Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Началось формирование бюджета-2022

25.06.2021 67 0 0

Прежде всего напомним, что согласно Заключительным положениям Закона от 13.04.20 г. № 553-ІХ «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» (далее – Закон № 553) с 18.04.20 г. до 01.01.21 г. временно не применялись нормы ст. 33 Бюджетного кодекса (далее – БК). 

Согласно ст. 33 БК Минфин должен составлять Бюджетную декларацию как документ среднесрочного бюджетного планирования, который определяет принципы бюджетной политики и показатели госбюджета на среднесрочный период и служит основой для составления проекта госбюджета и прогнозов местных бюджетов. Итак, как и предусматривает БК, проект Бюджетной декларации составлен своевременно, и теперь ее в установленном порядке должна принять Верховная Рада.

Ныне постановлением КМУ от 31.05.21 г. № 548 одобрена Бюджетная декларация на 2022–2024 годы, в которой, в частности, определены главные бюджетные показатели, которые будут служить основой для составления проекта госбюджета в следующем году. Правда, текста декларации, которую утвердил КМУ, нет, поэтому пользуемся текстом проекта декларации, предложенным Минфином. Итак, на протяжении 2022–2024 годов планируется следующий алгоритм установления минимальной заработной платы (далее – МЗП): с 01.01.22 г. – 6 500 грн; с 01.10.22 г. – 6 700 грн; с 01.01.23 г. – 7 176 грн; с 01.01.24 г. – 7 665 грн.

Важным показателем является и размер должностного оклада работника 1-го тарифного разряда Единой тарифной сетки, который запланирован так: с 01.01.22 г. – 2 893 грн; с 01.10.22 г. – 2 982 грн; с 01.01.23 г. – 3 193 грн; с 01.01.24 г. – 3 411 грн. Однако расходы на оплату труда работников госорганов и судей рассчитаны на уровне 2021 года, то есть так же будут считать расходы и на 2023– 2024 годы.

Для бюджетников (например, работников заведений культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты и т. п.), как и раньше, расходы прогнозируются исходя из вышеупомянутых размеров МЗП и должностного оклада работника 1-го тарифного разряда ЕТС.

Согласно ст. 33 БК Кабмин подает Бюджетную декларацию в Верховную Раду вместе с финансово-экономическими обоснованиями. В частности, в нем должны содержаться расчеты и пояснения к положениям и показателям этой декларации, ориентировочные показатели расходов госбюджета по функциональной классификации расходов и кредитования бюджета с указанием приоритетных направлений.

Важным является и постановление КМУ от 31.05.21 г. № 586 «Об одобрении Прогноза экономического и социального развития Украины на 2022–2025 годы» (далее – Постановление № 586), приложением к которому являются Основные прогнозные макропоказатели на указанный период. Так, по Постановлению № 586 номинальный ВВП в дальнейшем будет расти более высокими темпами в сравнении с 2021 годом, то есть на 3,8 %, 4,7 % и 5 % ежегодно соответственно.

Номинальный среднемесячный заработок 2022 года вырастет на 4,4 % в сравнении с этим годом, а в дальнейшем увеличение будет на уровне 12,5 и 11,1 % соответственно. 

Замедлится рост безработицы, которая в 2024 году составит 7,8 % (согласно отчету 2020 года – 9,5 %), а также не прогнозируется существенное повышение потребительских цен и цен производителя. Попутно скажем, что ныне активно прорабатывается проект закона, который предусматривает другой механизм формирования прожиточного минимума. Также планируется не применять этот показатель как расчетный не только для оплаты труда, а и в других случаях (например, применение штрафных санкций и т. п.).

Постановление КМУ от 31.05.21 г. № 548 вступило в силу с 03.06.21 г. («Урядовий кур’єр» от 03.06.21 г. № 105).

Постановление КМУ от 31.05.21 г. № 586 вступило в силу с 11.06.21 г. («Урядовий кур’єр» от 11.06.21 г. № 111).

Комментарии к материалу