Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Разъяснение для общин: как использовать генераторы законным и безопасным способом

17.03.2023 187 0 1

В связи с ситуацией, которая сложилась из-за военных действий, для обеспечения непрерывного функционирования органы местного самоуправления покупали и устанавливали генераторы. С эксплуатацией этих генераторов у общин возникают вопросы, ответы на которые изложены в разъяснении экспертов Программы DOBRE:

  • Нужно ли разрешение на использование генератора?
  • Нужна ли лицензия на хранение горючего?
  • Какие основания и организация учета генератора?
  • Как списывать горючее и платить ли эконал?
  • Нужно ли разрешение на использование генератора?

Генераторы не относятся к машинам, механизмам, оборудованию повышенной опасности, указанным в группе А Перечня машин, механизмам, оборудованию повышенной опасности, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 3 февраля 2021 года № 77 (далее – Перечень № 77). Следовательно, разрешение на эксплуатацию генератора, выдаваемого Гоструда и его территориальными органами согласно Порядку выдачи разрешений на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности», утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 26 октября 2011 года № 1107 (далее – Порядок № 1107), получать не нужно.
Вместе с тем потенциально указанное разрешение может потребоваться для оборудования напряжением свыше 1000 В. Однако, на период действия военного состояния машины механизмы оборудования повышенной опасности указанные в пп. 2 - 9 группы А Перечня № 77, разрешено эксплуатировать на основании декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства по вопросам охраны труда (приложение 8 к Порядку № 1107). Такое послабление введено согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 24 марта 2022 года № 357 «Некоторые вопросы выполнения работ повышенной опасности и эксплуатации (применения) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности на период действия военного положения», которое будет действовать до дня прекращения или отмены военного состояния и еще в течение одного месяца после этого.
Следует отметить, что услуги по получению разрешений на выполнение работ повышенной опасности и эксплуатации (применения) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности и регистрации декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства по охране труда доступны в электронном виде через Портал электронных сервисов Минэкономики.

Нужна ли лицензия на хранение горючего?

Распорядители бюджетных средств лицензию на хранение горючего не получают.
Такой вывод основывается на нормах ст. 15 Закона Украины от 19 декабря 1995 года № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах и горючего» (далее – Закон № 481).
Лицензия на право хранения горючего не получается на места хранения горючего, используемые предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местного бюджета.

Какие основания и организация учета генератора?

Для обеспечения организации бухгалтерского учета генератора принципиально знать его цена и срок службы. О фактическом сроке службы генератора можно узнать по гарантийным документам на него; гарантийный срок.
Обычно производителями предоставляется гарантия срока эксплуатации на:

  • бензиновые генераторы – от 2 до 3 лет;
  • дизельные генераторы – 10 и более лет.

Поскольку ожидаемый срок полезного использования генератора более одного года и будет использоваться распорядителем бюджетных средств для собственных нужд, то его следует признавать необратимым активом.
Важно! Хозяйственные операции должны быть отражены в учетных регистрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, с учетом требований национальных стандартов, обязательных к применению субъектами ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.
Распорядителями бюджетных средств применяются национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета в государственном секторе (https://mof.gov.ua/ru/nacionalni-polo...).
Методологические основы формирования в бухгалтерском учете бюджетных учреждений информации об основных средствах, других необоротных материальных активах и незавершенных капитальных инвестициях в необоротные материальные активы определены Национальным положением (стандартом) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 "Основные средства", утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 12 октября 2010 № 1202 (далее – ЧП(С)БОДС 121).
НП(С)БОДС 121 не содержит стоимостного критерия в соответствии с которым осуществляется распределение на основные средства и малоценные необоротные материальные активы.
В соответствии с Методическими рекомендациями по учетной политике субъекта государственного сектора, утвержденными приказом Министерства финансов Украины от 23 января 2015 года № 11, стоимостные признаки предметов, входящих в состав малоценных необоротных материальных активов, субъектт государственного сектора определяет в распорядительном документе об учетной политике с обоснованием критериев определения таких признаков.
Приобретенные главные средства зачисляются на баланс учреждения по начальной стоимости. Составляющие первоначальную стоимость приобретенных объектов основных средств и стоимость оприходования безвозмездно полученных основных средств регулирует НП(С)БОДС 121.
Основанием для ввода генератора в эксплуатацию является распоряжение руководителя.
Следует отметить, что распорядитель бюджетных средств при безвозмездном получении генератора информирует орган Казначейства путем представления Справки о поступлении в натуральной форме (приложение № 25 к Порядку №938) не позднее последнего рабочего дня месяца, в котором получил генератор. Напомним, что приказом Министерства финансов Украины от 30 декабря 2022 года №477 «Об утверждении Изменений в Порядок казначейского обслуживания местных бюджетов» (с учетом изменений) данная справка изложена в новой редакции.
Важно! Согласно части 4 статьи 13 Бюджетного кодекса Украины поступления бюджетных учреждений в виде имущества (активов) в натуральной форме, полученное от других бюджетных учреждений, которые в соответствии с законодательством выполняют функции по управлению объектами коммунальной собственности, в пределах соответствующего бюджета, не являются собственными поступлениями таких бюджетных учреждений. При этом орган Казначейства Справка о поступления в натуральной форме не подается.
Стоимость генератора в процессе использования распределяют и списывают на расход учреждения через амортизацию. Основные средства амортизируются в течение срока полезного использования (п. 5 разд. IV НП(С)БОДС 121). Амортизация необоротных материальных активов начисляется в первом месяце передачи в использование объекта внеоборотных активов в размере 50 процентов его первоначальной стоимости и остальные 50 процентов первоначальной стоимости - в месяце их списания с баланса (п. 8 разд. IV НП(С)БОДС 121).

  Как списывать горючее и платить ли эконал?

Для работы генератора необходимо топливо – дизель или бензин.
Важно! В соответствии с подпунктом 1 подпункта 2.2.7.5 главы 2 Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 12 марта 2012 года № 333 (далее - Инструкция № 333), закупка энергоносителей, используемых в процессе производства энергии КЭКР 2275 "Оплата других энергоносителей и других коммунальных услуг", если закупка этого нефтепродукта (ГСМ) не предусмотрена на другие цели по коду 2210 "Предметы, материалы, оборудование и инвентарь".
Приобретенное горючее следует признавать запасами. Методологические основы формирования в бухгалтерском учете бюджетных учреждений информации о запасах определены Национальным положением (стандартом) бухгалтерского учета в государственном секторе 123 "Запасы", утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 12 октября 2010 № 1202.
Фактически использованное горючее на работу генератора подлежит списанию, исходя из:

  • с момента его работы;
  • норм расхода топлива в час, которые, как правило, завод-производитель отмечает в технической документации.

В случае отсутствия такой информации бюджетному учреждению необходимо утвердить собственные нормы расхода ГСМ для генератора. Для этого следует назначить комиссию специалистов и провести замеры расхода топлива. Замеры использования горючего – это процесс, по которому заливают полный бак топлива и устанавливают, на сколько часов работы генератора его хватит. Например, залили 5 л горючего, которого хватило на 5 час. Следовательно, норма = 5 л /5 ч = 1 л/1 час. Результаты измерения использования горючего генератором следует оформить отчетом произвольной формы.
Обязательно следует зафиксировать в приказе (распоряжении) руководителя норму расхода ГСМ за час работы генератора, которые будут применяться при расчете объема использованного топлива для работы генератора.
Для фиксирования количества отработанных генератором часов необходимо разработать и утвердить Журнал (ведомость) учета работы генератора.
Также следует назначить ответственное лицо, которое будет ежемесячно составлять Отчет об использовании ГСМ для работы генератора (далее – Отчет). Этот Отчет является основанием для списания запасов, поскольку содержит информацию об использованном виде горючего, его количестве и стоимости. Форму Отчета необходимо разработать самостоятельно, предусмотрев обязательные реквизиты первичного документа по требованиям части второй статьи 9 Закона Украины от 16 июля 1999 года XIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине".
Для списания фактически использованного топлива составляется Акт списания запасов по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 13 декабря 2022 №431. Приказ вступил в силу с 20 января 2023, то есть со дня официального опубликования (Официальный вестник Украины № 005 от 20.01.2023).
Акт составляется в двух экземплярах комиссией, назначенной распоряжением (приказом) руководителя учреждения или уполномоченным им лицом и утверждается руководителем учреждения или уполномоченным им лицом.
Первый экземпляр акта передается в бухгалтерскую службудля переноса информации в учетные регистры, о чем делается отметка, второй остается у материально ответственного лица.
Следовательно, для списания с учета горючего, использованного учреждением для работы генератора, предпринимаются следующие обязательные шаги:

  • фиксирование количества отработанных генератором часов;
  • определение объема использованного горючего для работы генератора с учетом количества отработанных генератором часов и норм расхода горючего за час его работы;
  • составление Акта списания запасов, при котором делается отметка бухгалтерской службы об отражении в регистрах бухгалтерского учета.

Экологический налог
Бюджетные учреждения временно, на период действия военного положения на территории Украины и в течение 30 дней со дня его прекращения или отмены, экологический налог по применению генератора не платят.
Это разъясняется тем, что маленькие переносные генераторы не числятся стационарным источником загрязнения.
К сведению! Плательщиками экологического налога согласно п. 240.1 ст. 240 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) есть субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, при внедрении деятельности которых производятся выбросы загрязняющих веществ в атмосферное воздух стационарными источниками загрязнения
Впрочем, Законом Украины от 13 декабря 2022 № 2836-XI временно, на период действия военного положения на территории Украины и в течение 30 дней со дня его прекращения или отмены, для целей применения разд. VIII (Экологический налог) НКУ из определения стационарных источников загрязнения (в значении пп. 14.1.230 п. 14.1 ст. 14 НКУ) исключены электрогенераторные установки.

https://decentralization.gov.ua

Комментарии к материалу