Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Может ли работодатель расширить круг обязанностей работника, выходящих за пределы его должностной инструкции и обязать выполнять дополнительные трудовые обязанности?

26.01.2022 172 0 0

    Ситуации, когда работники выполняют работу не только за себя, но и за коллегу, встречаются довольно часто. Причиной тому могут являться отпуск, болезнь или командировки сотрудника по работе. А бывает и так, что работник просто совмещает профессии (должности) на одном и том же предприятии. Как правильно оформлять такую ​​дополнительную трудовую нагрузку? Как его оплачивать? Имеет ли право работодатель в должностной инструкции работника, подписанный как основную по трудовому договору, вносить в одностороннем порядке изменения и прописывать выполнение работы по другой профессии?

     Разъяснение по вышеуказанным вопросам предоставляет главный государственный инспектор отдела по вопросам соблюдения законодательства о труде, занятости и других нормативно правовых актов Управления Гоструда в области Инна Кривенко. Работодатель решил увеличить трудовую нагрузку на работника. Как это можно сделать, не нарушив трудовое законодательство.

     Важны нюансы дополнительной трудовой нагрузки. Прежде всего следует помнить, что ст. 31 КЗоТ запрещает требовать от гражданина выполнения работы, не оговоренной его трудовым договором. Хотите расширить круг обязанностей работника по сравнению с его должностной (рабочей) инструкцией?

У вас для этого всего два пути:

  • или получить согласие работника,
  • или использовать порядок, установленный ч. 3 ст. 32 КЗоТ.

     Речь идет об изменении существенных условий труда в связи с изменениями организации производства и труда (при наличии оснований). О таком изменении вы обязаны сообщить работнику не позднее, чем через два месяца. Причем в этом случае неважно, касается это изменение всех работников предприятия или связано с возложением дополнительных обязанностей только по одному конкретному рабочему месту (должности). Например, имеет ли право работодатель в должностной инструкции водителя, которую он подписал как основную по трудовому договору, вносить в одностороннем порядке изменения и прописывать выполнение работы по другой профессии, а именно, обязанности слесаря ​​по эксплуатации и ремонту газового оборудования? Следует отметить, что в обязанности водителя автотранспортных средств, перечисленных в Справочнике квалификационных характеристик профессий работников, не включены обязанности слесаря ​​по эксплуатации и ремонту газового оборудования. Ведь эти обязанности отнесены к квалификационным требованиям по другой профессии.

     Расширение трудовых обязанностей работника возможно либо с согласия работника, либо в порядке, установленном частью третьей ст. 32 КЗоТ, при наличии оснований. Должностные инструкции после утверждения руководителем предприятия, организации, учреждения или по поручению его заместителями доводятся до работников под подпись. В должностные инструкции могут быть внесены изменения, дополнения только на основании приказа руководителя предприятия, учреждения, организации с согласия работника. Приказ о внесении изменений, дополнений к должностной инструкции издается при перераспределении обязанностей между работниками в связи с сокращением численности, рациональным разделением труда. Следовательно, работодатель не может в одностороннем порядке принять решение о внесении изменений и дополнений в должностную инструкцию работника. Каким образом можно привлечь работника к выполнению дополнительных функций? Действующее законодательство предусматривает несколько способов. Назовем их: - исполнение обязанностей временно отсутствующего работника; - временное покровительство; - совмещение профессий (должностей); – расширение зоны обслуживания, увеличение объема выполняемых работ. Чтобы понимать, какой из этих способов применять в каждом конкретном случае, нужно, прежде всего, установить, в связи с чем потребовалось увеличить работнику трудовую нагрузку. Предположим, руководитель поручаете работнику выполнять работу временно отсутствующего коллеги, поскольку тот находится в ежегодном отпуске, в командировке, на больничном, в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком и т.д. При этом за коллегой сохраняется место работы (должность). Здесь имеется исполнение обязанностей временно отсутствующего работника или временное покровительство.

     Другое дело, если у работодателя появилась вакантная должность (например, из-за увольнения любого работника и т.п.) и он привлекает работника к исполнению дополнительных обязанностей по этой должности. В случае руководитель имеет дело с совмещением профессий (должностей) или расширением зоны обслуживания (увеличением объема выполняемых работ).Порядок оформления перечисленных способов выполнения работниками дополнительных обязанностей, а также условия их оплаты регламентируют КЗоТ, постановлением Совмина СССР «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» от 04.12.81 г. № 1145, Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС «О порядке оплаты временного покровительства» от 29.12.65 г. № 30/39, Инструкция по применению постановления Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г. № 1145, утвержденная Госкомтрудом, Минфином СССР и ВЦСПС от 14.05.82 г. № 53- ВЛ.
А как насчет прекращения выполнения дополнительных трудовых обязанностей?
     Оно происходит: по договоренности между работником и работодателем (например, на основании заявления этого работника) или в связи с изменениями в организации производства и труда (ч. 3 ст. 32 КЗоТ).
Кроме того, работодатель может лишить работника дополнительных обязанностей и без предупреждения. Когда это происходит? Если в приказе (распоряжении) о возложении этих обязанностей указан срок их действия или условия, при которых они прекращаются.
      Рассмотрим подробно каждый из указанных выше способов выполнения работниками дополнительных функций.
Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
      С исполнением обязанностей временно отсутствующего работника мы сталкиваемся, когда работник предприятия вместе со своей основной работой, предусмотренной трудовым договором, соглашается выполнять в течение установленной законодательством продолжительности рабочего времени (рабочей смены) обязанности временно отсутствующего работника (ст. 105 КЗоТ и п. 1). 2 постановления №1145).
То есть в этом случае работник:
1) не освобождается на время выполнения чужой работы от основной работы, предусмотренной его трудовым договором;
2) выполняет дополнительные обязанности в течение рабочего дня (смены) с соблюдением нормальной продолжительности рабочего времени, установленной КЗоТ;
3) выполняет дополнительную работу вместо коллеги, временно отсутствующий в связи с болезнью, отпуском, командировкой или по другим уважительным причинам, т.е. когда за таким коллегой сохраняется место работы (должность);
4) соглашается с увеличением трудовой нагрузки.
      Лучше получить от работника, который будет заменять, письменное заявление с согласия выполнять дополнительные обязанности.
     На основании этого заявления выдается соответствующий приказ (распоряжение). В нем укажите название должности (профессии), по которой работник-«заменитель» будет исполнять обязанности своего временно отсутствующего коллеги и размер установленной доплаты.
С приказом ознакомьте работника под подписью. Записи об исполнении обязанностей временно отсутствующего работника в трудовую книжку не вносятся.
      За дополнительную погрузку по исполнению обязанностей временно отсутствующего товарища предприятие осуществляет работнику соответствующую доплату (ст. 105 КЗоТ). Размер такой доплаты устанавливается в коллективном договоре, заключенном на предприятии, в пределах его финансовых возможностей, но с соблюдением норм и гарантий, установленных действующим законодательством, генеральными, отраслевыми или региональными соглашениями.
Временное покровительство.
      Временным покровительством считают исполнение служебных обязанностей по должности временно отсутствующего работника, когда это вызвано производственной необходимостью (абзац первый п. 1 разъяснения № 30/39).
Такая производственная необходимость, как и в описанном выше случае, возникает из-за болезни, отпуска, командировки работника или по другим уважительным причинам, т.е. когда за работником сохраняется место работы (должность).
Но временный заместитель, в отличие от исполняющего обязанности временно отсутствующего работника, в период покровительства выполняет исключительно чужие обязанности, а от выполнения своей работы, оговоренной трудовым договором, в настоящее время работник — временный заместитель увольняется
     При этом за ним сохраняется должность, на которую он принят по трудовому договору.
     Внимание! Назначать работника исполняющим обязанности по вакантной должности не допускается (п. 2 разъяснения № 30/39). Исключительный случай — когда для назначения работника на должность требуется согласие высшего органа управления (например, на предприятии может действовать и. о. директора до момента проведения общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью).
Временное покровительство обычно применяют, если нужно заменить работника, занимающего высшую должность. Чаще такого работника высшего уровня заменяет работник должности низшего уровня.
Чтобы возложить на временного заместителя исполнения обязанностей по должности временно отсутствующего работника, выдают соответствующий приказ (распоряжение). Однако делают это только после того, как будущий временный заместитель получил согласие исполнять чужие служебные обязанности.
     С приказом (распоряжением) работника - временного заместителя знакомят под подпись. Вносить в трудовую книжку записи о временном покровительстве не нужно, так как при перемещении работников внутри предприятия в трудовую книжку заносят данные только о переводе сотрудника на другую постоянную работу.
Впрочем, на временно свободную должность можно принять и лицо, не являющееся работником этого предприятия, заключив с ним срочный трудовой договор.

     Если временно отсутствует основной работник в свое отсутствие (или сразу после возвращения) увольняется (независимо от причин), с временным работником срочный трудовой договор прекращается согласно п. 2 ст. 36 КЗоТ. При этом должность основного работника становится вакантной и на нее можно в обычном порядке принять любого работника как по бессрочному, так и по срочному трудовому договору.
     За период временного замещения работнику выплачивают доплату в размере разницы между его фактическим окладом (должностным, персональным) и должностным окладом (без персональной надбавки) работника, которого он замещает (абзац второй п. 1 разъяснения № 30/39).
     В то же время, не имеют права на такую ​​доплату согласно п. 1 Разъяснения № 30/39:

  • штатные заместители руководителя или его помощники (в отсутствие должности заместителя) в случае, если они временно замещают такого руководителя;
  • главные инженеры предприятий, учреждений или организаций в период временного замещения руководителя.

      Однако для хозрасчетных предприятий это не проблема. Они имеют полное право без помощи других решать вопросы оплаты труда собственных работников. Поэтому в коллективном договоре предприятия могут предусмотреть выплату разницы в окладах и штатным заместителям, и помощникам руководителя (письмо Минтруда от 20.01.2005 г. № 18-23).
      Если с целью замещения временно отсутствующего работника на работу принимают гражданина, не являющегося работником этого предприятия (по срочному трудовому договору), то устанавливают ему заработную плату по должности заменяемого работника.
      Совмещение профессий (должностей).
      С совмещением профессий (должностей) мы имеем дело, когда работник вместе со своей основной работой, оговоренной трудовым договором, соглашается выполнять дополнительную работу по другой профессии (должности) у одного и того же работодателя в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочего смены) (п .2 постановления № 1145 и п. 1 Инструкции № 53-ВЛ).
То есть отличительные черты этого способа выполнения работником дополнительных обязанностей заключаются в следующем:
1) совмещение профессий (должностей) предусматривает, что совмещаемая должность внесена в штатное расписание предприятия и она вакантна.
При отсутствии вакансии совмещение невозможно. (на это указывает и ГФСУ в письмах от 14.02.2015 г. № 4979/7/99-99-17-03-01-17 и от 02.06.2015 г. № 11415/6/99-95-42-0216) ;
2) при выполнении обязанностей по вакантной должности работник не освобождается от основной работы, предусмотренной его трудовым договором;
3) при совмещении профессий (должностей) дополнительные обязанности по другой (совмещаемой) профессии (должности) работник выполняет в пределах рабочего времени (смены) по основному месту работы (например, с 9:00 до 18:00 совмещает работу секретаря руководителя с работой менеджера (руководителя) по персоналу);
4) работник соглашается выполнять дополнительные обязанности в порядке совмещения профессий (должностей).
Причем, ч. 1 ст. 21 КЗоТ позволяет сторонам трудового договора самостоятельно решать, какую работу будет выполнять работник, и не содержит никаких исключений по совмещению профессий.
Заметим: введение совмещения профессий (должностей) считается изменением существенных условий труда, поэтому оно возможно, только если (ч. 3 ст. 32 КЗоТ):
а) вызваны изменениями в организации производства и труда;
б) работник был уведомлен (желательно в письменной форме) о введении совмещения профессий (должностей) не позднее двух месяцев.
Если оба указанных условия соблюдены, но работник не соглашается на совмещение профессий (должностей), трудовой договор с ним может быть прекращен на основании п. 6 ст. 36 КЗоТ.
Доверенность работнику выполнять дополнительные обязанности в порядке совмещения профессий (должностей) оформляйте приказом (распоряжением) руководителя предприятия. Но прежде не забудьте получить от работника письменное согласие на такое совмещение.
Записи о совмещении профессий (должностей) в трудовую книжку не вносят Работникам, выполняющим вместе со своей основной работой дополнительную работу по другой профессии (должности) без освобождения от основной работы, осуществляется доплата за совмещение профессий (должностей) (ст. 105 КЗоТ).
Размер такой доплаты устанавливается в каждом конкретном случае отдельно на условиях, предусмотренных коллективным договором, с соблюдением требований генерального соглашения, если его подписывали.
Расширение зоны обслуживания (увеличение размера работы).
Расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ предусматривает выполнение работником вместе со своей основной работой, определяемой трудовым договором, дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности (п. 1 Инструкции № 53-ВЛ).
Чем этот способ выполнения дополнительных обязанностей отличается от совмещения профессий (должностей)? Тем, что при расширении зоны обслуживания (увеличении объема выполняемых работ) работник выполняет дополнительные функции по одной и той же профессии (должности).
А вот совмещение профессий (должностей) предусматривает выполнение дополнительного объема работ по разным профессиям или на разных должностях, предусмотренных штатным расписанием. Во всем остальном оба этих способа возложения на работника дополнительных обязанностей идентичны.Расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемой работы) работника возможно только с его согласия и с учетом требований ч. 3 ст. 32 КЗоТ.
Такие дополнительные обязанности работник должен выполнять в пределах своего рабочего времени (смены) по основному месту работы.
Возложение на работника обязанностей при расширении зоны обслуживания или увеличении объема выполняемых работ оформляйте приказом (распоряжением) руководителя предприятия.
Записи о таких дополнительных обязанностях в трудовую книжку не вносят.
За расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) производится доплата. Ее размер в каждом конкретном случае работодатель устанавливает самостоятельно с учетом положений коллективного договора и отражает его в приказе (распоряжении) о возложении дополнительных функций в порядке расширения зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ).
Следовательно,

  • отдельный трудовой договор с работником во исполнение дополнительных обязанностей не заключают и налоговиков об этом не сообщают;
  • привлечь работника к исполнению дополнительных обязанностей по вакантной должности возможно на условиях совмещения профессий (должностей) или расширения зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ);
  • поручение работнику выполнять дополнительные трудовые обязанности оформляемые приказом (распоряжением) руководителя предприятия;
  • за дополнительную погрузку по исполнению обязанностей временно отсутствующего коллеги или по вакантной должности предприятие осуществляет работнику соответствующую доплату;
  • записи о выполнении дополнительных обязанностей в трудовую книжку работника не вносят

https://kr.dsp.gov.ua

Комментарии к материалу