Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Об установлении условий оплаты труда работникам, ведущим военный учет на предприятии

11.07.2023 70 0 1

Во время действия военного положения, введенного в соответствии с Законом Украины «О правовом режиме военного положения» от 12.05.2015 г. № 389-VIII, действуют ограничения и особенности организации трудовых отношений, установленные Законом № 2136. Настоящий Закон действует исключительно в период военного состояния и теряет силу со дня его прекращения или отмены, кроме части третьей ст. 13 Закона №2136.

Согласно части третьей статьи 1 Закона №2136 в период действия военного положения не применяются нормы законодательства о труде в части отношений, урегулированных указанным Законом.

В соответствии с ч.1 ст.10 Закона Украины «Об организациях трудовых отношений в условиях военного положения» заработная плата выплачивается работнику на условиях, определенных трудовым договором.

Условия трудовых договоров, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством Украины о труде, недействительны.

Запрещается принуждение работника к заключению трудового договора, содержащего условия, по которым между работником/этой и работодателем не достигнуто взаимное согласие. (статья 9 КЗоТ).

Сотрудники имеют право на оплату своего труда в соответствии с актами законодательства и коллективного договора на основании заключенного трудового договора (статья 21 Закона №108/95).

Субъекты организации оплаты труда не имеют права в одностороннем порядке принимать решения по вопросам оплаты труда, ухудшающие условия, установленные законодательством, соглашениями и коллективными договорами (статья 22 Закона №108/95).

Следует учесть, что на период действия военного положения Законом №2136 установлены следующие особенности регулирования трудовых отношений, касающиеся и установления условий оплаты труда:

  • в период действия военного положения стороны с согласия определяют форму трудового договора (ч.1ст.2 Закона №2136);
  • уведомление работника об изменении существенных условий труда и изменении условий оплаты труда, предусмотренных частью третьей статьи 32 и статьей 103 Кодекса законов о труде Украины, осуществляется не позднее, чем до введения таких условий.(ч.2 ст3 Закона № 2136). (Норма Закона №2136 в части, касающейся статьи 103 КЗоТ, согласно которой работодатель в одностороннем порядке может изменить условия оплаты труда в сторону ухудшения без уведомления работника за 2 месяца до таких изменений действует с 19.07.2022 года);
  • стороны трудового договора могут договориться об альтернативных способах создания, пересылки и хранения приказов (распоряжений) работодателя, уведомлений и других документов по вопросам трудовых отношений и о любом другом доступном способе электронной коммуникации, который избран по соглашению между работодателем и работником.(ч. 2 ст7 закона № 2136);
  • на период военного положения действие отдельных положений коллективного договора может быть остановлено по инициативе работодателя (ч.1 ст.11 Закона № 2136).

В соответствии с требованиями ч.5 ст. 34 Закона №2232 персональный учет призывников и военнообязанных по месту их работы или обучения возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений независимо от подчинения и форм собственности.

Согласно требованиям статьи 141 КЗоТ руководитель в пределах предоставленных полномочий обязан правильно организовать труд работников, на которых в частности возлагаются обязанности по ведению военного учета, создавать условия для роста производительности труда, обеспечивать трудовую и производственную дисциплину, неукоснительно соблюдать законодательство о труде и правил охраны труда, внимательно относиться к потребностям и запросам работников, улучшать условия их труда и быта.

Военный учет призывников, военнообязанных и резервистов ведется в соответствии с Порядком №1487.

Согласно пункту 9 Порядка №1487 для надлежащего функционирования системы военного учета (обеспечения ее автоматизации с применением Единого государственного реестра призывников, военнообязанных и резервистов) определяется количество лиц, ответственных за ведение военного учета, с учетом следующих норм:

1) в районных (городских) территориальных центрах комплектования и социальной поддержки, в частности в обособленных отделах, а также в Центральном управлении или региональных органах СБУ, подразделениях Службы внешней разведки (далее – органы СБУ, подразделения Службы внешней разведки), при наличии пребывания на военном учета:

  • до 1500 призывников, военнообязанных и резервистов – один человек;
  • от 1500 до 3000 призывников, военнообязанных и резервистов – два человека;
  • более 3000 призывников, военнообязанных и резервистов – три человека, а на последующие 3000 призывников, военнообязанных и резервистов – по одному лицу дополнительно;

2) в органах местного самоуправления при наличии на военном учете:

  • от 501 до 1000 призывников, военнообязанных и резервистов – один человек;
  • от 1001 до 2000 призывников, военнообязанных и резервистов – два человека, а на последующие 1000 призывников, военнообязанных и резервистов – по одному лицу дополнительно;

3) в государственных органах, на подп

  • риемствах, в учреждениях и организациях при наличии на военном учете:
  • от 501 до 2000 призывников, военнообязанных и резервистов – один человек;
  • от 2001 до 4000 призывников, военнообязанных и резервистов – два человека;
  • от 4001 до 7000 призывников, военнообязанных и резервистов – три человека, а на каждые последующие от 1 до 3000 призывников, военнообязанных и резервистов – по одному лицу дополнительно.

При наличии на военном учете менее 500 призывников, военнообязанных и резервистов обязанности по ведению военного учета возлагаются на лицо службы персонала, которому устанавливается доплата в размере до 50 процентов должностного оклада, а для государственных служащих – в пределах экономии фонда оплаты труда. (пункт 10 Порядка №1487)

Согласно пункту 12 Порядка №1487, должностные оклады работников, ответственных за ведение военного учета, устанавливаются на уровне должностных окладов работников службы персонала, кроме государственных служащих.

Таким образом, конкретный размер оплаты труда работников за исполнение обязанностей по ведению военного учета должен определяться сторонами в трудовом договоре с учетом соответствующих положений Порядка №1487:

  • на уровне должностных окладов работников службы персонала, с учетом норм коллективных соглашений и коллективного договора о системе оплаты труда и порядке установления размера должностных окладов, если последние не были приостановлены работодателем. В случае приостановления норм коллективного договора стороной работодателя, новые условия оплаты труда должны устанавливаться с соблюдением требований статьи 15 Закона № 108/95.
  • при наличии на военном учете менее 500 работников – размер доплаты устанавливается при взаимном согласии сторон трудового договора с соблюдением норм, если таковые предусмотрены, коллективных соглашений и коллективного договора. При этом ограничения по доплате (до 50%) не являются обязательными, например для частных предприятий, которые могут устанавливать в пределах своих полномочий и за счет собственных средств более высокие размеры доплаты.

Правовой основой для установления доплаты за ведение военного учета на условиях совмещения профессий (должностей) и за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника является статья 105 КЗоТ. Работникам, выполняющим на том же предприятии, в учреждении, организации наряду со своей основной работой, оговоренной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнения обязанностей временно отсутствующего работника.

Размеры доплат за совмещение профессий или исполнения обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются на условиях, предусмотренных в коллективном договоре.

Возложение дополнительных обязанностей на работника по сравнению с условиями ранее заключенного трудового договора возможно исключительно с согласия работника.

Следует отметить, что в связи с изменениями в организации производства и труда допускается изменение существенных условий труда при продолжении работы по той же специальности, квалификации или должности (ч.3 ст.32 КЗоТ). Об изменении существенных условий труда – систем и размеров оплаты труда, льгот, режима работы, установления или отмены неполного рабочего времени, совмещения профессий, смене разрядов и наименования должностей и других – работники должны быть уведомлены не позднее, чем до введения таких условий.

Работодатель имеет право изменить условия оплаты труда в сторону ухудшения, например, размер доплаты за ведение военного учета и когда это непосредственно не вызвано изменениями в организации труда (статья 103 КЗоТ).

В этом случае работодатель также должен уведомить работника об изменении до того, как он (она) начнет выполнять работу в новых условиях.

Работодатель его должностные лица не имеют права принуждать работника к заключению трудового договора, содержащего условия, в отношении которых между работником/этой и работодателем не достигнуто взаимного согласия (статья 9 КЗоТ).

Если прежние существенные условия труда не могут быть сохранены, а работник/эта не согласен/на продолжение работы в новых условиях, то трудовой договор прекращается по п. 6 ст. 36 КЗоТ (ч. 4 ст. 32 КЗоТ). Согласно ст. 44 КЗоТ при увольнении на основании п. 6 ст. 36 КЗоТ работнику/эти выплачивается выходное пособие в размере не менее среднего месячного заработка.

https://smu.dsp.gov.ua

Комментарии к материалу