Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Реформирование здравоохранения с точки зрения первичной медпомощи: что важно знать ОМС

03.01.2024 78 0 0

Реформирование системы здравоохранения и обеспечение доступности первичной медицинской помощи являются одними из ключевых задач правительства и органов местного самоуправления. В этой статье мы предлагаем рассмотреть аналитические материалы и отчеты международных организаций по актуальным вызовам и тенденциям при обеспечении предоставления медицинских услуг на территории общества в нынешних сверхсложных условиях.

Одним из главных вызовов сегодняшнего дня, с которым пытается справиться система здравоохранения (ОС), стал отток квалифицированных медицинских кадров. Из-за оккупации и вынужденной миграции по состоянию на начало 2023 года, по данным отчета «Здравоохранение во время войны» (1 - в списке источников ниже), Украину покинули около 90 тысяч квалифицированных медицинских работников. Из них около 14 тысяч – это врачи, фармацевты, 33 тысячи – медицинские сестры и около 21 тысячи – акушеры. По состоянию на апрель 2023 года, только в Республике Польша украинскими врачами было подано около 3383 заявлений на проведение врачебной практики, из которых 2369 были согласованы. Эта тенденция по разным странам вынужденного переселения украинцев только растет. Относительно внутренней вынужденной миграции врачей только в Полтавской области наблюдается незначительное увеличение (на 3%) врачей по сравнению с 2021 годом.

Понимая кризис, в котором оказалась система ОС в Украине из-за войны, значительное изменение демографического профиля населения, миграцию медицинских кадров, большое разрушение медицинской инфраструктуры, стремительное изменение статистических показателей по инфекционным и неинфекционным заболеваниям, профилактике и иммунизации, Всемирная организация я (далее – ВОЗ) и ряд других международных проектов постоянно работают над анализом текущей ситуации и подготовкой рекомендаций по адаптации системы ОС к этим новым условиям и вызовам. Сегодня одной из основных рекомендаций, предоставляемых указанными институтами, является развитие доступной первичной медицинской помощи (ПМД) с расширенными сервисами на уровне общины, увеличение полномочий медицинских сестер и интеграция с другими социальными сервисами (2).

Принимая эти рекомендации для более глубокого анализа, ВОЗ подготовила отчет «Финансирование ГТД в Украине: анализ ситуации и рассмотрение политик» (3), который был опубликован в октябре 2023 г. В этом отчете были освещены основные рекомендации по возможным дальнейшим шагам для развития ГТД в Украине . Из изложенного в отчете можно выделить несколько направлений, а именно:

Более подробно определить роль ОМС в финансировании ПМД для уменьшения дублирования с Программой медицинских гарантий и поощрять ОМС уделять больше внимания финансированию конкретных местных потребностей.

Начать комплексную мониторинговую систему для отслеживания и анализа различных аспектов предоставления ПМД, включая оценку тех барьеров в предоставлении ПМД, которые сейчас существуют. Разработать решение вместе с владельцами заведений ОС, которые будут включать как необходимые изменения в услугах, так и использование финансовых поощрений.

Просмотреть критерии возможности контрактирования провайдера ГТД для предоставления полного пакета услуг в соответствии со спецификациями контрактирования и избегать злоупотреблений перенаправлениями к узким специалистам путем разработки четких критериев выдачи направлений.

Учитывать в механизмах контрактирования обеспечение провайдерами ПМД определенного минимума требований к контрактовке, включая географическую доступность и качество обслуживания.

Усилить роль, ответственность и клинические навыки всех членов команды ПМД для оптимизации медицинской помощи, особенно в разрезе управления хроническими заболеваниями и потребностями, вызванными последствиями войны.

Также в отчете указаны те шаги, которые отражают запросы от общин по включению коммунальных услуг в капитационную ставку, переоценки коэффициентов капитационных ставок в соответствии с возрастной группой 65+, введение дополнительных коэффициентов для территорий с низкой плотностью населения и большими расстояниями до центров ГТД.

Учитывая эти рекомендации, уже определенным образом отраженные в Постановлении Кабинета Министров Украины от 17 октября 2023 г. №1093 «О внесении изменений в постановление КМУ от 25 апреля 2018 г. №410» (5) относительно мониторинга со стороны НСЗУ и требованиях к контрактовке НСЗУ на 2024 год становится очевидным, что традиционные подходы к оценке способности заведений ОС трансформируются таким образом, что на первый план выходит именно состоятельная медицинская услуга. Поэтому для ОМС становится критически важным переосмыслить медицинские услуги, предоставляемые жителям общества, в первую очередь с точки зрения их наличия и доступности. Так о каких же услугах идет речь? Это:

  • базовая неотложная помощь,
  • общие клинические услуги,
  • помощь матерям и новорожденным,
  • здоровье детей,
  • неинфекционные заболевания,
  • инфекционные болезни,
  • психическое здоровье,
  • сексуальное и репродуктивное здоровье,
  • полное излечение незначительных травм.

Также важно понимать, каким образом эти услуги предоставляются жителям вашего общества с учетом географической доступности,безвозмездности и соответствии с требованиями контрактирования НСЗУ. И еще, какие препятствия при формировании состоятельной сети медицинских услуг:

  • нехватка медицинского оборудования,
  • нехватка медицинских изделий,
  • нехватка медперсонала,
  • недостаток подготовки медперсонала,
  • нехватка финансовых ресурсов.

В наших условиях критически ограниченных финансовых ресурсов ориентир именно на состоятельную медицинскую услугу, а не на наличие заведения ОС становится важным для принятия дальнейших управленческих решений. И не смотря на ограниченность ресурсов, такие явления как обучение среднего медицинского и врачебного персонала, перестройка внутренних процессов в учреждениях ОС с акцентом на предоставление способной медицинской услуги, работа по профилактике неинфекционных заболеваний, доступ к аптекам, работающим по программе «Доступные лекарства». выходят на новый уровень в каждой общине. Важно подчеркнуть, что в этом перечне главную роль должно играть именно получение дополнительных компетенций медицинским персоналом, ведь с определением критериев предоставления направлений на консультации к узким специалистам именно врачи ПМД должны будут взять на себя часть этих консультаций. А в свою очередь средний медицинский персонал будет должен приобрести дополнительные компетенции и, уже с расширенными полномочиями, перенять на себя часть рутинной работы, которую сейчас проводят врачи ПМД. Приобретение дополнительных компетенций, углубление существующих знаний и навыков требует времени и ресурсов, именно поэтому об этом стоит задуматься уже сейчас.

Все признают, что сегодня перед ОМС стоит большое количество задач. И в ситуации военного положения, постоянных изменений и неопределенности поддержка возможности системы ОС и доступности медицинских услуг для жителей общин возможна только через объединение усилий как в общине, так и за ее пределами. А еще из-за совместной адвокации потребностей для развития, развития и поддержки состоятельной сети медицинских услуг. Реалистическая оценка ресурсов, анализ потребностей населения и системное прогнозирование с учетом векторов развития медицинской реформы должны найти отражение в управленческих решениях и бюджетах всех без исключения общин в последующий период. Именно от того, насколько качественными и реалистичными будут эти решения и их выполнение, будет зависеть, сможет ли община в будущем иметь доступную медицинскую услугу на своей территории.

https://decentralization.ua

Комментарии к материалу