Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Нужно ли подтверждать неприбыльность учреждения для включения его в новый реестр?


Нужно ли бюджетным учреждениям своими учредительными документами подтверждать неприбыльность, то есть соответствие требованиям п. 133.4 Налогового кодекса (далее – НК) для внесения их в новый Реестр неприбыльных учреждений и организаций (далее – Реестр)?


Напомним, что Порядок ведения Реестра неприбыльных учреждений и организаций, включения неприбыльных предприятий, учреждений и организаций в Реестр и исключения из Реестра утвержден постановлением КМУ от 13.07.16 г. № 440 (далее – Порядок № 440). Это постановление определяет порядок действий контролирующих органов и неприбыльных организаций в переходный период (до 01.01.17 г.) по подтверждению соответствия учредительных документов неприбыльных организаций требованиям НК для включения их в новый Реестр.

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса (далее – БК) бюджетные учреждения являются неприбыльными. К ним относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации, созданные ими в установленном порядке, которые полностью содержатся за счет соответственно государственного бюджета или местного бюджета.

Основным плановым финансовым документом бюджетного учреждения является смета, которой на бюджетный период устанавливаются полномочия по получению поступлений и распределению бюджетных ассигнований на взятие бюджетных обязательств и осуществление платежей для выполнения бюджетным учреждением своих функций и достижения результатов, определенных в соответствии с бюджетными назначениями (п. 30 ч. 1 ст. 2 БК).

Собственные поступления бюджетных учреждений (плата за предоставление услуг, выполнение работ, благотворительные взносы, гранты, подарки и т. п.) включаются в специальный фонд бюджета (ч. 4 ст. 13 БК). Цели, на которые могут быть использованы собственные поступления, связаны с их хозяйственной деятельностью.

Следовательно, бюджетные учреждения не наделены правом распределения полученных доходов (прибылей) или их части между учредителями (участниками) такого учреждения, работниками (кроме оплаты их труда, начисления ЕСВ), членами органов управления и связанными с ними лицами. И доходы таких учреждений являются доходами бюджета. Кроме того, в случае прекращения бюджетного учреждения как юридического лица его активы зачисляются в доходы бюджета.

Таким образом, министерства, другие центральные органы исполнительной власти и учреждения и организации, созданные ими, которые являются бюджетными учреждениями, не должны приводить свои учредительные документы в соответствие с требованиями п. 133.4 НК. Они могут быть включены контролирующими органами в Реестр на основании положений действующего законодательства. Именно на этом настаивает ГФС в письме от 08.11.16 г. № 35754/7/99-99-12-02-01-17.

Кроме того, в письме Минюста от 17.10.16 г. № 35488/ 28454-0-33-16/7 аналогичное разъяснение дано и для органов местного самоуправления: нет необходимости подтверждать им своими учредительными документами соответствие требованиям п. 133.4 НК.

Следовательно, вносить изменения в свои учредительные документы для подтверждения неприбыльного статуса бюджетным учреждениям не нужно. Однако они все равно должны подать полный комплект документов в орган ГФС (независимо от того, получило бюджетное учреждение запрос или нет).

Напомним, что согласно п. 6 Порядка № 440 для включения в Реестр неприбыльное учреждение, в частности бюджетное, должно подать в контролирующий орган регистрационное заявление по форме № 1-РН согласно приложению 1 к данному Порядку, а также заверенные подписью руководителя или представителя такой организации и скрепленные печатью (при наличии) копии учредительных документов бюджетной организации. Заметим, что соответствующие копии не подаются неприбыльными учреждениями, учредительные документы которых обнародованы на портале электронных сервисов в соответствии с Законом от 15.05.03 г. № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» (далее – Закон № 755).

Обратите внимание! Те бюджетные учреждения, которые были включены в Реестр после 13.08.15 г. (со вступлением в силу Закона от 17.07.15 г. № 652-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по налогообложению неприбыльных организаций»), для изменения признака неприбыльности с «0004» на «0031» должны подать заявление по форме № 1-РН с отметкой «изменения».

Напомним, что регистрационное заявление по форме № 1-РН и копии учредительных документов могут быть поданы (отправлены) бюджетным учреждением одним из следующих способов (п. 6 Порядка № 440):

  • лично руководителем или представителем такого учреждения (в обоих случаях следует документально подтвердить лицо и его полномочия) или уполномоченным на это лицом;
  • по почте с уведомлением о вручении и описью вложения;
  • средствами электронной связи в электронной форме при условии регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством, если учредительные документы обнародованы на портале электронных сервисов в соответствии с Законом № 755;
  • госрегистратору как приложение к заявлению о государственной регистрации. Такое заявление в электронной форме передается техническим администратором Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований в контролирующие органы вместе со сведениями о госрегистрации создания юридического лица согласно Закону № 755.

Таким образом, подтверждать неприбыльность бюджетному учреждению не нужно, однако учредительные документы все же следует подать.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

1344 грн. / год

Купить

Лучшие материалы