум, который позволит перекрыть незаконные потоки контрабанды и контрафактного товара. В общем, по заверениям контролирующих органов, выдача фискальных чеков – это и защита прав потребителей, и сохранение принципа равенства прав всех налогоплательщиков перед законом. Но, несмотря на обещанные плюсы, предприниматели таким новшествам не очень-то рады. Согласно подсчетам ГФС, из упомянутого числа частников, которые должны обзавестись РРО (96,7 тыс. чел.), приглашение «в кассу» приняли только 10 тысяч единщиков третьей группы. Очевидно, именно этот факт и заставил контролирующие органы ударить в набат – не просто провести пресс-конференцию, а публично обратиться к многотысячной армии предпринимателей.

Как известно, еще в конце прошлого года был принят Закон от 28.12.14 г. № 71-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» (далее – Закон № 71), согласно которому вводится поэтапное расширение сферы использования РРО. На этот момент региональные органы ГФС обращали внимание неоднократно, публикуя на своих сайтах соответствующие разъяснения и ответы.

Однако, как показала неутешительная статистика, на призывы фискальной службы откликнулся только каждый десятый плательщик единого налога третьей группы. В этой сфере обещанный баланс между интересами государства и предпринимателей пока не наступил. Пока что кассовые аппараты выгодны только их производителям, включенным в государственный реестр РРО.

Подсчитали – прослезились

Хотя РРО и является эффективным инструментом для выхода из «тени», следует учесть возможные риски для налогоплательщиков (в связи с применением норм Закона № 71).

Ни для кого не секрет, что приобретение и обслуживание РРО – удовольствие не из дешевых. Цены кусаются: минимальная цена на кассовые аппараты уже давно перевалила за 4 000 грн. К этому еще нужно добавить ежемесячные затраты, исчисляющиеся несколькими сотнями гривен (а средний срок эксплуатации РРО – семь лет). Также не стоит забывать, что комплектующие к ним поставляются из-за границы, то есть в «удивительных единицах». Значит, ремонтные услуги тоже обойдутся в копеечку. В результате это повлияет на стоимость товаров и услуг. А в итоге все расходы будут переложены на конечного потребителя, покупательная способность которого уменьшается с каждым днем.

Неправильный выбор кассового аппарата может привести к весьма ощутимым убыткам. Нужно помнить, что дешевые РРО на самом деле слишком дорого стоят: одного картриджа хватает примерно на месяц, а применять такие аппараты можно лишь на торговых точках, где небольшой поток покупателей. Поэтому прежде чем выбирать тот или иной РРО, сначала необходимо выяснить, как минимум, четыре момента:

1) пропускную способность своей точки;

2) условия работы (доступ к Интернету и электросети);

3 необходимость автоматизации бизнесс-процессов;

4) сумму затрат, которые придется понести.

Ну и, конечно же, следует запастись терпением.

Далее следует разузнать, какие именно типы РРО (из включенных в госреестр) стоит выбирать: кассовые аппараты, фискальные регистраторы, мобильные регистраторы или их сочетание. И только после этого есть смысл поднимать вопрос о целесообразности покупки и заключения договора с центром сервисного обслуживания (далее – ЦСО), которому придется платить за установку, регистрацию и обслуживание РРО.

Кассовые аппараты должны быть подключены к информационной системе ГФС и передавать данные об осуществленных операциях на сервер фискального ведомства. РРО пломбируется исключительно авторизованным ЦСО: без его участия нельзя ничего ремонтировать. Любая расчетная операция отражается в фискальной памяти РРО так, что внести изменения в проведенные операции, а следовательно, и в отчеты уже не смогут ни физлица-единщики, ни сервисный центр, ни даже знакомый налоговый инспектор. Фискальный чек (в отличие от квитанций, выданных интернет-магазином) нельзя просто так аннулировать (отменить): если товар возвращается, то его нужно провести через чек. Каждый РРО должен иметь свой фискальный номер в системе: он является принадлежностью конкретного субъекта хоздеятельности (т. е. не может быть кому-либо передан).

Есть идеи!

В январе 2015 года в парламентских стенах зарегистрировали законопроект об отмене применения РРО (от 13.01.15 г. № 1718). Инициаторы этого документа считают, что в Налоговый кодекс нужно внести следующие изменения: «Пункт 296.10 статьи 296 НК изложить в следующей редакции: плательщики единого налога первой – третьей (физические лица – предприниматели) групп не применяют регистраторы расчетных операций».

Речь идет об отмене некоторых нововведений относительно РРО, закрепленных в Законе № 71. «Реализация указанной нормы Закона требует дополнительных затрат на приобретение, установку и ежемесячное обслуживание кассовых аппаратов, а у большинства субъектов малого предпринимательства еще и возникнет необходимость в привлечении бухгалтеров с целью правильного ведения налогового учета, что также приведет к дополнительным расходам», – говорится в пояснительной записке, прилагаемой к законопроекту № 1718.

Но более реальным выглядит вторая идея, изложенная в законопроекте о государственных гарантиях при использовании РРО (от 28.11.14 г. № 1088). В нем предлагается ввести компенсаторы субъектам хозяйствования (путем зачисления потраченных средств для приобретения модемов или РРО в счет налоговых обязательств). Этот документ уже готовится ко второму чтению.

Пока эти законопроекты не стали законами, советуем единщикам третьей группы сделать ставку на безнал. Если вы не принимаете приглашение «в кассу», воспользуйтесь приемом платежей на расчетный счет в банке. На крайний случай можно переключиться на доску объявлений и торговать как частники, не уплачивая при этом вообще никаких налогов.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн / квартал

Купить