Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Как правильно уведомить ГФС о неприбыльности учреждения

В настоящее время проводится кампания по направлению органами ГФС запросов о документальном подтверждении неприбыльности. Запросы отправляются в учреждения и организации (в т. ч. и в бюджетные), включенные в Реестр неприбыльных учреждений и организаций (далее – Реестр) на день вступления в силу Закона от 17.07.15 г. № 652-VIIІ, то есть на 13.08.15 г.

Такие действия контролирующих органов предусмотрены постановлением КМУ от 13.07.16 г. № 440. После получения запроса учреждение должно отправить ответ в течение календарного месяца. 

Что хотят получить органы ГФС? Судя по содержанию п. 2 Постановления № 440, – подтверждение соответствия неприбыльной организации требованиям п. 133.4 Налогового кодекса (далее – НК) и копию учредительных документов. Это необходимо, чтобы оставить учреждение в Реестре, новый порядок ведения которого утвержден также Постановлением № 440. 

Поэтому приведем перечень требований, предусмотренных вышеупомянутым п. 133.4 НК, и примерное содержание подтверждения соответствия этим требованиям (утвержденной формы ответа на упомянутый запрос или структуры такого документа не существует).

Соответствие неприбыльной организации одновременно требованиям, приведенным в пп. 133.4.1 НК

1. Организация создана и зарегистрирована в порядке, определенном законом, регулирующим деятельность соответствующей неприбыльной организации (абзац первый пп. 133.4.1 НК). 

По данному требованию в информации для ГФС, например, общеобразовательное учебное заведение может отметить, что оно создано согласно Закону от 13.05.99 г. № 651-XIV «Об общем среднем образовании», а зарегистрировано (можно указать дату и номер записи в Едином государственном реестре) – согласно Закону от 15.05.03 г. № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» (Закон изменил название и редакцию с 13.12.15 г., возможно, на момент регистрации он назывался «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей»).

2. Учредительные документы организации содержат запрет распределения полученных доходов (прибылей) или их части между учредителями (участниками), членами такой организации, работниками (кроме оплаты их труда, начисления ЕСВ), членами органов управления и другими связанными с ними лицами (абзац второй пп. 133.4.1 НК).

Такое распределение не присуще бюджетным учреждениям, с чем согласилась ГФС в письме от 02.02.16 г. № 3325/7/99-99-15-02-02-17: «...Бюджетные учреждения вообще не наделены правом распределения полученных доходов (прибылей) или их части между учредителями (участниками), членами такого учреждения, работниками (кроме оплаты их труда, начисления единого социального взноса), членами органов управления и другими связанными с ними лицами, а их доходы (прибыли) являются доходами бюджета». 

3. Учредительные документы организации предусматривают передачу активов одной или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида или зачисление в доход бюджета в случае прекращения юридического лица (в результате его ликвидации, слияния, разделения, присоединения или преобразования) (абзац третий пп. 133.4.1 НК). 

Здесь ситуация аналогична изложенной в предыдущем пункте. В вышеупомянутом письме ГФС речь идет о том, что для бюджетных учреждений законодательством предусмотрен лишь один вариант развития событий (а не все перечисленные в этом пункте) – все активы бюджетного учреждения в результате его ликвидации, слияния, разделения, присоединения или преобразования зачисляются в доход бюджета.

Однако, несмотря на понимание таким уважаемым государственным органом бюджетных тонкостей, в законодательстве какие-либо исключения для бюджетных учреждений не появились.

Поэтому в данной ситуации учреждение должно либо принять решение о внесении изменений в учредительные документы (положение или устав), а именно дополнить их положениями приведенных выше абзацев второго и третьего пп. 133.4.1 НК, либо направить органу ГФС вместе с информацией копии учредительных документов в таком виде, который они имеют в настоящий момент, без внесения изменений. 

В последнем случае в информации следует указать причины отсутствия в учредительных документах записей, соответствующих требованиям абзацев второго и третьего пп. 133.4.1 НК. При этом можно воспользоваться аргументами, приведенными в вышеупомянутом письме ГФС, со ссылкой на него. Риск не попасть в Реестр здесь небольшой, ведь если орган ГФС не согласится с решением учреждения (заявит об этом в письменном виде), то есть время исправить ситуацию до 01.01.17 г. (абзац четвертый п. 2 Постановления № 440).

4. Организация внесена контролирующим органом в Реестр неприбыльных учреждений и организаций. 

В подтверждение данного факта учреждение может предоставить информацию о дате и номере решения налогового органа о внесении его в Реестр. Такой документ в последнее время выдавался неприбыльным организациям в соответствии с приказом Минфина от 24.01.13 г. № 37, который утратил силу 05.08.16 г. Можно приложить копию такого решения.

Соответствие неприбыльной организации требованиям, приведенным в пп. 133.4.2 НК

В ответе на запрос о неприбыльности следует также заверить орган ГФС в том, что доходы учреждения используются исключительно для финансирования расходов на содержание такой неприбыльной организации, реализации цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных ее учредительными документами.

Считаем целесообразным внести и такую норму в текст учредительного документа (в случае ее отсутствия), если уж учреждение решит вносить в него изменения, о которых мы говорили выше. В связи с этим следует проконтролировать, на самом ли деле доходы от предоставления платных услуг по соответствующим для отрасли перечням, утвержденным Кабмином, направляются на выполнение целей и задач, определенных учредительными документами учреждения. Например, важно, чтобы доходы от платных услуг по ремонту мебели, которые может предоставлять учебное заведение согласно пп. 3 п. 5 Перечня, утвержденного постановлением КМУ от 27.08.10 г. № 796, были направлены именно на выполнение уставных задач этого заведения.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы