Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Порядок проведения фактической проверки

14.09.2022 52 0 0

Главное управление ГНС в Днепропетровской области напоминает, что фактической считается проверка, производимая по месту фактического производства налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика. Такая проверка осуществляется контролирующим органом по соблюдению норм законодательства по вопросам регулирования обращения наличных, порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, свидетельств, в том числе о производстве и обращении подакцизных товаров, соблюдении работодателем законодательства по заключению трудового договора, оформление трудовых отношений с работниками (наемными лицами)

Нормы установлены п.п. 75.1.3 п. 75.1 ст. 75 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ).

Пунктом 80.1 ст. 80 НКУ определено, что фактическая проверка осуществляется без предупреждения налогоплательщика (лица).

Перед началом фактической проверки по вопросам соблюдения порядка осуществления расчетных операций и ведения кассовых операций должностными лицами контролирующих органов на основании п.п. 20.1.10 п. 20.1 ст. 20 НКУ может быть произведена контрольная расчетная операция (п. 80.4 ст. 80 НКУ).

Допуск должностных лиц контролирующих органов к проведению фактической проверки осуществляется согласно ст. 81 НКУ (п. 80.5 ст. 80 НКУ).

Пунктом 80.6 ст. 80 НКУ определено, что при проведении фактической проверки в части соблюдения работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформлении трудовых отношений с работниками (наемными лицами), в том числе тем, которым установлены испытания, проверяется наличие надлежащего оформления трудовых отношений, выясняются вопросы по ведению учета работы, выполненной работником, учета затрат на оплату труда, сведения об оплате труда работника. Для выяснения факта надлежащего оформления трудовых отношений с работником, осуществляющим трудовую деятельность, могут использоваться документы, удостоверяющие личность, или другие документы, позволяющие его идентифицировать (должностное удостоверение, водительское удостоверение, санитарная книжка и т.п.).

Фактическая проверка проводится двумя и более должностными лицами контролирующего органа в присутствии должностных лиц предприятия или его представителя и/или лица, фактически осуществляющего расчетные операции (п. 80.7 ст. 80 НКУ).

При проведении проверки должностными лицами, осуществляющими такую ​​проверку, может производиться хронометраж хозяйственных операций. По результатам хронометража составляется справка, которая подписывается должностными лицами контролирующего органа и должностными лицами предприятия или его представителя и/или лицами, фактически осуществляющими хозяйственные операции (п. 80.8 ст. 80 НКУ).

Нормами п. 81.1 ст. 81 НКУ предусмотрено, что должностные лица контролирующего органа имеют право приступить к проведению, в частности, фактической проверки при наличии оснований для их проведения, определенных НКУ, и при предъявлении или направлении в случаях, определенных НКУ, таких документов:

  •  направление на проведение такой проверки, в которой указываются дата выдачи, наименования контролирующего органа, реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки, наименования и реквизиты субъекта (фамилия, имя, отчество физического лица – проверяемого плательщика налога) или о проверка которого проводится, цель, вид (документальная плановая/внеплановая или фактическая), основания, дата начала и продолжительность проверки, должность и фамилия должностного (должностного) лица, которое будет проводить проверку. Направление на проверку в таком случае действительно при наличии подписи руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа, скрепленного печатью контролирующего органа;
  •  копии приказа о проведении проверки, в котором указываются дата выдачи, наименование контролирующего органа, наименование и реквизиты субъекта (фамилия, имя, отчество физического лица – проверяемого плательщика налога) и в случае проведения проверки в другом месте – адрес проверяемого объекта, цель, вид (документальная плановая/внеплановая или фактическая проверка), основания для проведения проверки, определенные настоящим Кодексом, дата начала и продолжительность проверки, период деятельности, который будет проверяться. Приказ о проведении проверки действителен при наличии подписи руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа и скрепления печатью контролирующего органа;
  •  служебного удостоверения лиц (надлежащим образом оформленного соответствующим контролирующим органом документа, удостоверяющего должностное (служебное) лицо), указанных в направлении проведения проверки.

Пунктом 81.2 ст. 81 НКУ предусмотрено, что в случае отказа налогоплательщика и/или должностных (должностных) лиц налогоплательщика (его представителей или лиц, фактически производящих расчетные операции) в допуске должностных (должностных) лиц контролирующего органа до проведения проверки должностными (должностными) лицами контролирующего органа за местом проведение проверки, безотлагательно составляется и регистрируется в контролирующем органе не позднее следующего рабочего дня в двух экземплярах акт, удостоверяющий факт отказа, с указанием заявленных причин отказа, один экземпляр которого вручается под подпись, сразу после его составления, налогоплательщику и/или уполномоченному лице налогоплательщика.

Должностное (должностное) лицо налогоплательщика (его представитель или лицо, которое фактически производит расчетные операции) вправе предоставить свои письменные пояснения к составленному контролирующим органом акту.

В случае отказа налогоплательщика и/или его должностных (должностных) лиц (представителей или лиц, фактически производящих расчетные операции) подписать акт, удостоверяющий факт отказа в допуске к проведению проверки, и/или в случае отказа получить экземпляр этого акта или предоставить письменные пояснения к нему, должностными (должностными) лицами контролирующего органа составляется акт, удостоверяющий такой факт, и регистрируется в контролирующем органе не позднее следующего рабочего дня.

В случае если при организации, в частности, фактической проверки установлена ​​невозможность ее проведения, должностными (должностными) лицами контролирующего органа безотлагательно составляется и подписывается акт о невозможности проведения проверки, который не позднее следующего рабочего дня регистрируется в контролирующем органе. К такому акту прилагаются материалы, подтверждающие факты, приведенные в таком акте. Указанный акт и материалы направляются контролирующим органом налогоплательщику в порядке, определенном ст. 42 НКУ.

Согласно абзацу первому п. 86.5 ст. 86 НКУ акт (справка) о результатах фактических проверок, определенных ст. 80 НКУ, составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами контролирующих органов, проводивших проверку, регистрируется не позднее следующего рабочего дня после окончания проверки. Акт (справка) о результатах указанных проверок подписывается лицом, осуществлявшим расчетные операции, налогоплательщиком и его законными представителями (при наличии).

Подписание акта (справки) таких проверок лицом, осуществлявшим расчетные операции, налогоплательщиком и/или его представителями и должностными лицами контролирующего органа, проводившими проверку, осуществляется по месту проведения проверки или в помещении контролирующего органа (абзац третий п. 86.5 ст. 86 НКУ).

https://dp.tax.gov.ua

Комментарии к материалу