Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Определение конечного бенефициарного владельца общественными объединениями и благотворительными организациями – гид от Минюста

03.05.2024 23 0 0

Интеграция Украины в ЕС повлекла за собой глобальные изменения в законодательство в части противодействия отмыванию средств и финансированию терроризма. В 2023 году были пересмотрены подходы к определению конечного бенефициарного владельца юридического лица (далее – КБВ). Внедрение военного положения внесло изменения в требования подачи информации о КБВ, которые касаются и общественного сектора, в частности, общественных объединений и благотворительных организаций (далее – ОО и БО). 

Для обеспечения единого подхода к пониманию вышеупомянутых норм законодательства представителями ОО и БО Центр демократии и верховенства права в сотрудничестве с Минюстом разработали гид, призванный ответить на наиболее распространенные вопросы в сфере определения КБВ в ОО и БО. 

Все термины в гиде используются в значениях, определенных Законом от 06.12.2019 № 361-IX «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (далее – Закон № 361), Методологией определения юридическим лицом конечного бенефициарного владельца, утвержденной постановлением КМУ от 19.09.2023 № 1011.

1. Что такое КБВ для организации? 

КБВ – это любое физическое лицо, оказывающее решающее влияние (контроль) на деятельность организации, имеющей статус юридического лица. 

2. Что такое структура собственности организации? 

Это документально подтвержденная система взаимоотношений физических и юридических лиц, позволяющая установить всех КБВ, включая отношения контроля между ними, или отсутствие КБВ. 

Проще говоря, это документ (документы), отражающий всех физических лиц, имеющих возможность решающее влияние на руководство или деятельность организации. 

3. Что означает «решающее влияние»? 

Есть два вида решающего воздействия – прямое и косвенное. 

Прямое решающее влияние на организацию – это непосредственное владение физическим лицом долей в размере не менее 25 % прав голоса юридического лица (может быть актуальным для учредителей/участников благотворительной организации, им управляющих). 

Поскольку ОО и БО не имеют уставного капитала, то прямое решающее влияние через владение не менее 25 % уставного капитала в данном случае невозможно. 

Косвенное решающее влияние на организацию имеет физическое лицо с непосредственным правом контроля, владения, пользования или распоряжения всеми активами (имуществом или средствами) организации или их долей, решающим влияние на формирование состава, результаты голосования органов управления, а также совершение сделок, дающих возможность определять основные условия деятельности организации, может принимать обязательные для исполнения решения, оказывающие решающее влияние на деятельность организации (может быть актуальным как для БО, так и ОО). 

4. Нужно ли БО и ОО определять КБВ? Почему? 

Все юридические лица должны иметь информацию о к КБВ или его отсутствии и структуре собственности в соответствии со ст. 51 Закона № 361, кроме определенных исключений. 

ОО и БО не относятся к этим исключениям, поэтому должны определять наличие или отсутствие у себя КБВ, а также структуру собственности. 

Это не касается только ОО, осуществляющих деятельность без статуса юридического лица. 

5. Имеют ли все ОО и БО КБВ? 

Юридические лица могут не иметь КБВ. Соответственно, ОО и БО тоже могут не иметь КБВ. 

6. Какие признаки КБВ у ОО? 

Согласно п.34 Методологии определения юридическим лицом конечного бенефициарного владельца, утвержденной постановлением КМУ от 19.09.2023 № 1011, КБВ в ОО может быть физическое лицо, имеющее и пользующееся правом контроля, пользования или распоряжения всеми активами (средствами и имуществом) организации или их долей, имеет право решающего влияния на формирование состава, результаты голосования органов управления, а также совершение сделок, принятие обязательных к исполнению решений, оказывающих решающее влияние на деятельность неприбыльной организации. 

КБВ также может быть лицо, имеющее право представлять организацию без доверенности. 

В любом случае, для определения наличия или отсутствия КБВ следует изучить учредительные документы, в первую очередь – устав и извлечение из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (ЕГР). 

Например, если организация при составлении учредительных или внутренних документов определила, что руководитель самостоятельно выступает распорядителем средств и имущества организации, имеет право без доверенности представлять организацию, выдает внутренние нормативные документы и распоряжения организации и т. д., то в таком случае как КБВ следует определить руководителя. 

Следует отметить, что органы управления, как Общее собрание или Правление, не могут определяться как КБВ, поскольку КБВ могут быть только физические лица. 

7. Какие признаки КБВ у БО? 

Как и в случае ОО, для определения наличия или отсутствия КБВ следует изучить учредительные документы организации, в первую очередь устав и извлечение из ЕГР. 

Так же будет действовать правило в отношении лица, имеющего и пользующегося правом контроля, пользования или распоряжения всеми активами (средствами и имуществом) организации или их долей, имеет право решающего влияния на формирование состава, результаты голосования органов управления, а также совершение сделок, принятие обязательных к исполнению решений, имеющих решающее влияние на деятельность неприбыльной организации. 

КБВ также может быть лицо, имеющее право представлять организацию без доверенности. 

Вместе с тем, существует также практика распространять правило определения прямого решающего влияния на учредителей/участников благотворительной организации, если они осуществляют управление организацией и имеют не менее 25 % голосов каждый. 

8. Как можно определить, что КБВ у ОО и организаций отсутствует? 

Если в организации решающее право контроля, пользования или распоряжения всем имуществом и денежными средствами или их долей, права решающего влияния на формирование состава, результаты голосования органов управления, а также совершение сделок, принятие обязательных к исполнению решений, оказывающих решающее влияние на деятельность неприбыльной организации принадлежит только органам управления, а не отдельным физическим лицам, то можно заключить об отсутствии КБВ. 

Вместе с тем, следует исследовать полномочия лиц, занимающих руководящие должности или имеющих право представлять организацию без доверенности. 

9. Следует ли подавать сведения о КБВ и структуре собственности, если КБВ отсутствует? 

Да, ОО и БО обязаны сообщить государственному регистратору об отсутствии КБВ и обосновать, почему его нет. 

10. Когда нужно подать государственному регистратору сведения о КБВ и структуре собственности: 

  • при подаче документов для государственной регистрации новосозданной организации; 
  • в течение 30 рабочих дней со дня возникновения изменений в сведениях о КБВ и/или структуре собственности; 
  • в течение 3 рабочих дней при обнаружении юридическим лицом неполноты, неточностей или ошибок в ранее представленных государственному регистратору сведениях о КБВ и/или структуре собственности; 
  • в течение 6 месяцев после вступления в силу положения о форме и содержании структуры собственности и методологии определения юридическим лицом КБВ в случае обнаружения неполноты, неточностей или ошибок в ранее представленной государственному регистратору информации о КБВ и структуре собственности; 
  • в течение 6 месяцев после вступления в силу положения о форме и содержании структуры собственности и методологии определения юридическим лицом КБВ, но не ранее 90 дней со дня прекращения или отмены военного положения в Украине. 

Течение срока исчисляется с учетом разъяснений, предоставленных письмом Минюста от 27.21.2023 № 173167/8.4.3/32-23. 

11. Можно ли не подавать информацию о КБВ и структуре собственности во время военного положения? 

В связи с военной агрессией Российской Федерации против Украины, пп. 1 п. 1 Закона от 03.03.2022 № 2115-IX «О защите интересов субъектов представления отчетности и других документов в период действия военного положения или состояния войны» (далее – Закон № 2115) установлено, что физические лица, физические лица – предприниматели, юридические лица, кроме тех, которые наделены бюджетными полномочиями согласно законодательству, подают учетные, финансовые, бухгалтерские, расчетные, аудиторские отчеты и любые другие документы, подача которых требуется в соответствии с нормами действующего законодательства в документальной и/или в электронной форме, в течение трех месяцев после прекращения или отмены военного положения или состояния войны за весь период непредставления отчетности или обязанности подать документы. 

То есть организация может не подавать сведения о КБВ и структуре собственности во время военного положения, но будет обязана подать в течение 3 месяцев со дня его прекращения или отмены. 

12. Каковы нарушения в области определения КБВ? 

Подача заведомо ложных сведений, непредставление или несвоевременное представление информации о конечном бенефициаре юридического лица или о его отсутствии являются нарушениями. 

13. Можно ли привлечь к ответственности (наложить штраф) за нарушение порядка подачи сведений о КБВ и структуре собственности государственному регистратору? 

Да, можно согласно ч. 4 ст. 35 Закона от 15.05.2003 № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований». 

Подача государственному регистратору заведомо ложных сведений о КБВ юридического лица или о его отсутствии влекут наложение штрафа на такое юридическое лицо в размере от 1 000 до 20 000 НМДГ. 

Непредставление или несвоевременное представление лицами, уполномоченными действовать от имени юридического лица, государственному регистратору информации о КБВ юридического лица или о его отсутствии влечет наложение штрафа на такое юридическое лицо в размере от 1 000 до 20 000 НМДГ (в соответствии с Порядком привлечения к ответственности и порядка определения размеров штрафов за нарушение в сфере государственной регистрации юридических лиц (приказ Минюста от 13.09.2023 № 3258/5)) и наложение штрафа на руководителя юридического лица или лицо, уполномоченное действовать от имени юридического лица (исполнительного органа), от 1 000 до 3 000 НМДГ (в соответствии со ст. 16611 КУоАП). 

14. Могут ли наложить штраф за нарушение в сфере определения КБВ во время военного положения? 

За нарушение обязательств по обновлению сведений о КБВ (т. е. за несвоевременную подачу сведений о КБВ) санкции во время военного положения применяться не будут. 

Вместе с тем, за подачу государственному регистратору заведомо ложных сведений о КБВ юридическое лицо будет привлекаться к ответственности. 

Минюст


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу

Лучшие материалы