Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

24 или 56 дней отпуска учителям? Как будут работать изменения в закон и может ли быть простой

07.07.2022 383 0 0

Принятый 15 марта 2022 года Верховной Радой Украины Закон "Об организации трудовых отношений в условиях военного положения" шокировал педагогов, ведь согласно части 1 статьи 12 этого закона, "в период действия военного положения ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 24 календарных дня". Так гарантированный другими законами отпуск педагогов продолжительностью 56 календарных дней был ограничен 24 днями.

Следует помнить, что 56 дней отпуска педагогов - это не просто "популистический подарок парламентариев педагогам", а обоснованная потребность, вызванная спецификой их работы, уровнем умственного напряжения и психического истощения в течение учебного года.

Мерой приближения отпускного периода ситуация обострялась, в том числе через практические вопросы организации образовательного процесса (без детей) и особенностей выплаты заработной платы.

1 июля Верховная Рада Украины наконец-то овал Закон № 7251, которым внесла изменения в часть 1 статьи 12 Закона.

В случае подписания Президентом часть 1 статьи 12 Закона будет иметь следующее содержание:

“1. В период действия военного положения предоставление работнику ежегодного основного отпуска по решению работодателя может быть ограничено продолжительностью 24 календарных дня за текущий рабочий год.

Если продолжительность ежегодного основного отпуска работника составляет более 24 календарных дней, предоставление неиспользованных в период действия военного положения дней такого отпуска переносится на период после прекращения или отмены военного положения.

В период действия военного положения работодатель может отказать работнику в предоставлении неиспользованных дней ежегодного отпуска. Нормы части седьмой статьи 79, части пятой статьи 80 Кодекса законов о труде Украины и части пятой статьи 11, части второй статьи 12 Закона "Об отпусках" в период действия военного положения не применяются.

В случае увольнения работника в период действия военного положения ему выплачивается денежная компенсация в соответствии со статьей 24 Закона Украины "Об отпусках".

Юридическая конструкция этой нормы не совершенна, ведь, как минимум, стоило написать "по обоснованному решению работодателя" и "до 24 календарных дней".

Отсутствие в этой норме слова "обоснованным" позволит руководителю учебного заведения принимать решения, исходя из своих субъективных соображений и возможного пристрастного отношения к работнику. Широкие дискреционные полномочия (т.е. такие полномочия, которые не ограничены никакими условиями, основаниями или процедурами), всегда считались предпосылкой к совершению коррупционных правонарушений.

Отсутствие же слова "к" может приводить на практике к предоставлению педагогам отпусков продолжительностью 56 или 24 календарных дня, хотя конкретные обстоятельства могут потребовать других вариаций.

Анализируя в одном из предыдущих комментариев возможность отправки учителей в простой во время летних каникул, я пришел к выводу, что "объявление простоя вряд ли будет законным и обоснованным решением директора школы в условиях введенного военного положения". Читайте это разъяснение по ссылке.

То есть, руководителю учебного заведения следует предоставлять работникам заслуженный ежегодный отпуск продолжительностью 56 календарных дней, или, согласно Закону, предоставлять им отпуск 24 календарных дня по соответствующему (по моему мнению все же "обоснованным" решением) и тогда обеспечивать работника работой.

Предоставление же работникам ежегодного отпуска 24 календарных дней и отправки на другие 32 дня в простой будет выглядеть нелогичным, необоснованным и незаконным решением руководителя учебного заведения.

Александр Сыч, юрист, помощник-консультант народного депутата Украины, заместитель директора департамента правового обеспечения МОН в 2016-2018 годах, один из составителей законов Украины "Об образовании" и "О полном общем среднем образовании"

Титульное фото: автор – racorn, Depositphotos

Эта публикация была представлена ​​ОО "Смарт образование" в рамках Программы содействия общественной активности "Присоединяйся!", которая финансируется Агентством США по международному развитию (USAID) и осуществляется Pact в Украине.

Содержание публикации является исключительной ответственностью Pact и его партнеров и не обязательно отражает взгляды Агентства США по международному развитию (USAID) или правительству США.
https://nus.org.ua

24 или 56 дней отпуска учителям? Как будут работать изменения в закон и может ли быть простой
Принятый 15 марта 2022 года Верховной Радой Украины Закон "Об организации трудовых отношений в условиях военного положения" шокировал педагогов, ведь согласно части 1 статьи 12 этого закона, "в период действия военного положения ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 24 календарных дня". Так гарантированный другими законами отпуск педагогов продолжительностью 56 календарных дней был ограничен 24 днями.

Следует помнить, что 56 дней отпуска педагогов - это не просто "популистический подарок парламентариев педагогам", а обоснованная потребность, вызванная спецификой их работы, уровнем умственного напряжения и психического истощения в течение учебного года.

Мерой приближения отпускного периода ситуация обострялась, в том числе через практические вопросы организации образовательного процесса (без детей) и особенностей выплаты заработной платы.

1 июля Верховная Рада Украины наконец-то овал Закон № 7251, которым внесла изменения в часть 1 статьи 12 Закона.

В случае подписания Президентом часть 1 статьи 12 Закона будет иметь следующее содержание:

“1. В период действия военного положения предоставление работнику ежегодного основного отпуска по решению работодателя может быть ограничено продолжительностью 24 календарных дня за текущий рабочий год.

Если продолжительность ежегодного основного отпуска работника составляет более 24 календарных дней, предоставление неиспользованных в период действия военного положения дней такого отпуска переносится на период после прекращения или отмены военного положения.

В период действия военного положения работодатель может отказать работнику в предоставлении неиспользованных дней ежегодного отпуска. Нормы части седьмой статьи 79, части пятой статьи 80 Кодекса законов о труде Украины и части пятой статьи 11, части второй статьи 12 Закона "Об отпусках" в период действия военного положения не применяются.

В случае увольнения работника в период действия военного положения ему выплачивается денежная компенсация в соответствии со статьей 24 Закона Украины "Об отпусках".

Юридическая конструкция этой нормы не совершенна, ведь, как минимум, стоило написать "по обоснованному решению работодателя" и "до 24 календарных дней".

Отсутствие в этой норме слова "обоснованным" позволит руководителю учебного заведения принимать решения, исходя из своих субъективных соображений и возможного пристрастного отношения к работнику. Широкие дискреционные полномочия (т.е. такие полномочия, которые не ограничены никакими условиями, основаниями или процедурами), всегда считались предпосылкой к совершению коррупционных правонарушений.

Отсутствие же слова "к" может приводить на практике к предоставлению педагогам отпусков продолжительностью 56 или 24 календарных дня, хотя конкретные обстоятельства могут потребовать других вариаций.

Анализируя в одном из предыдущих комментариев возможность отправки учителей в простой во время летних каникул, я пришел к выводу, что "объявление простоя вряд ли будет законным и обоснованным решением директора школы в условиях введенного военного положения". Читайте это разъяснение по ссылке.

То есть, руководителю учебного заведения следует предоставлять работникам заслуженный ежегодный отпуск продолжительностью 56 календарных дней, или, согласно Закону, предоставлять им отпуск 24 календарных дня по соответствующему (по моему мнению все же "обоснованным" решением) и тогда обеспечивать работника работой.

Предоставление же работникам ежегодного отпуска 24 календарных дней и отправки на другие 32 дня в простой будет выглядеть нелогичным, необоснованным и незаконным решением руководителя учебного заведения.

Александр Сыч, юрист, помощник-консультант народного депутата Украины, заместитель директора департамента правового обеспечения МОН в 2016-2018 годах, один из составителей законов Украины "Об образовании" и "О полном общем среднем образовании"

Титульное фото: автор – racorn, Depositphotos

Эта публикация была представлена ​​ОО "Смарт образование" в рамках Программы содействия общественной активности "Присоединяйся!", которая финансируется Агентством США по международному развитию (USAID) и осуществляется Pact в Украине.

Содержание публикации является исключительной ответственностью Pact и его партнеров и не обязательно отражает взгляды Агентства США по международному развитию (USAID) или правительству США.

https://nus.org.ua

Комментарии к материалу