Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Получение помощи без цены и без подписи в акте приемки-передачи – разъяснение для общин

18.08.2023 47 0 0

Безвозмездно полученные материальные ценности от населения и других благотворителей могут не только пригодиться общине, но и при отсутствии документов создать немало хлопот. Поскольку нет сопроводительных документов, соответственно будут отсутствовать и документы с указанием стоимости полученных ценностей. Что делать обществу в таком случае?

Эксперты Программы USAID DOBRE подготовили отдельное разъяснение и краткую инструкцию по порядку действий в таких случаях.

Кроме того, вы также узнаете ответы на вопросы:

  • как поступить, если оказыватели помощи не оставили подписей в актах приема-передачи;
  • какие дополнительные расходы следует включать при определении первоначальной стоимости имущества;
  • нужно ли проводить независимую оценку имущества и многие другие.

 
Вопросы от территориального общества: «Бесплатно получены материальные ценности от населения и других благотворителей. Но сопроводительных документов нет и соответственно нет документов с указанием стоимости полученных ценностей. Кроме того, оказыватели помощи ее привезли и просто оставили, без подписей в актах приема-передачи. Как действовать?

Первоначальной стоимостью основных средств (далее – ОС) и других внеоборотных материальных активов (далее – ИНМА), полученных безвозмездно от физических и юридических лиц (кроме субъектов государственного сектора), являются:

  • их справедливая стоимость на дату получения с учетом дополнительных расходов

или

  • стоимость, определенная согласно соответствующим первичным документам, с учетом дополнительных расходов. Это предусмотрено п. 7 разд. ІІ Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 12.10.2010 №1202.

Что касается запасов, то аналогичный подход предусмотрен п. 5 разд. ІІ Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета в государственном секторе 123 «Запасы», утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 12.10.2010 No 1202 (далее – НП(С)БУ 123).

Так, первоначальной стоимостью запасов, полученных бесплатно от физических и юридических лиц, признается их справедливая стоимость на дату получения с учетом дополнительных расходов. Дополнительные расходы предусмотрены п. 8 разд. II НП(С)БУ 123.

Первоначальной стоимостью запасов, полученных бесплатно от физических и юридических лиц (кроме субъектов государственного сектора), может быть стоимость, относительно которой есть достоверная информация, в частности согласно соответствующим первичным документам, с учетом дополнительных расходов.

В случае, указанном по данному вопросу, первичных документов с указанием стоимости активов нет. Поэтому необходимо ориентироваться именно на их справедливую стоимость.

Справедливая стоимость – это сумма, по которой можно продать актив или оплатить обязательства при обычных условиях на определенную дату.

Для определения справедливой стоимости нужно определить, какую сумму средств можно получить на конкретную дату, если бы решили продать полученное безвозмездно имущество.

В большинстве своем можно ориентироваться на информацию о ценах на товары в открытом доступе, в сети Интернет.

Например, это могут быть сайты производителей и/или поставщиков соответствующей продукции, прайс-листы и т.д.

При этом необходимо учитывать и техническое состояние и степень износа соответствующего объекта, полученного безвозмездно.

Важно! В первоначальную стоимость таких ценностей также следует включить все дополнительные расходы. К ним обычно относятся расходы на транспортировку, установку, монтаж, отладку и т.д.

Конечно, если такие расходы фактически имели место.

Согласно абз. 4 и 5 п. 5 разд. ІІІ Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 23.01.2015 №11 (далее – Методические рекомендации №11) ОС, полученные безвозмездно, принимаются комиссией, созданной приказом руководителя субъекта государственного сектора, в состав которой обязательно входит работник бухгалтерской службы.

Аналогичная норма запасов прописана в п. 2 ч. V Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 23.01.2015 №11.

При этом действующее законодательство не содержит прямого требования о привлечении к процессу оценки безвозмездно полученных активов профессионального оценщика или проведения независимой оценки такого имущества. Поэтому тратить дополнительные средства на независимую оценку имущества в этом случае не нужно. Тем более, что такая услуга достаточно дорогая.

Комиссия составляет соответствующий документ, в котором указываются наименование и стоимость полученного имущества, на основании которого операции по безвозмездному получению отражаются в бухгалтерском учете.

Таким образом именно комиссия учреждения-получателя благотворительной или гуманитарной помощи должна провести оценку безвозмездно полученных материальных ценностей на дату их поступления.

Если даже имеются сопроводительные документы с указанием стоимости полученных активов, то принимать или нет во внимание информацию о такой стоимости, указанной в сопроводительных первичных документах, решает также комиссия.

Если достоверность информации, приведенной в сопроводительных документах, не вызывает сомнений при оценке безвозмездно полученных материальных ценностей, то целесообразно ориентироваться на эти данные.

В то же время, комиссия учреждения-получателя материальных ценностей имеет полное право оценить безвозмездно полученные материальные ценности по их справедливой стоимости.

Результаты оценки безвозмездно полученных активов комиссия должна отразить в Акте оценки материальных ценностей. Форма этого акта действующим законодательством не утверждена и может быть произвольной.

Относительно актов приема-передачи, как для получения основных средств, так и для получения запасов, типовые формы актов приема-передачи утверждены законодательством.

Так, при безвозмездном получении основных средств в виде благотворительной (гуманитарной) помощи от других юридических и физических лиц следует применять Акт приема-передачи основных средств по типовой форме, утвержденной приказом Министерства финансов Украины «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств субъ объектами государственного сектора и порядка их составления» от 13.09.2016 №818 (далее – приказ №818).

Если речь идет о получении в виде благотворительной (гуманитарной) помощи запасов, то следует применять Акт приема-передачи запасов по типовой форме, утвержденной приказом Министерства финансов Украины «Об утверждении типовых форм по учету и списанию запасов субъектами государственного сектора и порядка их составления » от 13.12.2022 №431 (далее – приказ №431).

Акты приемки-передачи комиссия учреждения имеет право составить в одностороннем порядке. Об этом свидетельствует п. 5 разд. ІІ приказа №818, в котором указано, что при получении основных средств как гуманитарной помощи, подарка, безвозвратной помощи и т.п. акт может составлять комиссия, принимающая основные средства. В этом случае акт может быть составлен в одном экземпляре и утвержден руководителем субъекта государственного сектора, принимающего основные средства.

Аналогичную норму содержит в отношении запасов п. 4 разд. ІІ приказа №431. Так, этим пунктом определено, что при получении материальных ценностей как гуманитарной помощи, подарка, безвозвратной помощи акт приемки-передачи может составлять комиссия субъекта государственного сектора, принимающего материальные ценности. В этом случае акт может быть составлен в одном экземпляре и утвержден руководителем (уполномоченным лицом) субъекта государственного сектора, принимающего материальные ценности.

https://decentralization.gov.ua

Комментарии к материалу