• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Ключевые правила ЕС относительно государственных закупок, которые должны быть применены в Украине

Пороговые контракты

Директивы ЕС распространяются только на договоры выше определенного уровня стоимости, в основном потому, что именно такие договоры представляют интерес в контексте международной торговли. Ведь основной целью директив является содействие такой торговле, а не регулирование государственных контрактов в целом. Тем не менее, это не означает, что директивы предоставляют национальному законодательству полную свободу в присуждения контрактов ниже пороговой стоимости.

Для договоров о государственных закупках, стоимость которых ниже указанной в директивах, обязательным является обнародование намерения заключить договор о закупках и использование объективных и заранее объявленных критериев.

Тем не менее, существуют договоры, на которые законодательство Евросоюза не распространяется — в основном, из-за их небольшой стоимости. Предполагается, что они не заинтересуют поставщиков из других стран-членов ЕС.

Учитывая это, многие страны-члены ЕС ввели особые процедуры для контрактов меньшей стоимости, которые являются более гибкими в отношении, например, сроков и требований к документации.

Возникает вопрос существования границы, ниже которой правила не применяются.

Впрочем, в большинстве стран ЕС есть требования о надлежащем управлении государственными финансами, которые предотвращают случаи очевидного фаворитизма и коррупции и покрывают даже самые маленькие контракты.


Субъекты, на которых распространяется действие директив ЕС

Другой характерной чертой директив ЕС является их применение с точки зрения заказчика или поставщика. Действие директив ЕС о государственных закупках распространяется на органы государственной власти и других участников государственного сектора. Имеет значение именно цель деятельности субъекта. Для этого директивы ЕС различают деятельность на коммерческой основе и деятельность для обеспечения общественных потребностей.

Так, если субъект коммерчески ориентирован, то необходимости в применении правил закупок не будет, ведь в этом случае он, как правило, заинтересован в том, чтобы получить лучшее качество за наиболее низкую цену.

И хотя иногда трудно различить субъект по его деятельности, важно не то, финансируется он государством или нет, а регулируется ли предприятие органами государственной власти, ведь бюджетные средства привлечены в большинстве случаев.

Учитывая цель создания предприятия — удовлетворение общественных потребностей или коммерческий интерес, — ни государственные, ни частные предприятия не подчиняются действию норм ЕС.

Однако ни одно правило не обходится без некоторых исключений. Существуют особенности закупок для предприятий, работающих в коммунальном хозяйстве, таких как энергообеспечение, тепло- и водоснабжение, транспорт.

В разных странах регулирование закупок предприятий, работающих в указанных отраслях, происходит по-разному — например, что касается привлечения частного бизнеса, — но четко установлено, что именно государственный сектор должен гарантировать доступность, стабильность и надежность услуг населению.


Техническая спецификация

Третья особенность касается требований директив ЕС к технической спецификации – описанию требований к тому, что должно быть выполнено в соответствии с договором о государственных закупках. Техническая спецификация является важным элементом тендерной документации, которая предоставляется участникам тендера и на основе которой они готовят свои предложения.

Такие спецификации должны быть объективными, не предоставляя преимуществ ни одному из участников. Только тогда предложения будут конкурентными и пригодными для сравнения и оценки.

Директивы ЕС требуют, чтобы закупочные организации использовали технические спецификации, основанные исключительно на европейских или международных стандартах.

Целью этого является обеспечение высокой степени соответствия предложения заявителя интересам рынка, в том числе международного. Для удобства и поощрения участия заявители также могут использовать в своих предложениях альтернативные стандарты, при условии, что их соответствие европейским / международным стандартам может быть задокументировано.

Возможны также ситуации, когда вместо конкретного технического решения в закупочном договоре описана проблема, которую нужно решить, и желаемые результаты. В этих случаях участники торгов имеют возможность использовать свой инновационный потенциал и технические ноу-хау для разработки оптимального подхода. По этим причинам допускается использование функциональных и эксплуатационных требований в качестве альтернативы техническим спецификациям в привычном виде.


Критерии оценивания

Еще одно, четвертое свойство касается критериев определения лучшего предложения.

Украинское законодательство предусматривает оценку стоимости предложения как основного критерия для определения победителя, что в условиях неопределенности часто используется и в качестве единого мерила, по причине его относительной объективности и простоты.

Директивы ЕС определяют совершенно другой подход: эффективная конкуренция возможна, если в ее основу заложена оценка группы показателей, таких как функциональность, экономичность, послепродажное обслуживание и других качественных аспектов, а не только цены.

Есть мнение, что использование критериев качества автоматически приводит к злоупотреблениям.

Действительно, существует такой риск, если качественные критерии сформулированы в слишком общем виде (например, использование таких абстрактных терминов, как «качество», «функциональность» и т.д.). В таких случаях закупщик оставляет слишком большую дискрецию в принятии окончательного решения. Кроме того, в отсутствие четких требований результатом торгов вполне может быть то, что предложения на самом деле несопоставимы, поскольку, например, участники поняли такой термин, как «функциональность», совершенно по-разному.

Существует множество примеров обжалования (и даже аннулирования) результатов тендеров стран-членов ЕС из-за использования критериев, которые были слишком расплывчатыми.

Это объясняет, для чего нужно использовать более определенные критерии, и это не обязательно требует особых технических знаний. Например, в случае приобретения принтеров целесообразно рассматривать не только ценовой фактор. Например, потому, что самый дешевый принтер может стать самым дорогим решением в долгосрочной перспективе за счет более высоких цен на картриджи. В этом случае уместным качественным критерием, кроме цены принтера, может быть ресурс картриджа (то есть количество страниц, которые можно распечатать) и его цена.


Электронные закупки

В результате реформы в прошлом году в директивы ЕС о государственных закупках включено больше положений о регулировании электронных закупок (или «е-закупок»). Это заслуживает внимания, учитывая тенденцию, которая наблюдается в Украине в последние годы: электронные закупки рассматривают как отдельную процедуру, которая требует других правил и предусматривает, прежде всего, применение электронного реверсивного аукциона, где самая низкая цена становится единственным критерием для выбора поставщика.

Положения директив предусматривают более широкое применение электронных коммуникаций, включая использование электронных средств и устройств в системе государственных закупок в целом.

Идея заключается в том, чтобы заменить традиционные «бумажные» процессы обработкой стандартных электронных документов, обменом электронными сообщениями и поддержкой автоматизированной обработки документов на каждом этапе процесса государственных закупок. Это требует введения электронных эквивалентов для, например, подписанных заявок, запечатанных конвертов и безопасного хранения таких конвертов до открытия предложений.

Преимущества электронных закупок можно в полной мере оценить только при условии, что система базируется на программных решениях, которые являются общеиспользуемыми и легкодоступными для всех заинтересованных участников.

Поэтому данные аспекты пользуются приоритетом в директивах ЕС.

Помимо системы управления государственными финансами, система электронных закупок также может быть привязана к государственным реестрам – это предоставит доступ к различной стандартной документации заявителя и, таким образом, избавит его от необходимости сбора такой документации для каждого тендера.

Развитие системы электронных закупок в разных странах ЕС находится на разных этапах. Но в ближайшие годы прогресс ускорится, поскольку новые директивы требуют обязательного внедрения электронных закупок начиная с 2018 года.


Выводы для Украины

Как видим, нормы ЕС не дают простых ответов на сложные вопросы в области государственных закупок. Ни одна страна не может сказать, что разработала идеальное комплексное решение, которое можно легко адаптировать в других странах.

Однако определенные выводы все же можно сделать.

Дальнейшая модернизация украинской системы государственных закупок продолжит способствовать:

  • улучшению условий для конкуренции на рынке государственных контрактов в Украине в результате повышения уровня законности, открытости и беспристрастности процесса заключения контрактов;
  • обеспечению лучшего соотношения цены и качества при выборе победителя тендера на государственные закупки;
  • сокращению случаев коррупции при заключении государственных контрактов путем усиления целостности и подотчетности со стороны украинских органов государственной власти;
  • совершенствованию системы управления государственными финансами, в том числе уменьшению чрезмерного расходования государственных средств;
  • укреплению позиции Украины на международном уровне благодаря выполнению международных обязательств (особенно перед международными торговыми партнерами, донорами и кредиторами);
  • повышению конкурентоспособности и экспортного потенциала украинских предприятий на международных рынках, как результат соответствия современным требованиям в отношении государственных контрактов.

Источник: http://nf.dp.ua/2015/06/gosudarstvenn...

Комментарии к материалу