Суд поддержал позицию налоговиков относительно применения штрафных санкций за несвоевременную регистрацию НН/РК
Судом кассационной инстанции поддержана позиция контролирующего органа относительно применения штрафных (финансовых) санкций за несвоевременную регистрацию налоговых накладных/расчетов корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных (далее – НН, РК, ЕРНН).
Коллегией судей указано, что поскольку налоговое правонарушение в виде несвоевременной регистрации НН в ЕРНН является продолжающимся нарушением, началом которого является следующий день за последним (предельным) днем регистрации НН, а прекращается такое нарушение в день фактической регистрации НН, то в случае, когда НН/РК составлена(ый) в период действия моратория, а зарегистрированная(ый) в ЕРНН после отмены действия моратория (т. е. после 26.05.2022), ответственность за нарушение сроков регистрации НН применяется за период, при котором основания для освобождения от ответственности перестали существовать.
В то же время, п. 69.1 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» Налогового кодекса (далее – НК) установлено, что налогоплательщики, имеющие возможность своевременно выполнять налоговые обязанности, в частности, по соблюдению сроков регистрации в соответствующих реестрах НН, РК, освобождаются от ответственности за несвоевременное исполнение таких обязанностей, предельный срок выполнения которых приходится на период, начиная с 24.02.2022 до дня вступления в силу Закона от 12.05.2022 № 2260-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно особенностей налогового администрирования налогов, сборов и единого взноса под время действия военного, чрезвычайного положения» при регистрации такими плательщиками НН и РК в ЕРНН до 15.07.2022.
Поскольку в пределах спорных правоотношений НН истец составил в период с 14.02.2022 по 15.08.2022, а зарегистрировал в ЕРНН в период с 03.08.2022 по 02.09.2022 с нарушением срока, определенного п. 201.1 НК, коллегия судей Верховного Суда соглашается с выводами судов предыдущих инстанций о правомерности применения контролирующим органом штрафных (финансовых) санкций на основании п. 1201.1 НК.
Кроме того, истец в ходе рассмотрения дела не приводил доказательства наличия обстоятельств его обращения в налоговый орган с соответствующим заявлением о выполнении положений Порядка подтверждения возможности или невозможности выполнения налогоплательщиком обязанностей, определенных в подпункте 69.1 пункта 69 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины, утвержденного приказом Минфина от 29.07.2022 № 225, каких-либо доказательств в подтверждение существования таких обстоятельств не предоставлял, основаниями иска не определял.
Верховным Судом замечено, что Закон от 12.01.2023 № 2876-IX «О внесении изменений в раздел XX «Заключительные положения» Налогового кодекса Украины относительно возобновления ограничения нахождения игорного бизнеса на упрощенной системе налогообложения» (далее – Закон № 2876) не содержит прямого указания о предоставлении его нормам обратного хода во времени, а следовательно, его действие не распространяется на период до его вступления в силу. Кроме того, ответственность, установленная п. 90 подразд. 2 разд. XX НК, применяется за нарушение плательщиками НДС предельного срока, предусмотренного для п. 89 настоящего раздела, то есть напрямую связана с увеличенными сроками регистрации НН.
Налоговое правонарушение в виде несвоевременной регистрации НН в ЕРНН является продолжающимся нарушением, началом которого является следующий день за последним (предельным) днем регистрации НН, а прекращается такое нарушение в день фактической регистрации НН.
Поэтому распространять действие п. 89, 90 на правоотношения, которые были прекращены (т. е. НН составлены и зарегистрированы с нарушением срока, определенного п. 201.1 НК, до внесения изменений Законом № 2876) невозможно.
Также, по убеждению Верховного Суда, истец ошибочного толкует положения п. 69.2 ст. 69 разд. XX «Переходные положения» НК, считая, что законодатель разрешил проведение камеральных проверок только в части камеральных проверок деклараций и уточняющих расчетов (в случае их представления), которых подано заявление о возврате суммы бюджетного возмещения.
Следовательно, Кассационным административным судом в составе Верховного Суда от 06.02.2024 по делу № 160/10740/23 кассационная жалоба истца оставлена без удовлетворения; решение Днепропетровского окружного административного суда от 17.07.2023 и постановление Третьего апелляционного административного суда от 22.11.2023 оставлено без изменений.
ГНС
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm
Комментарии к материалу